Интервью — 24 октября 2022, 10:37

Драки на распродажах, коллабы с художниками и своя школа декораторов: интервью с Катей Калиной и Олей Овчаровой из FChairs

В 2015-м ресторанные обозреватели Катя Калина и Оля Овчарова запустили проект FChairs, чтобы дать вторую жизнь мебели из закрывшихся заведений. За семь лет девушки распродали десятки тысяч предметов с более чем 3500 локаций, но сегодня FChairs — история не только про осознанное потребление. О том, чем теперь живет команда и куда планирует двигаться в обозримом будущем, — в интервью SRSLY.

FChairs существует уже несколько лет, и за это время вы продавали не только мебель из закрывшихся ресторанов, но и, например, антиквариат и реквизит со съемочных площадок. Какие самые уникальные предметы оказывались на ваших сейлах? Как они попадали к вам в руки?

Был период, когда мы продавали мебель из Бельгии, Франции, Германии, и это было фантастическое время. Пожалуй, ничего более прекрасного по уровню мастерства нам в руки больше не попадало. Каминные порталы, гарнитуры из дерева с резными ножками в форме львов, диваны-дормезы, книжные и платяные шкафы, маленькие детские кровати. Что-то мы выкупали в очень плохом состоянии и реставрировали, что-то, наоборот, боялись трогать — настолько состаренность была этим предметам к лицу. Что касается действительно уникальных штучных экземпляров, то это был трофейный немецкий рояль XIX века, вывезенный из Берлина во время Великой Отечественной одним советским генералом, редкие печатные машинки — Adolf&Franke Leigenitz, например, люстры Baccarat и уникальная коллекционная мебель начала двухтысячных. Все это было продано в Москве. 

А что насчет самых дорогих лотов? 

Один из них — гарнитур Versace из «Лепс-бара», в нем было около десяти предметов. Сейчас уже, конечно, не вспомним точную сумму сделки, но это сотни тысяч рублей. Продавали на сейле мы эти версачевские комоды, диваны и кресла по отдельности, каждое при этом было не дороже 50 тысяч. 


На какую мебель и декор наибольший спрос в последнее время? Что ищет на ивентах FChairs среднестатистический покупатель?

В этом сезоне невероятным спросом пользуются дубовые обеденные столы, мы продаем их в огромном количестве и уже обогатили не одну мастерскую, которые специально для нас их производят. Приходят к нам и за акцентными предметами: яркими банкетками, интересными креслами, большими диванами для загородных домов — в салонах они стоят сотни тысяч рублей, а у нас отличный диван, перетянутый в новую ткань, можно купить за 30-40 тысяч. Несмотря на моду на лаконичную мебель, сегодня покупатели ищут яркие вещи, поэтому, выбирая ткани для перетяжки, мы стараемся удовлетворить этот запрос. Есть и сезонный спрос на цвета. Пастельные нежные тона, например, лучше покупают весной, а кричащие — летом и осенью.  

Что, помимо мебели и декора из закрывшихся проектов, всегда можно найти на ваших распродажах? 

Посуду, текстиль, декор, свет. Не секрет, что хорошая интересная люстра стоит очень серьезных денег, а вот у нас освещение стоит не дешево, а очень дешево. Есть уникальные позиции, которые можно встретить только у антикварщиков. Ну и посуда — как крафтовая, так и серийная европейская, тоже традиционно пользуется спросом. Кроме того, на наших сейлах можно подобрать подушки — они новые, сшитые нашими друзьями, небольшой текстильной мастерской. На рождественских сейлах можно купить винтажные елочные игрушки, крафтовые свечи, пледы, пижамы. Декабрь — единственный месяц в году, когда стулья на нашей распродаже — далеко не главное!

Иногда гости буквально начинают драться за понравившуюся мебель. Какой самый эпичный баттл вы наблюдали? Что было предметом спора?

Однажды у нас на сейле подрались две беременные женщины. Причем предметом спора были страшные черные стулья из империи Кирилла Гусева «Ресторанный синдикат», которые мы не могли продать несколько месяцев. Не стулья, а кресла из гостиной Кощея Бессмертного. 

Можете вспомнить еще какие-то курьезные случаи, происходившие на ваших мероприятиях?

