Обзоры, Музыка — 21 октября 2022, 12:01

«Посмотрите, что я наворотил!» Эволюция Arctic Monkeys от дэнс-панка до пиано-рока

В день выхода седьмого альбома Arctic Monkeys мы решили проследить эволюцию группы от дэнс-панка, навеянного новой рок-революцией начала 2000-х и группой The Strokes, до пиано-рока в духе Сержа Генсбура и составить топ-20 песен фронтмена Arctic Monkeys Алекса Тернера как в составе группы, так и в его сольных и сайд-проектах.

I Bet You Look Good on the Dancefloor (2006)

Дебютный сингл Arctic Monkeys по-прежнему остается одной из самых известных песен группы. Бюджетное видео к песне специально снималось на камеры из 1980-х, чтобы «состарить» изображение. Музыканты хотели, чтобы все выглядело так, как в их любимом музыкальном шоу из 1970-х, которое они часто смотрели на DVD. Клип представляет собой живое выступление группы перед небольшой аудиторией. В самом начале 20-летний Алекс Тернер, который на самом деле выглядит на 17, представляет группу и песню, после чего просит зрителей «не верить хайпу». Фронтмен Arctic Monkeys, понятное дело, скромничает. Ведь спустя всего неделю после релиза сингл про молодого хама, безуспешно пытающегося закадрить девушку в местном инди-клубе, взлетел на первое место национального чарта Великобритании. Спустя 12 лет щедрый на похвалу New Musical Express назвал трек «квинтэссенцией того, что значит быть молодым, злым, похотливым и без гроша в кармане». 


When the Sun Goes Down (2006)

Песня о молодой проститутке, мерзнущей на улице пригорода Шеффилда, обеспокоенном гражданине, от лица которого идет рассказ, и подозрительном типе, который похож на сутенера девушки. Видео к песне представляет собой нарезку кадров из короткометражки Scummy Man («Мерзавец», мягко говоря. — Прим. SRSLY), рассказывающей об одном дне наркоманки Нины, вынужденной работать проституткой. When the Sun Goes Down, пожалуй, самый мрачный сингл в дискографии Arctic Monkeys. Но мрачность поднятой темы никак не помешала ему повторить судьбу предшественника: песня стремительно стала номером один в британском чарте синглов и танцевальным хитом на инди-вечеринках. 


The View from the Afternoon (2006)

«Если у тебя есть какие-то ожидания, то, скорее всего, тебя ждет разочарование». Примерно с такой строчки начинается дебютный альбом Arctic Monkeys «Whatever People Say I Am, That's What I'm Not». Весьма смелое и очень ироничное послание в начале пластинки, вокруг выхода которой создали приличный уровень хайпа. Но мощные рваные гитары и яростные ударные The View from the Afternoon справляются со своей задачей на все сто и оправдывают возложенные ожидания — более идеальное начало для дебютного альбома трудно себе представить. Образ неистового барабанщика в клипе, по мнению некоторых, отсылает к истории Будды.


505 (2007)

Заключительный трек со второго лонгплея Arctic Monkeys «Favourite Worst Nightmare» в свое время был многими не замечен. Но позже песня стала одним из самых больших хитов группы. Без сомнения, свою роль здесь сыграл TikTok — особенно для тех, кто еще слишком молод для того, чтобы помнить оригинальный релиз. Достаточно посмотреть на молодых людей, горланящих хором «505» во время выступления Arctic Monkeys на фестивале Reading этой осенью, чтобы убедиться, что хорошие песни остаются надолго и стареют красиво.


Fluorescent Adolescent (2007)

Текст песни о постаревшей тусовщице, вспоминающей свои лучшие деньки, Алекс сочинил вместе со своей тогдашней девушкой Джоанной Беннет в номере отеля, когда пара была на отдыхе. Среди источников вдохновения для песни и клипа, в котором клоуны бьют не клоунов, Тернер называет британского панк-поэта Джона Купера Кларка, но некоторые рецензенты подозревают, что без влияния Моррисси периода альбома The Smiths «Meat Is Murder» здесь не обошлось. 


Brianstorm (2007)

Когда Тернера впервые спросили про героя этой песни, он ответил, что не может вспомнить, кто такой этот Брайан: «Возможно, он был лишь плодом моего воображения… Полнейший провал в памяти… Я думаю, это то, чего Брайан и добивался». Правда, позже фронтмен Arctic Monkeys объяснил, что песня посвящена невероятно уверенному парню, который заявился в их гримерку после концерта в Токио. И после того, как он ушел, все участники группы еще долго находились под впечатлением. Брайан был одет в футболку с галстуком, туго завязанным поверх нее. Он вручил музыкантам свою визитную карточку и удалился. «Было ощущение, что он пытался залезть к нам в мозг», — уверяют музыканты. 


Первый сингл со второй пластинки обозначил стремление группы к более тяжелому звучанию. После невероятно успешного первого альбома в воздухе повис вопрос, а смогут ли Arctic Monkeys повторить успех. Стараясь преодолеть синдром второго альбома, Arctic Monkeys бросили в дело весь свой арсенал: громоподобные ударные и гитарное серф-рок-тремоло стремительно перерастают в отчаянную дуэль гитар, после которой никто, похоже, не планирует остаться в живых.  


