Христо и его жена Жанна-Клод де Гийебон познакомились во Франции, где он учил ее искусству, а она его — французскому. С тех пор они сотворили огромное число невероятных работ. Не знаю, как у остальных, лично у меня всегда их работы ассоциировались с нежно укутанным ребенком: Рейхстагом в Берлине в серебристое одеяльце; мостом Пон-Неф в Париже в золотую материю; 11 необитаемых островов в Южной Флориде миллионами квадратных метров розовой полипропиленовой ткани. В 2021 году он должен был бережно укутать саму Триумфальную арку в Париже! Теперь ее укутают без него. А сразу после снятия ограничений, установленных в связи с коронавирусом, в Центре Жоржа Помпиду в Париже пройдет его памятная выставка. Так зачем же укутывать пространство?
«Они исчезнут, как наше детство, как наша жизнь», — говорил Христо. Все бренно, в том числе и искусство. Упаковка исчезнет, а воспоминания и впечатления об этом действе останутся.
«У них [произведений] нет причин на существование, кроме поэзии, абсолютного творчества. Свобода — самый главный компонент этого проекта. Вот почему наши работы не вечны. Потому что свобода — это враг обладания, а обладание равно статичности…» — говорил Христо. Бэнкси, Каттелан, JR — многие современные художники борются против засилия денежной оценки искусства. У Христо был вот такой, свой способ.
Христо: «Очень наивно с нашей стороны полагать, что мы до конца понимаем значения "Пон-Неф" для парижан…».
Ежедневно мы проходим мимо привычных шедевров архитектуры (и не только), принимая их как должное и не придавая значения красоте и деталям. Стоит это немного изменить (например, спрятать от ваших глаз) — и мы наконец-то обратим внимание на объект. Иногда на это просто нужно указать.
Христо: «Оборачивать мост — словно возводить его с нуля, а драпировка Рейхстага по своей сути напоминала строительство здания».
Христо и его жена и соавтор делали все работы в двух стадиях: «цифровой» и «практической». Первый — сложнейший этап: это сотни рисунков, набросков (кстати, если и продавалось что-то, то именно это), многолетние бюрократические переговоры с представителями разных государств. Например, чтобы «укутать» Триумфальную арку в Париже, он вел переговоры аж с 1962-го, когда появилась эта идея. Реализуют этот проект только на 16 дней: с 19 сентября до 4 октября этого года.
Второй «практический» этап — это творчество чистой воды. Попробуйте аккуратно завернуть статуэтку, стул или просто подарок — это настоящее творчество, и вам оно обязательно понравится. Рейхстаг, например, заворачивали в течение нескольких дней и не использовали технику. Его заботливо, как грудничка, оборачивали альпинисты, повторяя каждый изгиб, прочувствовав здание заново, что было, конечно же, невероятным трудом.
Художник бессмертен, если его идею подхватывают другие художники. Вот, например, JR делает бумажные покрывала тоже для глобальных объектов: например, к 30-летию стеклянной пирамиды Лувра он обклеил все пространство площади своей работой, которую после растащили на сувениры граждане. В своем творчестве он вторит идеям Христо. И, кстати, он одним из первых поставил «сердечко» под постом о кончине великого мастера.