Курьезные случаи бывают практически на каждой распродаже. Кто-то забывает вещи, которые купил, и начинает искать их только на следующий день, кто-то на наших глазах перепродает только что купленный у нас диван — это, кстати, довольно частое явление, когда один и тот же предмет понравился сразу нескольким людям. Кто-то оставляет у нас на складе на хранение пару кресел (буквально на день-два) и звонит через пять лет. Короче, веселого в нашей работе хватает.


В конце октября пройдет очередная распродажа, в этот раз в Eataly. Чего ждать от нее? 

Сейл, который состоится на территории закрывшегося проекта Eataly, уникален тем, что, кроме мебели и невероятной красоты посуды, мы будем распродавать еще и продукты: пасту, оригинальные сыры, редкие оливковые масла. В общем, все то, что там обычно можно было купить, в этот раз будет продаваться в последний раз и по финальной, очень низкой цене. Плюс — большое количество мебели, выполненной на заказ в Италии и уникального оборудования: слайсеров, печей, конвектоматов, которые сейчас в России найти невозможно.   

Вдобавок, кроме Eataly, на этом сейле будет и мебель из других закрывшихся на днях ресторанов. Роскошные кожаные честеры и кресла из «Маер», стулья и столы из винного бара «Винил», практически вся обстановка бара «Игристый» и не только. 

Какие предметы с готовящегося сейла вам самим запали в душу?

Практически каждый месяц мы в прямом смысле отрываем стулья от души, настолько есть прекрасные изящные предметы, но, к сожалению, живем мы в обычных московских квартирах и поселить у себя всю эту красоту разом возможности не имеем. А вот раритетная Vespa, которая стояла там, в зале, вполне себе на ходу — может, сами уедем на ней домой! 

Для ивента вы сделали несколько коллабораций, в том числе с сервисом доставки. Почему не берете транспортировку купленного на себя? 

Доставка мебели — это отдельный бизнес, и бизнес это не наш. На протяжении всех лет существования FChairs у нас были разные транспортные партнеры, мы поработали практически со всеми на рынке. Теперь у нас новое сотрудничество. На ребятах будет не только доставка, но и упаковка. Нам нравится, как профессионально и слаженно работает их команда, а нашим гостям нравится то, что у нас на сейлах действуют специальные условия по доставке. 

Какие еще коллаборации готовите в этом месяце?

Есть такая Саша Жирнова, московская королева канеле, — если вы не пробовали то, что она делает, вы должны сделать это немедленно! Сашина команда разработала для нас дроп — и эти канеле в фирменной подарочной упаковке будут продаваться только на грядущем сейле FChairs. А еще будет букшеринг вместе с известнейшим сервисом электронных книг: каждый, кто принесет ненужную книгу на сейл, получит от них промокод. Вишенка на торте — закрытая вечеринка для членов клуба «Сноб», которая пройдет на нашей площадке накануне, 29 октября. 

В прошлых интервью вы говорили, что хотели бы делать легкий и доступный проект без пафоса, но он тем не менее оказался не для всех — тайные локации, закрытые списки. Почему изначально вы остановились на таком формате? Возникало ли у вас когда-либо желание пересмотреть его и сделать FChairs доступным более широкому кругу людей?

Закрытые сейлы в секретных местах это не просто фишка нашего проекта, это еще и практическая потребность пускать на распродажи не всех. У нас в «клубе» сейчас в совокупности около 60 тысяч человек, и иногда просто не бывает такого количества мебели, да и площадок, которые могли бы вместить в себя всех любителей старых стульев, в Москве днем с огнем не сыскать. 


Какими критериями вы руководствуетесь, когда рассматриваете заявки от потенциальных покупателей? Кто никогда не попадет на ваши сейлы? За годы работы у вас наверняка появился черный список. За что туда можно угодить? 

Черные списки действительно существуют. На наш сейл мы не приглашаем воров, скандалистов, пьяниц. Тех, кто неуважительно отнесся к нашим продавцам или покупателям, кто учинил какие-то разборки, вызвал полицию, потому что ему не понравилось, что мы угощаем игристым. Но, слава Богу, таких людей очень мало, и в целом публика у нас невероятная адекватная. Это настоящие наши люди!

Не думали ли вы о том, чтобы масштабировать проект и, например, открыть свое постоянное пространство?

Конечно, думали, но в силу разных причин и обстоятельств решили этого не делать. Наш формат уникален и интересен, мы не хотим превращаться в обычный магазин, не хотим быть такими, как все. Что касается масштабирования, то это всегда вопрос контроля. У нас маленькая команда и бизнес ручного управления, мы не рвемся стать корпорацией и продавать франшизы. Нам это не нужно.    

А что насчет e-commerce? Наверняка от клиентов поступал подобный запрос. Почему онлайн-распродажи — не ваш формат? Допускаете ли, что однажды можете, к примеру, открыть интернет-магазин?

Мы продавали мебель онлайн во время пандемии, это был очень интересный для нас опыт, но специфика покупки бэушных вещей и тем более мебели заключается в том, что ее нужно увидеть, потрогать, посидеть на ней. Через интернет это сделать невозможно, а мы не хотим возвратов из-за того, что кто-то что-то не увидел, не рассмотрел, не понял. 

Недавно FChairs объединился с дизайнером Дмитрием Ламоновым для благотворительной коллаборации. Расскажите, что это была за история. Как вам подобный опыт?

Дима расписал старый французский платяной шкаф, который пару лет пылился на нашем складе. Вещь в итоге получилась грандиозной и ушла с молотка. А вырученные деньги мы перевели в фонд «Внимание», спасающий памятники архитектуры Москвы, и это была очень приятная и почетная для нас миссия.     

FChairs x Дмитрий Ламонов

Планируете ли сотрудничать с художниками и дизайнерами в будущем? С кем хотели бы поработать?

Мы работаем с теми, кто хочет работать с нами, и всегда открыты к любым предложениям. Опыт с художниками у нас был, когда мы несколько лет назад придумывали собственный мерч — майки и свитшоты с серией «стулья в цирке». Вдобавок в нашем послужном списке — коллаб с Сашей Суворовой, довольно известным современным художником классической школы, которая сейчас реализовывает стрит-арт-проекты в Лондоне. А еще мы сотрудничали с дизайнерами школы «Детали» и архитекторами Британской высшей школы дизайна — они помогали нам красиво расставлять мебель на площадке. 

За прошедшие годы вы повидали тысячи стульев и диванов и понимаете, какая мебель востребована. Возникало ли когда-либо желание запустить собственный бренд мебели или декора?

Да, мы над этим уже работаем!

Какие российские марки вам нравятся и почему?

Нам не очень нравится серийное производство, а фабрики, бренды, имена — это скорее про бизнес, чем про творчество. Мы с огромным интересом наблюдаем за молодыми предметными дизайнерами, сотрудничаем с маленьким мастерскими, но, как только они становятся крупными серийными производствами, в том числе и благодаря нам, мы вынуждены с ними расставаться — это не в нашей концепции.

В ноябре FChairs запускает школу декораторов. Как вы пришли к этому? Каким будет проект?

Дело в том, что, придерживаясь тренда на осознанное потребление, да и в целях экономии рестораторы стали использовать мебель из своих закрывшихся проектов повторно. Поэтому вещи, которые попадают к нам в руки, часто требуют серьезной реставрации. Нас обслуживает несколько частных мастерских, мы охотимся за тканями и фурнитурой — то есть несколько лет мы уже не просто продавцы, а еще и реставраторы, наполняющие старую мебель не только новым поролоном, но и новым смыслом. Нам нравится делать арт-объекты из старой мебели, и мы решили: а почему бы не научить этому и других? Так что FСhairs LAB — это вполне естественное продолжение нашего проекта.

Какие еще у FChairs планы на ближайшее время?

Планов много. Следите за новостями в наших аккаунтах в соцсетях!

Фото: предоставлено пресс-службой
Новости — 19:00, 19 марта
Метафоры и отсылки в треке Маугли «Волка кормят ноги»
Новости — 17:35, 19 марта
«В прошлый раз мы убедили всех, что мы настоящие»: Линдси Лохан и Джейми Ли Кертис возвращаются в новой «Чумовой пятнице»
Новости — 15:55, 19 марта
Джейкоб Элорди в трейлере сериала «Узкая дорога на дальний север»
Новости — 13:45, 19 марта
Колин Фаррелл сыграет Сержанта Рока в фильме Луки Гуаданьино
Новости — 11:35, 19 марта
Кожаные бомберы и спортивные костюмы: Supreme и Nike представили новую коллаборацию