Обвинения, выдвинутые против фронтмена Arcade Fire, основаны на эпизодах, якобы имевших место в период с 2015 по 2020 год. Это было время, когда Arcade Fire уже давно пребывали в статусе безусловных звезд инди-рока и одной из самых эффектных стадионных групп в мире. Их шоу походили на коллективные проповеди, публика неизменно обеспечивала им аншлаги. В этот период вышел альбом Arcade Fire «Everything Now» (2017), к которому фанаты до сих пор относятся противоречиво. Это был альбом, целиком построенный на стандартах диско и синти-попа, мелодии легко усваивались и до сих пор мгновенно вспоминаются. Тем не менее альбом We критики сегодня хвалят на фоне «провального» Everything Now. Стоит также добавить, что именно в период «Everything Now» Arcade Fire впервые приехали в Россию — на «Пикник "Афиши"».
Однако все случаи, которые упоминаются в публикациях об Уине Батлере, имели место в его родном городе Монреале. По просьбе авторитетного ресурса Pitchfork Уин Батлер прокомментировал обвинения, выдвинутые тремя девушками и одной небинарной персоной. Музыкант признал, что имел сексуальные отношения со всеми четырьмя персонажами этой истории, несмотря на то что с 2003 года был и по сей день остается в браке с коллегой по Arcade Fire Реджин Шассан. Однако, по словам Уина, ни один из контактов не был насильственным или связан с домогательствами.
Реджин Шассан выступила в защиту своего мужа. Она заявила, что на протяжении довольно долгого времени он страдал от проблем с психикой, депрессивных расстройств и алкоголизма. Реджин сопереживала страданиям супруга, которые стали следствием жизни в одной из самых популярных инди-групп планеты. Шассан не обвинила Батлера в изменах, она четко дала понять, что любит его и с пониманием относится к его проблемам, к тому же он нашел в себе силы вернуться к нормальной жизни. Она также уверена в том, что муж не позволил бы действий в отношении человека против его воли.
Тем не менее Pitchfork утверждает, что образ добродетельного семьянина, созданный Уином Батлером и знакомый многим поклонникам Arcade Fire, не совсем соответствует действительности.
Женщины, которые рассказали прессе о домогательствах Батлера, были преданными поклонницами Arcade Fire, и при этом между ними и Уином была существенная разница в возрасте. То же касается и четвертой персоны. Собеседники фигурируют в публикации Pitchfork под псевдонимами и подробно рассказывают, как именно произошло их знакомство со звездой, как он с ними коммуницировал и что происходило во время их встреч. По каждому эпизоду есть и свидетельство Батлера, и каждый раз оно противоречит показаниям предполагаемых жертв. Сексуальное взаимодействие — было, насилие — нет. Такова в общих чертах версия Батлера по каждой из историй. При этом все собеседники Pitchfork, рассказавшие о действиях артиста, предоставили в распоряжение ресурса скриншоты переписки с ним.
Вряд ли можно с ходу вспомнить случай, когда музыкальное медиа, традиционно поддерживающее музыкантов, стоявшее у истоков многих карьер, занимается расследовательской журналистикой и фактически участвует в травле артиста. Стоит отметить, что никто из героев публикации Pitchfork в суд на Батлера не подавал. Пока мы имеем дело с кампанией в масс-медиа, а каждый случай предполагаемых доказательств еще нужно доказать.
Тем не менее, не дожидаясь доказательств, и публика, и коллеги Уина Батлера делают далеко идущие выводы. Канадская инди-певица Лесли Файст, которая должна была сопровождать Arcade Fire в европейском турне, дважды, 30 и 31 августа, вышла на сцену в Дублине и скандал вокруг Уина Батлера не комментировала. Свои доходы от выступлений она пожертвовала местному отделению Women's Aid, которое помогает жертвам домашнего насилия. А 1 сентября Файст сделала заявление о том, что покидает тур. Ей было сложно принять это решение. «Остаться в туре значило бы заявить о своей поддержке Уина Батлера или проигнорировать ситуацию, — заявила Файст. — Но покинуть тур — значит взять на себя роль судьи». Отказ Файст от дальнейших гастролей с Arcade Fire означает, что не подтвержденные в судебном порядке, но ставшие при этом темой для громких дискуссий обвинения в неподобающем сексуальном поведении перевешивают в ее системе ценностей истину.
ВВС также сообщило о том, что несколько радиостанций в Канаде приостановили трансляцию песен Arcade Fire. Кроме того, в соцсетях появились призывы бойкотировать предстоящие концерты рокеров в Британии, Испании, Германии и Франции.
Ситуация напоминает прошлогодний скандал с кантри-исполнителем Морганом Уолленом, чьи песни стали пропадать из эфира вскоре после публикаций о его «расистских» высказываниях. Медиахолдинги отреагировали на скандал с самой популярной молодой звездой кантри гораздо быстрее, чем суды. Однако позднее песни вернулись в эфир. Да и голос Майкла Джексона никуда из нашей жизни не делся, несмотря на прижизненные и посмертные обвинения.
На концерте Arcade Fire, прошедшем 2 сентября в Дублине, фанаты демонстрировали скорее поддержку любимому музыканту, нежели хейт. Группу не освистали. Корреспондент The Guardian, побывавший на выступлении и пообщавшийся с поклонниками группы, утверждает, что для большинства из них «неподобающее» поведение кумира — нечто, чего они ожидают от него в гораздо меньшей степени, чем от других музыкантов. Судя по публикации газеты, мнения зрителей разделились. Одни удивлялись, что многие по-прежнему поддерживают группу (хотя сами от визита на концерт не отказались), другие говорили, что, пока вина Батлера не доказана, любые заявления «жертв» голословны, и они приехали в Дублин, чтобы слушать музыку, а не читать твиттер. Газета цитирует и высказывания вроде «он мужик» и «это рок-н-ролл».
Такого рода мнения, похоже, скоро выйдут из моды. Достаточно вспомнить, как в недавнем прошлом была практически разрушена карьера Мэрилина Мэнсона после подобных обвинений со стороны Эван Рейчел Вуд и других женщин. Точка зрения, состоящая в том, что рок-звездам позволено больше, чем другим смертным, стремительно теряет популярность на фоне борьбы женщин за свои права и многочисленных скандалов, связанных с событиями прошлых лет или даже десятилетий. Arcade Fire, выступавшим в свое время на инаугурации Барака Обамы, похоже, придется пережить период потрясений, связанный с действиями своего фронтмена. И это спустя несколько месяцев после того, как группу покинул его брат Уилл, который был в коллективе важной творческой единицей. Фанаты следят за событиями в группе, но пока не спешат в массовом порядке сдавать билеты на концерты. Вдруг все еще образуется.