Обзоры, Кино — 17 июня 2020, 13:45

10 фильмов вместо отпуска

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик

Составили для вас список фильмов, которые помогут прочувствовать лето в других странах, даже если нам самим туда полететь в этом году не удастся.

128 ударов сердца в минуту (We Are Your Friends, 2015), реж. Макс Джозеф

Лос-Анджелес. Молодой диджей Коул Картер (Зак Эфрон) со своими товарищами-шалопаями раздает приглашения на вечеринки. Он мечтает стать известным музыкантом и ищет свое «я» в танцевальном ритме. Однажды парня замечает известный диджей по имени Джеймс (Уэс Бэнтли), но Коул очень некстати влюбляется в его подружку (Эмили Ратаковски).


«128 ударов» в минуту, к сожалению, единственный пока фильм режиссера Макса Джозефа, которому не найти никакой замены в американском кино в диапазоне примерно лет пятнадцати. Потому что это голливудское кино про диджея. Солнце, бассейны, мечты о светлом будущем. Если хранить деньги, то в коробке из под кроссовок adidas. Нестареющий Зак Эфрон играет юнца с невинными талантливыми глазами, Эмили Ратаковски сразу после Финчера исполняет еще одну неплохую в своей карьере роль. А какой тут саундтрек (прямо внизу), какие ночные огни и чувство эфемерной свободы, как в твой выпускной. It will never be the same.




Пляжный домик (Casotto, 1977), реж. Серджо Читти

Маленький пляж где-то под Римом. Разные люди сталкиваются друг с другом в арендованном пляжном домике, что приводит к непредвиденным конфузным ситуациям. Как и почти любая другая итальянская комедия 70-х, «Пляжный домик» — постыдно смешная сатира. К примеру, Микеле Плачидо несколько раз делают замечание, что у него из плавок вылезли яйца, юная Джоди Фостер становится объектом желания престарелого мачо, который ударился головой об лодку и решил, что он юн, а Катрин Денев (сама!!!) приходит во снах, чтобы встать у дуба и состроить кокетливое личико. 


Начинается фильм и попросту волшебно: на пляже дует такой порывистый и теплый средиземноморский ветерок, что невозможно не зажечь сигарету! Красота!


Перед рассветом (Before Sunrise, 1995), реж. Ричард Линклейтер

Улыбчивый Джесси (Итан Хоук) встречает в поезде милую Селин (Жюли Дельпи). Слово за слово, Джесси уговаривает Селин сойти с ним с поезда и погулять по Вене. Эта ночь изменит их жизни навсегда, и как жаль, что на рассвете придется расстаться.


Трилогия Ричарда Линклейтера, выросшая из «Перед рассветом», продолжится в «Перед закатом» (Париж) и «Перед полуночью» (Греция). Сама по себе она о запечатленном времени. Как и в «Отрочестве», которое Линклейтер снимал 20 лет, в трилогии Before режиссер работает со значением момента, его неоценимым весом, силой, неумолимостью. Самый первый и самый по-юношески нежный фильм про влюбленность в Вене (и в Вену): прогулки по набережной, игры на автоматах в полуподвальном баре, болтовня лежа на траве под звездами. Такое сложно придумать нарочно, и бывает, по-хорошему, только один раз.


Поездка в Испанию (Trip to Spain, 2017), реж. Майкл Уинтерботтом

Двое друзей-актеров (Стив Куган и Роб Брайдон) в роли самих себя отправляются в путешествие по Испании, отчасти гастрономическое, отчасти культурологическое, отчасти духовное. Британец Уинтерботтом начал традицию «кинопоездок» в 2010 году, когда Куган и Брайдон ездили по Великобритании. После была и Италия, и совсем недавно завершившее квадрологию «Путешествие в Грецию». Это кино определенного очень понятного и нежного вайба. Друзья-мужчины едят анчоусы, наполняют бокалы белым вином из запотевших бутылок, сидя на веранде очередного семейного ресторана.


Для фанатов английского юмора «Путешествия» Уинтерботтома должны стать любимыми настольными фильмами. Поедая очередное кулинарное роскошество, актеры начинает разыгрывать друг друга, будто они в фильме про Джеймса Бонда, а угощение отравлено. Актерские пикировки сменяются новыми ресторанами, рестораны новыми актерскими пикировками. И ко всему прочему, помимо гедонистического удовольствия быть спутником двух замечательных британцев, Уинтерботтом дарит еще и бесценную возможность проследить за тем, как в импровизированных диалогах проскальзывает время. Оказывается, что со смерти Дэвида Боуи прошло уже больше, чем три года.


Летняя пора (Summertime, 1955), реж. Дэвид Лин

Женщина слегка за сорок по имени Джейн (Кэтрин Хепберн) приезжает на летние каникулы в Венецию. Там, помимо предсказуемо прекрасных каналов, апероля, кофе и столиков на площади Сан-Марко, она встречает не очень молодого Ренато (Россано Брацци) — владельца антикварной лавки, где Джейн приглянулся красивый бокал из муранского стекла.


«Летняя пора» Дэвида Лина — классическая голливудская мелодрама, в которой все досконально понятно и очаровательно. Сам Лин, как впервые попавший в Венецию турист, восхищается ее дыханием и поступью. Брусчатка, журчание воды и людей на площадях, мальчишки, снующие везде как кошки. Взгляд большого голливудского постановщика (между прочим, режиссера «Лоуренса Аравийского») делает из маленькой интимной истории яркую, страстную и очень масштабную историю влюбленности, которой, кажется, восхищается сам город через объектив Джека Хилдъярда («Клеопатра», «Мост через реку Квай») И, бесспорно, «Летняя пора» — лучшее кино про Венецию.


