Интервью — 21 июля 2022, 18:44

Рэп, панельки, постмодерн. Интервью со Славой Ткаченко — фронтменом группы «другдиджея»

Московская группа «другдиджея» определяет свой стиль следующим образом: «Кислятина из спальных районов, нетипичная психонавтика живого хип-хопа, нежный соул, электрифицированный фанк, дружеский балаган для хороших творческих людей». Этот коктейль симпатичен людям в разных уголках страны. В летнем расписании группы — «Дикая мята», день рождения арт-пространства Werk в Казани, фестиваль анимации «Бессонница» в Калужской области, переехавший под Великий Новгород электронный фестиваль Sun Spirit (21–24 июля) и джазовый Chess & Jazz (30 июля). Борис Барабанов расспросил идеолога группы «другдиджея» Славу Ткаченко о том, из чего сложился уникальный стиль и образ группы.

Представьте, пожалуйста, всех друзей диджея.

Меня зовут Слава, я основатель, один из вокалистов, автор текстов и музыки группы. Кроме меня, в группе также поет Юра YG — это такой рэпер из нулевых, у него даже клипы на МУЗ-ТВ крутились. Вокалистка — Света Семеновых. Контрабасист — Саша Ананьев. Барабанщик — Вадим Дуляпин. На духовых играет Рома Шилепин, вы могли его видеть в группе ½ Orchestra.

Насколько я понимаю, все пришли из разных коллективов. В какой момент вы почувствовали, что это и есть группа, что появилось нечто новое и цельное?

Как мое хобби этот проект существует достаточно давно, мы просто собирались, играли какую-то музыку, в основном инструментальную. А в 2019 году появилось несколько песен на русском языке, и я фактически впервые попробовал себя в качестве рэпера и вокалиста. Тогда же мы решили, что писать наше название теперь нужно кириллицей. Мы отправили треки на лейбл Ивана Дорна «Мастерская», и в конце сентября 2019 года они выпустили наш первый EP. Мы хорошо стартанули, и через два месяца у нас был еще один релиз, уже на лейбле «Снегири», то есть фактически на Warner Music. А потом из-за пандемии все движения затормозились.


В этом проекте для вас первична джазовая импровизация или речитатив?

Нам практически сразу стало понятно, что в этом проекте первично живое исполнение музыки. У нас были достаточно хорошие музыканты, чтобы обеспечить полет импровизации на концертах. Так оно и остается. На концертах ты полностью раскрываешься. Но общий вайб коллектива создают и музыка и тексты.

Я заметил, что музыка, подобная вашей, в России часто существует не в декорациях роскоши с дорогими машинами и клубами, как это свойственно западному хип-хопу, а в эстетике наших родных спальных районов, хрущевок и так далее. Вы даже клипы снимаете просто на балконе панельки.

Здесь налицо смешение эстетики. Все же олдскульный рэп родом из трущоб, артисты — из низов. Мы обычные интеллигентные ребята, мы действительно живем в таких домах, но при этом пишем музыку явно не для подростков, не для тех, кто слушает кальянный рэп. При этом традиционный джаз — тоже немного не наша тема. Мы почувствовали это, когда стали часто выступать в «Клубе Алексея Козлова». Это не совсем наш формат при всем уважении. Скорее всего, мы все же играем какой-то вариант инди, просто замешанный на этих жанрах. Какая-то часть русского хип-хопа, условно говоря, выросла из шансона или заменила шансон. Какая-то часть в некоторой степени заменила русский рок, но при этом дала такой простой, пацанский посыл. Мы немного про другое. Нас вдохновляет все, что мы видим вокруг, все, что мы смотрим, слушаем, все, с кем мы общаемся. Я сам уже несколько лет живу в подобном районе — в Северном Медведково. С большой долей условности можно сказать, что это тоже в некоторой степени гетто. Что же касается мест для съемок, нужно понимать, что проект у нас независимый, мы все финансируем из собственных средств и ищем способы удешевления производства. Многие клипы нам снимают друзья.