The Last Shadow Puppets — The Age of the Understatement (2008)

В благословенном 2007-м Алекс Тернер решил отдохнуть от современной гитарной музыки и с головой ушел в ностальгический трип по музыке 1960-х. Вместе с Майлзом Кейном из группы The Rascals, с которым он уже работал вместе над песней «505» и би-сайдами для сингла Fluorescent Adolescent, фронтмен Arctic Monkeys создал сайд-проект The Last Shadow Puppets. В своем творчестве дуэт ориентировался главным образом на наследие Скотта Уокера, Сержа Генсбура и Эннио Морриконе. Влияние последнего особенно заметно в заглавном сингле с дебютной пластинки. Видео к песне снималось в Москве: Тернер и Майлз гуляют по столичному метро на станции «Маяковская» и катаются верхом на танке, а в это время им подпевает военный хор на Поклонной горе. Режиссером видео выступил француз Ромен Гаврас, позже снявший такие знаковые для 2010-х клипы, как Bad Girls для M.I.A., No Church in the Wild для Канье Уэста и Jay-Z, Gosh для Jamie xx.  


Cornerstone (2009)

Пожалуй, главный кандидат на звание самой милой и незамысловатой песни Arctic Monkeys. Алекс Тернер уверяет, что написал ее «очень быстро, однажды утром»: «Есть что-то особенное в работе над песней утром. Ведь в течение дня ты становишься все более закрытым. Для меня было вызовом сочинить песню в мажорном ключе, но так, чтобы она не звучала пошло».  


Crying Lightning (2009)

Во время перерыва между вторым и третьим альбомами Алекс Тренер успел не только записать альбом The Last Shadow Puppets, но и подружиться с Джошем Хомми, фронтменом Queens of the Stone Age — главных популяризаторов стоунер-рока на инди-сцене 2000-х. Весь альбом Humbug в целом и его ведущий сингл Crying Lightning в частности обозначили резкий переход Arctic Monkeys от расхлябанного дэнс-панка к более мрачному саунду, пропитанному легко узнаваемыми элементами стоунера — тяжелыми хард-роковыми риффами, неспешным темпом и общей психоделической или блюзовой атмосферой. Одновременно с этим тексты Тернера, отрастившего внушительную гриву, стали более образными — предводитель «Мартышек» явно подустал от соцреализма первых двух релизов.    


Don't Sit Down 'Cause I've Moved Your Chair (2011)

Еще больше влияния Джоша Хомми можно услышать на ведущем сингле с четвертой пластинки Arctic Monkeys «Suck It and See». Don't Sit Down 'Cause I've Moved Your Chair — это крепкий стоунер-рок-хит, сделанный в лучших традициях Queens of the Stone Age. Здесь еще больше зловещей психоделии и тяжелых гитар, а мгновенно запоминающийся гитарный рифф как будто взят из какого-то винтажного шпионского фильма.


Suck It and See (2011)

В видео к заглавному синглу с четвертого альбома Arctic Monkeys барабанщик группы Мэтт Хелдерс предстает в образе американского байкера, беззаботно проводящего время в компании со своей девушкой в исполнении Брианы МакДоу. Клип высмеивает мачизм, процветающий в байкер-культуре. Таким ироничным образом Тернер и компания ответили на обвинения в том, что саунд Arctic Monkeys стал «слишком американским». В плане мелодии Suck It and See отсылает то ли к поп-песням 1960-х, то ли к какому-нибудь софт-рок-хиту 1970-х из репертуара, скажем, Eagles. 


Alex Turner — Stuck on the Puzzle (2011)

В очередной перерыв между альбомами гиперактивный Алекс успел записать саундтрек для режиссерского дебюта британского комика Ричард Айоади, до этого снявшего для Arctic Monkeys три клипа — Fluorescent Adolescent, Crying Lightning и Cornerstone. Это драма о взрослении излишне самоуверенного юноши, влюбленного в одноклассницу-пироманку, которая ненавидит всю так называемую романтику. «Я не такой дурак, которой будет сидеть и петь тебе о звездах, девочка», — строчки из акустической баллады Stuck on the Puzzle просто идеально вписались в ироничную атмосферу фильма. Примечательно, что актер Оливер Тейт, исполнившей главную роль в фильме, чертовски похож на маленького Алекса Тернера.


R U Mine? (2012)

Уже своим первым синглом с альбома AM группа продемонстрировала, что собирается прыгнуть выше головы. В невероятно мощной песне R U Mine?, вышедшей задолго до релиза пятого альбома Arctic Monkeys, группе удалось не только совместить все свои самые удачные наработки за все время существования — ставшие уже фирменными мощные гитарные риффы, громоподобные ударные и текст, нашпигованный поп-культурными отсылками, — но и добавить кое-что новое. По словам Тернера, работая над синглом, он, среди прочего, вдохновлялся хип-хопом Западного побережья и современным R’n’B. Ну и, конечно, не стоит забывать про новый лук Алекса Тернера, который наконец-то отважился на 100-процентный образ рок-звезды в кожаной черной куртке, узких джинсах, очках-авиаторах и с буквально пропитанной гелем челкой, зачесанной назад.    


