Выставка фиксирует изменения архитектурной ткани и культурного ландшафта столицы, которые произошли за последние десять лет. Именно тогда градостроительная политика изменилась на 360 градусов, и в городе начали появляться постройки звездных бюро со всего мира. Проходимся по музею и через фотографии, рендеры и макеты изучаем эффектные памятники архитектуры, которые предстают здесь как произведения искусства. Это и парк «Зарядье» от нью-йоркского бюро Diller Scofidio + Renfro и главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, и Дом культуры «ГЭС-2» от Ренцо Пьяно «АПЕКС», и отреставрированный архитекторами «Гинзбург Архитектс» Дом Наркомфина, и Музей русского импрессионизма от лондонского бюро John McAslan + Partners, и ЖК «Бродский» от бюро «Цимайло Ляшенко и партнеры» и французской компании Antonini Darmon…
Все это исключительные примеры архитектуры с разной функцией. Объединяет их общественная ориентированность. Вместо коммерческой застройки — грандиозный парк в центре города; внутриквартальные общественные территории, а не замкнутый двор; улицы, сомасштабные человеку, а не машине; площадь (Триумфальная, реконструированная Buromoscow и Arteza), ставшая не перекрестком, а публичным пространством. Все это сняли лучшие архитектурные фотографы страны, среди которых Даниил Анненков, Илья Иванов, Алексей Народицкий, Ольга Отченашева, Юрий Пальмин, Михаил Розанов. Обратите внимание на архитектуру проекта от бюро Planet9, которая стала 34-м экспонатом выставки. В текучести линий и форм, напоминающих реку, она передает идею выставки, которая, в свою очередь, не подводит итоги изменений за энное количество лет в духе выставки достижений отечественного архитектуры, а показывает, что история градостроительства столицы в процессе написания.
Проект-ликбез: с одной стороны, по осмыслению собрания коллекции музея, с другой — по изучению русского искусства 1960-х – начала 2000-х годов. А это путь от абстракций, кинетических опытов и объектов–основоположников московского концептуализма до инсталляций современных художников. Все началось с красной «Двери» Михаила Рогинского, которая как бы служит входом на выставку. За ней проступают наследовавшие авангард опыты с визуальностью Юрия Злотникова, Бориса Турецкого и Ивана Чуйкова. Где-то рядом бродит маленький человек в исполнении Виктора Пивоварова и Ильи Кабакова. Все это — точка отсчета, от которой отталкиваются разные линии современного искусства.
Они противостоят академизму, вырастают из простых вещей и тем, которые заявлены в названии проекта. В этом искусстве всегда проявляется человек, а вокруг него — предметы, прорастающие в пространстве. Почти две сотни экспонатов мастеров андеграунда, многие из которых видеть до этого не приходилось ни разу. Кураторы не стали делать ставку на разделы, а развили идею повествования как «единого текста с комментариями и отступлениями, ведь в центре внимания проекта — исследование процессов рождения искусства, его трансформации или, напротив, постоянства — через поиск связей и пересечений, ясных созвучий или случайных совпадений в произведениях художников разных поколений».
Галерея развернула выставку молодого художника в своем пространстве и в классных заведениях, что соседствуют с ней в районе Чистопрудного бульвара. Это бистро «Скрепка», бар «Сентябрь», ресторан «Ладо» и гастропроект «Поколение». Все они временно превратились в залы ожидания, каждый — со своими идеей и характером. Заложите выходной, скачайте чат-бот @waiting_rooms_bot с экскурсионным маршрутом и стартуйте.
Начинаем в галерее, где проложен маршрут сквозь «залы» и «миры» с новой серией работ Intertext. Вторая локация — бистро «Скрепка» с наивно-детским «Розовым миром», заселенным бестиарием вымышленных персонажей. Следующая точка — винный бар «Сентябрь» с атмосферой «Красной комнаты» Линча и массивными натюрмортами. Перемещаемся с Чистопрудного бульвара как будто бы в чистилище или место, где «более странно, чем в раю». Речь идет о ресторане «Ладо» с таинственными крылатыми проводниками, которые разместились под потолком. А завершаем погружение в гастропроекте «Поколение» с размытыми портретами современного человека, которые то ли обезличились, то ли потерялись, но в любом случае чувствуют себя здесь как на своем месте.
Помните выставку «Настройки» здесь же? Так вот, ее усилили визуальным искусством, получив вторую часть. Диалог между архитектурой и музыкой разбавили живописью, скульптурой, видео. Все это из коллекции фонда V—A—C. А там, что неудивительно, только первые имена и произведения музейного уровня. Но перед нами не высыпали шедевры из сундука и не предъявили все подряд в ковровой развеске. Она, кстати, остроумная — в виде нотного стана. Настраивает на маршруты для зрителей разной подготовки: одним — ликбез по истории живописной абстракции и скульптуры ХХ века; другим — срез неожиданных пересечений между именами и течениями; третьим — ребус из сложных связей между изобразительным и аудиальным.
Кураторы же разложили проект на главы. Первая — эволюция живописи от русского и европейского авангарда до современности: Давид Бурлюк, Василий Кандинский, Джузеппе Пеноне, Герхард Рихтер, Александра Экстер… Следующая — путь европейской скульптуры за 100 лет: Константин Бранкузи, Луиза Буржуа, Альберто Джакометти, Генри Мур… Третья — тотальная инсталляция из работ, растворяющихся в воздухе: Алигьеро Боэтти, Даниэль Кнорр, Флориан Пумхёсль, Майкл Чарлсворт… Последняя — сонастраивание звука и изображения на примере фильма Виктора Алимпиева и «Весны священной» Энрико Давида. Все это дополняется новыми сочинениями композиторов Марка Булошникова и Ивана Бушуева. Прислушайтесь к их звукам на парковке и проспекте, глядя на еще одну работу Пеноне, но уже в роще.
Название выставки отсылает к книге Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Историей про двух братьев, сбежавших от несправедливости взрослого мира в выдуманную страну, кажется, зачитывался в детстве каждый второй ребенок. И замирал в моменты, когда сюжет кардинально менялся. Так было во время Первой мировой, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны. В общем, история актуальна как никогда.
А переосмыслили ее и визуализировали прекрасные современные художники. Среди них: Алина Глазун, «МишМаш», Александра Паперно, Александр Повзнер, Ульяна Подкорытова и другие авторы. Как и положено в выдуманной стране, им удается останавливать время, раздвигать пространство и менять характер вещей. Так, перья для чернил становятся масками, «ДлиношЕЕЕ животное» жираф вырастает из доски, шахматная королева прячется в гроте из кубиков, навсегда застывают качели и стрелки часов из программы «Время».