У группы «другдиджея» случаются отклонения как от джаза, так и от хип-хопа, в какую-то совсем неожиданную сторону. Что такое, например, альбом «Поэт и ковры»?

Здесь идея состояла в том, чтобы создать некий постмодерновый EP. По сути, музыкальных треков там всего четыре. Два из них — это каверы на песни, которые мы выпускали ранее. «Каверы» и есть «ковры». А «поэт» — это трек «Гумилев», который является главным на этом альбоме. Между композициями есть скиты, похожие на фрагменты радиопередачи, их записывал наш друг. У него был собственный канал в инстаграме, где он каждое утро выпускал какие-то сумасшедшие, абсурдистские новости. Правда, он его уже закрыл.    

А «Готика» — это уже что-то более традиционное?

Да, «Готика» уже ближе к поп-форматному альбому. Ее идея — в превалировании зла в этом мире и отношении к этому факту.

Ваш последний сингл, «Листики», записан совместно с группой Settlers, которая удачно экспериментирует на границе джаз-фьюжена и фольклора. Вам это тоже стало интересно?

Мы познакомились меньше года назад на их концерте. Надо сказать, что я достаточно давно фанатею от Zventa Sventana, еще со времен их первого альбома, более джазового. Settlers для меня — нечто в этом же ключе. Мне в принципе нравится нелубочная русская этника. Буквально через месяц мы договорились с ними заколлабиться. Точнее, у них был трек, они предложили записать фит. Мы нашли общий язык, наше сотрудничество продолжается. Для нас этот альянс — возможность отойти от привычных форматов, выйти на новую аудиторию, создать нечто, к чему потом можно будет возвращаться.


Мой коллега-критик написал, что группу «другдиджея» «шатает из ресторана в андеграунд и обратно». Подозреваю, что «ресторан» в данном случае — это такой характерный для R’n’B женский вокал. Как вам вообще такое определение?

У нас нет желания намеренно приблизиться к коммерческому звучанию или, наоборот, намеренно от него отдалиться. Это свободный поток. У нас нет задачи понравиться определенной аудитории и тем более — критикам. Мы хотим, чтобы наша музыка нравилась прежде всего нам самим. Иногда нам хочется сделать что-то электронное: вот сейчас мы сделали совместную экспериментальную песню с питерской группой «Давай». Потом у нас выходит трек с продюсером, с которым мы когда-то записали наш самый прослушиваемый трек «Кунг-фу панда». Это будет такой джаззи-хоп. Если я правильно представляю себе сегодняшнюю коммерческую музыку, для того чтобы понравиться широкой аудитории, нужно играть не то, что играем мы. На вкус и цвет товарищей нет.      

Тем не менее ваши последние релизы вышли на Effective Records. Этот лейбл ассоциируется с Иманбеком, Rompasso, Swanky Tunes, то есть с коммерческой танцевальной музыкой. Как работа с Effective Records влияет на ваш стиль?

Конечно, Effective Records специализируются совсем на другом сегменте, не на той музыке, что близка нам. Во время первой же встречи я задал им вопрос: «А зачем мы вам?» А у них как раз в тот момент было желание получить в каталог некий нестандартный для них проект. Надо сказать, что у нас с ними нет продюсерских взаимоотношений. На момент переговоров с Effective Records мы общались с несколькими лейблами, искали, кто окажется наиболее понимающим, адекватным. Перед нами стояла цель расти, набирать аудиторию. Effective Records выступают просто в качестве дистрибьюторов наших записей, в творческие моменты не вмешиваются.

Фото: предоставлено пресс-службой
Новости — 19:40, 20 ноября
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости — 16:00, 20 ноября
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости — 13:49, 20 ноября
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 13:33, 20 ноября
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости — 12:38, 20 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»