Обзоры, Образ жизни — 16 ноября 2022, 17:42

Успеть бы. Выставка «Все в сад!» в фонде Ruarts

По нашей просьбе админ небезызвестного телеграм-канала «ты сегодня такой пепперштейн» Яна Сидоркина сгоняла в Ruarts на выставку «Все в сад!» — пока та не закрылась — и поговорила с сотрудниками фонда об аллегорических параллелях, которые кураторы проводят между садом и внутренним миром homo sapiens. И теперь рассказывает, почему и вам надо бы успеть посмотреть экспозицию.

Надежда Цветкович, руководитель научного отдела фонда Ruarts: «Каждый человек стоит перед выбором: построить границы и никого не пускать в свой внутренний сад, или ухаживать за ним, очищать от сорняков, паразитов и создавать идеальные образы и мысли — выращивать свой внутренний идеальный сад. Наша выставка приглашает вас и открывает ворота в этот самый сад.

Здесь представлены фотографии, коллажи, скульптура, живопись. Очень интересно проследить разговор между разными предметами, которые вступают в диалог друг с другом и усиливают, углубляют все смыслы».

Татьяна Ахметгалиева, «Кто ты и как ты сюда попал», 2017

В качестве медиума общения со зрителем художница Татьяна Ахметгалиева использует вязание — ведь вязаный предмет сразу привлекает к себе внимание, находясь в галерее современного искусства. Но нужно дать себе время, чтобы вникнуть в работу. В процессе размышления над совриском интересно взять паузу, чтобы пообщаться с предметом, говорить с ним на одном языке, просто постоять и посмотреть, войти в единую энергетику.

Так сложилось, что на первичном, интуитивном уровне шитье, вышивка, нити связаны с женскими коннотациями. Например, древнегреческие богини судьбы — мойры — плели нитями человеческие судьбы. Более того, эта техника открывает полемику домашнего насилия и тему пренебрежительного отношения к женщине: шитье — такой домашний труд, казалось бы, ничем не примечательный и неоцененный по достоинству.

В работе Татьяны Ахметгалиевой эти нити то ли обрываются, то ли сливаются. Как и фразы, они могут прерываться, истончаться, а могут вплетаться друг в друга, образуя мощный сетевой образ, выпутаться из которого будет крайне сложно.

Обрывки фраз, слов, разговоров в таком тактильном и визуальном выражении приглашают нас к общению на разных уровнях — работу хочется трогать, рассматривать ее различные фактуры. Интересно смотреть и на реакцию зрителей, многие из которых видят в ней маску. Прячемся ли мы за масками? Где наша идентичность и где скрываем истину и абсолют? Это произведение говорит уже на другом языке, более глубокими смыслами и образами.

«Все в сад!» — экспозиция о цветах, которая, казалось бы, должна быть легкой и непринужденной, на самом деле собрала художников, использующих нетривиальные мотивы, чтобы говорить о серьезном.

Роберт Мэпплторп (Robert Mapplethorpe, 1946–1989), «Лилия калла» (Calla Lily), 1988

Цветок как художественный образ очень часто используется с сексуализированным подтекстом как символ женского и мужского начала. Эта работа культового американского фотографа и художника Роберта Мэпплторпа яркий тому пример. Вообще, у него есть целое портфолио, посвященное цветам, через которое он говорит о дуальности мужского и женского. Например, изображенный здесь цветок calla lily (зантедеския) художники любят использовать в качестве женского образа, но Мэпплторп указывает нам на то, что калла фаллоподобна. Художник переворачивает знакомые зрителю смыслы с ног на голову и, показывая цветок через свою призму, преобразует его женскую суть в мужскую. Противостояние инь и ян, белого и черного, хрупкого и брутального.

Спенсер Туник (Spencer Tunick), «Бургундия 1» (Burgundy 1), 2009


Это не фотошоп и не коллаж, а настоящие фотографии, на которых запечатлены простые люди, поучаствовавшие в масштабных перформансах Спенсера Туника. Американский фотохудожник в принципе славится размахом своих проектов, с сотнями, иногда тысячами актеров (например, в его перформансе в Мексике участвовало 18 тысяч человек, а конкретно в этом — около 8 тысяч). Каждый перформанс, когда тот подходит к концу, Туник фиксирует на камеру.

Конкретно эти работы — феерия тела и пантеон телесности. Здесь много довольно очевидных христологических и библейских символов: оголенные люди в виноградных плантациях Бургундии (кстати говоря, фермеры и виноделы на этих плантациях работающие) сразу же вызывают ассоциации с Адамом и Евой в Эдеме, а сами лозы — прямая цитата обращения Иисуса к апостолам из Евангелия от Иоанна: «Я асмь лоза, а вы — ветви».

Однако у Туника наряду с отсылками к библейским мотивам есть и размышления о единении с природой, о границах собственного комфорта, о толпе и поиске своего места в этой толпе: «Куда бы я себя поставил: в первый ряд или где-то позади?», «Пойду ли за лидером или останусь в стороне?», «Буду ли я охранять свой "сад" или приглашу в него кого-нибудь?».

Рууд ван Эмпель (Ruud van Empel), «Мир № 29» (World № 29), 2010

Эти произведения маститого нидерландского фотохудожника поднимают вопрос невинности (и) детства. Они входят в его большую серию «Мир», для которой он отснял тысячи детей — цветов жизни — чтобы, совместив все фотографии, получить идеально пропорциональный гибрид в идеальном мире без имени, контекста и истории. Это одновременно и совершенно и пугающе; и реально и сюрреалистично. Рууд ван Эмпель задается вопросом: является ли фотография в таком случае документом, отражающим действительность? Или же это подмена понятий? Как вообще отличить реальное от противоположного?

Маргриет Смулдерс, Eat me, drink me («Съешь меня, выпей меня»), 2007

Тему реальности на выставке продолжает и развивает эта работа голландской фотохудожницы Маргриет Смулдерс. Во многих культурах гранат (или райское яблоко) — первичный плод, символ ранних христиан. Зернышки воспринимаются как единое целое, множество существует в единстве. В Нидерландах же гранат символизирует страсти Христовы.

Вита Буйвид, «Семь плюс одна роза», 2014

Вита Буйвид — одна из ключевых художниц выставки. В этом коллаже она рассказывает про историю праздника 8 Марта. Предлагаем вам прочитать текст, чтобы узнать про него больше (спойлер: там про отношения сына немецкой коммунистки и активистки Клары Цеткин — Кости — с Розой Люксембург и про то, почему официальный цветок 8 Марта — мимоза, а не роза!)

Вита Буйвид, серия «Предписание», 2010–2012

Прекрасный и безмятежный, на первый взгляд, образ: хрустальная ваза, букет пионов в приятном утреннем свете. Но потом, присмотревшись внимательнее, мы видим пустую кобуру и отсутствие пистолета, упавший цветок. Разлетевшиеся лепестки и разбитые бокалы у олдскульных мастеров символизировали скоротечность красоты и смертность. Пустая кобура также настораживает: будет ли произведен выстрел и наступит ли смерть?

Маяна Насыбуллова, Experience #7 (torso) | «Опыт № 7 (торс)», серия Body Experience («Опыт тела»), 2019

Своеобразная рефлексия на тему домашнего насилия в скульптуре Маяны Насыбулловой. Древняя японская техника связывания шибари, которую мы видим на этой скульптуре, изначально была пыточной, но в XX веке трансформировалась в эротическое и эстетическое искусство.

У Маяны Насыбулловой же шибари стало аллегорией того, как человеку свойственно получать наслаждение через боль.

Ирина Петракова, S, из серии Coming Out, 2019

Ироничный цветок на причинном месте спортивных штанов, с одной стороны — нонсенс, с другой — обозначает гармонию между мужским и женским: в каждой женщине есть мужское, в каждом мужчине — женское, разделения условны, а перекосы ни в одну, ни в другую сторону не нужны.

К вопросам поиска себя обращаются и всемирно известная иранская фотограф Ширин Нешат, которая переехала в Америку, будучи семнадцатилетней девушкой, и японка Кимико Йошида, также покинувшая свою страну, чтобы снимать с мужем автопортреты.

Ширин Нешат (Shirin Neshat), без названия, из серии «Женщины Аллаха» (Women of Allah), 1995

Фотография-автопортрет (сама Ширин на ней слева. — Прим. SRSLY) из серии «Женщины Аллаха» — знаменитейшая серия о стереотипах, идентичности и отношении к восточным женщинам.

Кимико Йошида (Kimiko Yoshida), «Невеста-сакура (The Sakura Bride), 2006

Вот уже более семи лет Кимико Йошида работает над своей серией «Холостые невесты», в которой рассказывает, почему сбежала из родной Японии: несмотря на видимую прогрессивность, в ее стране до сих пор имеют место рабство и домашние насилие. Об этом Кимико знает по опыту своей матери: впервые та увидела своего мужа только на свадьбе. Не пожелав повторить такую судьбу, художница уехала в Париж, чтобы построить успешную творческую карьеру. Ее автопортреты прекрасны и изысканны, но вместе с тем и весьма тревожны. Этот — не исключение.

Поиск себя, свобода выбора и отказ от идентичности — основной нарратив ее работ: «Мне интересно, не кто я, а сколько меня», — говорит Кимико.

Елена Артеменко, «Ростки», 2020

Для серии скульптур «Ростки» Елена Артеменко сняла двух незнакомых людей, сделала слепки их губ и соединила вместе. То ли они кричат, и мы не можем их услышать, то ли это лирическое пение, единение, в котором один голос сливается с другим.

Елена Попова, «Проект Congello», 2010

Congello — один из главных проектов художницы Елены Поповой. Через него и с помощью него она осмысляет свою ностальгию и воспоминания о родном Озерске — закрытом городе, куда нельзя было попасть и откуда нельзя выехать. Его жители подписывали бумагу о том, что оттуда никогда не уедут — они вроде есть, а, вроде, их и нет.

Спереди мы видим будто изображения опять же садов, а в зеркале — обратную сторону этих изображений, и становится понятно, что они на самом деле списаны с реальных фотографий, только без людей и каких-либо красок. Постоянство памяти… Сейчас Елена работает в Великобритании, а о местах детства и былой жизни осталось лишь зыбкое воспоминание. Или ее и не было вовсе?

Фото: предоставлено пресс-службой Ruarts Foundation
Новости — 15:50, 4 декабря
Рэйчел Зеглер и Галь Гадот в трейлере «Белоснежки»
Новости — 13:55, 4 декабря
«Другой человек» и «Синг-Синг»: названы лауреаты премии «Готэм»
Новости — 11:30, 4 декабря
MONA, Элли на маковом поле, BEARWOLF: «Яндекс Музыка» подвела итоги 2024 года
Новости — 17:50, 3 декабря
«Злая» стала самой кассовой экранизацией бродвейского мюзикла
Новости — 15:51, 3 декабря
ИИ вырастил первую в мире съедобную брокколи