Ощущение лета (Ce sentiment de l’été, 2015), реж. Микаэль Херс

У Лоуренса (Андерс Даниелсен Лье) одним летним днем неожиданно умирает девушка Саша (Стефани Дауб-Лорен). Трагический случай сближает Лоуренса с Зоей (Жюдит Шемла), сестрой Саши, с которой он был до того почти не знаком. Ощущением лета для них становится то самое воспоминание: в солнечном зените растворяется близкий человек. Не то от болезни, не то от недостатка чувств. Так бывает. 


Лето в фильме — безусловно, не пора неги, но эйфории от мысли о том, что Саша все время где-то рядом, куда бы ни направлялись герои. Берлин, Париж, Нью-Йорк. Ведь она сама стала летом à perpétuité.


Полина на пляже (Pauline à la plage, 1982), реж. Эрик Ромер

Полина (Аманда Лангле) вместе с кузиной Марион (Ариэль Домбаль) проводят летние каникулы на морском побережье где-то в Нормандии. Их размеренное пребывание нарушат трое мужчин, давний знакомый Марион, Пьер (Паскаль Греггори), страстный писатель Анри (Федор Аткин) и молодой юноша по имени Сильван (Симон де Ла Бросс). 


«Полина на пляже», как и другие картины Ромера, — тихое разговорное кино с красивыми людьми, красивыми ландшафтами. Кино, сотканное из желаний, запахов, ощущений и случайностей. Оно не такое умное, как «Ночь у Мод», и не такое забавное, как первые работы Ромера, среди которых «Булочница из Монсо» и «Карьера Сюзанны». Это кино про лето, как и «Летняя сказка», и «Коллекционерша», потому что сам Ромер — лето.


Побег из Вегаса (Get him to the Greek, 2010), реж. Николас Столлер

На покатые плечи Арона Гринберга (все еще очень пухлый Джона Хилл) ложится серьезная миссия. Нужно доставить рок-звезду, сэра Альдуса Сноу (Расселл Брэнд) из Лондона в Лос-Анджелес на сногсшибательный концерт. Проблема заключается в том, что Альдус пьет, употребляет наркотики и трахает все, что движется. И в этой квинтэссенции всего плохого от сушеных рокеров Туманного Альбиона Арону придется разглядеть и хорошее.


Get him to the Greek вышел ровно десять лет назад, через год после первого «Мальчишника в Вегасе», и  российскими прокатчиками был подло переведен как «Побег из Вегаса». Несмотря на то, что побег здесь действительно есть (просто уморительная сцена бэд-трипа при участии P. Diddy), эта комедия совершенно про другое. Сатира на музыкальную индустрию (от текстов песен до клипов) оказалась еще и роуд-муви про мужскую дружбу, вечные ценности и победу над наркотиками. Блистательно и очень смешно. Иногда я правда не понимаю, кто больше заслуживает звания главной американской комедии последних 20 лет. Hangover или Get him to the Greek. Ясно только, что это эпоха и такого больше не делают.


Выпускник (The Graduate, 1967), реж. Майк Николс

Лос-Анджелес. Бенджамин Брэддок (Дастин Хоффман) возвращается к родителям после успешного окончания колледжа. Там на него кладет глаз красотка немного за сорок миссис Робинсон (Энн Бэнкрофт). Бенджамин долго сопротивляется ее чарам, но в итоге не выдерживает и идет на встречу в отель, где у пары наконец-то случается секс. Робкому Бенджамину даже нравится эта игра, но постепенно он понимает, что его роль в ней обречена.


У героя Хоффмана целое лето возможностей, но он не может думать об учебе, ведь его испепеляет желание. Мы все время видим Брэддока с испариной на лбу, летний зной точно перекликается с его истомленным телом.  Николс в «Выпускнике» невероятно прогрессивен. Он удивительно современно монтирует, удивительно современно пользуется саундтреком и современно же держит ритм. Пожалуй, именно тот факт, что картина смотрится, будто она как минимум из конца 90-х, и оказывает дополнительный оглушительный эффект. В противовес юнцу, как в болоте застрявшему в отношениях с замужней женщиной, кино стремительно и хладнокровно развивается. А теперь еще и представьте, что здесь звучит песня Sound of Silence от Simon&Garfunkel.


Посмотри на море (Regarde la mer, 1997), реж. Франсуа Озон

Берег моря где-то во Франции. Саша (Саша Эл) живет в симпатичном домике со своей крошечной дочерью. Муж по делам в Париже. Однажды в дом приходит неприветливая девушка (Марина де Ван), которая, очевидно, не от лучшей жизни скитается со своей палаткой, и просит разместиться на лужайке. Саша опрометчиво соглашается.

Больше, чем 20 лет назад про молодого режиссера Озона, снявшего «Посмотри на море», писали, что в этом фильме Хичкок встречает Ромера. В дальнейшем, как известно, Озон отойдет и от Хичкока, и от Ромера, но именно «Посмотри на море» кажется чуть ли не лучшей его работой. С фильмом лишь одна настоящая проблема. Везде сказано, что это триллер, поэтому за нежным милованием матери и дочери, за красотой быта и странными перверсивными поступками (к примеру, Саша ласкает себя краешком стула) кроется мощное напряжение. Что-то должно произойти. Сложно себе даже представить, скольких режиссеров вдохновило «Посмотри на море». Список этот будет очень большим, и в нем найдется место всем, от португальцев до греков. Справедливо, поскольку редко иной фильм так же сильно манит и очаровывает, а затем беспощадно ранит. Франсуа Озон, возвращайтесь обратно во New French Extremity, пожалуйста.


Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»