Why’d You Only Call Me When You’re High? (2013)

Когда AM вышел, стало понятно, что эксперименты в R U Mine? не были единичным случаем. Самый убедительный альбом Arctic Monkeys со времен дебюта сразу же привлек внимание не только мощными дезерт-рок-риффами, но и смелым использованием ломаных ритмов хип-хопа, R’n’B и джи-фанка. Третий сингл с пластинки Why’d You Only Call Me When You’re High? — ярчайший пример такого симбиоза. Рецензируя сингл, критики наперебой перечисляли явные и не очень, но крайне неожиданные источники вдохновения группы — Dr. Dre, Jurassic 5 и даже Destiny’s Child периода ранних 2000-х.   


Do I Wanna Know? (2013)

В открывающей альбом AM песне Do I Wanna Know? очень хорошо заметно, как Arctic Monkeys буквально раздувает от собственной уверенности: группа явно в курсе, что, разменяв второй десяток, она неожиданно достигла новой вершины. В подтверждение тому — толпа современных подростков на недавнем фестивале Reading, которая наизусть поет не только текст песни, но и ее гитарный рифф.   


Arabella (2013)

А вот что получится, если смешать хип-хоп и R’n’B из 1990-х и хард-рок из 1970-х. Исполняя «Арабеллу» вживую, Arctic Monkeys любят незаметно втиснуть в песню кусочек из хита Black Sabbath «War Pigs» — все из-за схожести гитарных риффов обеих композиций. 


The Last Shadow Puppets — Aviation (2016)

Главный хит со второго альбома сайд-проекта Алекса Тернера — дуэта с Майлзом Кейном The Last Shadow Puppets. В отличие от дебюта, источником вдохновения для которого служило главным образом творчество Скотта Уокера, вторая работа под названием Everything You've Come to Expect была записана под влиянием винтажного соула в духе Айзека Хейза и софисти-попа из 1980-х. Открывающая пластинку Aviation — это моментально сшибающий с ног гитарный поп-хит с отличной мелодией и насыщенными струнными. В клипе к песне страсти кипят не меньшие: это до неприличия мелодраматическая история с участием мафиози, его молодой невесты и двух нахалов в алкоголичках в исполнении участников дуэта, копающих сами себе могилу на океанском побережье.       


The Last Shadow Puppets — The Dream Synopsis (The Dream Synopsis EP Version) + Is This What You Wanted (2016)

Вслед за вторым альбомом The Last Shadow Puppets выпустили мини-альбом The Dream Synopsis, который (такое ощущение) был призван подготовить слушателя к резкой смене звучания основного детища Алекса Тернера. 



Помимо шикарной, тягучей версии трека The Dream Synopsis, заметно выигравшей у альбомной благодаря добавлению саксофона, на мини-альбоме еще можно обнаружить первоклассную кавер-версию песни Леонарда Коэна Is This What You Wanted, у которой очень схожий саунд со следующим альбомом Arctic Monkeys. 


Tranquility Base Hotel & Casino + Four Out of Five (2018)

Шестой альбом Arctic Monkeys — Tranquility Base Hotel & Casino — это, пожалуй, самая неожиданная и странная пластинка за все время существования группы. Это ретро-футуристическая концептуальная запись, в центре сюжета которой — вышедший в тираж рок-музыкант 1970-х, вспоминающий прежние деньки, сидя за пианино в собственном ресторане на Луне (!). В видео к заглавному синглу мы как раз видим Алекса Тернера, прогуливающегося в белых клешах по вынесенному в название альбома отелю. А в клипе к песне Four Out of Five он переносится в Касл-Ховард в Северном Йоркшире, откуда приглашает всех желающих в свой ресторан на Луне, который «посетители оценили на четыре звездочки из пяти». Многие сцены и кадры из обоих видео навеяны творчеством Стэнли Кубрика. 



Композиции на Tranquility Base Hotel & Casino построены вокруг клавишных, и в них (о, ужас!) почти отсутствуют так любимые группой запоминающиеся гитарные риффы. Все это неудивительно: оказавшись после успеха AM посреди творческого кризиса, Алекс Тернер однажды уселся за пианино, подаренное ему менеджером на 30-летие, и его внезапно понесло. В результате у предводителя «Мартышек» набрался целый сет песен, отсылающих к творчеству как грандов, вроде Сержа Генсбура, Леонарда Коэна и Дэвида Боуи, так и его современника Father John Misty. Без сомнения, Алексу Тернеру вновь успешно удалось себя переизобрести, но это сильно шокировало ортодоксальных фанатов группы. Примечательно, что альбом открывается словами «Я просто хотел быть одним из The Strokes, а теперь посмотрите, что я наворотил».




Фото: Getty Images
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова