Обзоры, Кино — 24 июля 2022, 13:42

Ну, посмотрим. «Базз Лайтер» и «Черный телефон»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
В мировой прокат вышли два фильма, в котором герои борются с преодолением пространства и времени: студия Pixar о космонавте Баззе Лайтере и ретро-хоррор Скотта Дерриксона, в котором Итан Хоук ворует детей, а похищенные общаются с жертвами через черную трубку и темные измерения.

«Базз Лайтер» (Lightyear)

Астронавт Базз Лайтер (Крис Эванс) — мистер квадратный подбородок, американский папаша без детей, положивший жизнь на исследование космоса. Одно из путешествий отправляет его во временную петлю, из которой очень сложно найти выход, но выход найти определенно надо. Родную планету Базза колонизировал некий Зорг, пока Базз раз за разом на ультразвуковой скорости перемещался сквозь годы.

Базз Лайтер — та самая затисканная фигурка, которую повсюду на пару с ковбоем Вуди таскал с собой Энди из «Истории игрушек». И титр-дисклеймер в начале гласит: вы смотрите именно тот фильм, который любит Энди. Нет, постойте, выходит какая-то идиосинкразия. Действие «Истории игрушек» проходит в девяностых годах, а «Базз Лайтер» же нисколько, даже условно, не стилизован под мультфильмы девяностых. А если от этого факта отстроиться, порадоваться, что графика красивая и в чем-то для студии даже чересчур реалистичная, то параллельно начинают возникать другие обстоятельства — не в пользу условной хронологической художественной правды. Инклюзивная команда Базза, современная риторика, современные морали. Либо студия так сильно любит своего Энди, что хочет нам сказать, что мальчишка он крайне прогрессивный, либо просто don't give a shit. В общем-то и один и другой факт не делают мультфильм хуже.

Про планку, которую задает Pixar, разговоры ходят уже лет двадцать. Для каждого она своя: кто-то не считается со вторыми и третьими «Тачками», кто-то не очень верит «Хорошему динозавру». Но одно доподлинно понятно всем. За десять лет на студии родился лишь один шедевр, и это «История игрушек 4». «Базз» — не более чем просто фансервис, он мог бы быть лучше, но вряд ли мог бы прыгнуть выше головы и выбраться из скверной сюжетной ямы про пространственно-временные континуумы, не провоцирующей мигрени, как разговоры об «Интерстелларе», но и не стимулирующей ни авторов, ни зрителей на осмысление образа одинокого и зацикленного на космической миссии карьериста, вокруг которого стареют и умирают друзья, пока он скачет по кротовым норам, летят годы, а живым остается только кот-робот. Кот, кстати, очаровашка. Одна из лучших comic relief находок голливудской анимации за годы.

Как и почему пиксаровцы, оказавшись на пороге экзистенциальной драмы про космонавта, которая вполне могла стать для студии мультипликационной «Луной 2112», решили все быстренько переиграть и отделаться зрелищным, но одномерным фильмом — неясно. Да, возможно, Энди нравился действительно не очень удачный мультик, и этим крайне легко можно искупить любые нападки на фильм. Но летать к звездам — занятие не из простых. Кому как не Pixar об этом не помнить.

[STAT_ART_2]

«Черный телефон» (Black Phone)

1978 год, Северный Денвер. Главный герой, Финни (Мэйсон Темз), 13-летний мальчик, тащится от Enter the Dragon с Брюсом Ли и живет обычной жизнью подростка на закате семидесятых, пока однажды в городе не начинают пропадать дети, которых прячет в звуконепроницаемом подвале мерзкий тип в маске (Итан Хоук). Одной из жертв становится Финни, и в его распоряжении оказывается только загадочный черный телефон, висящий на стене, откуда поступают звонки от призраков.

С режиссером Скоттом Дерриксоном после смещения с режиссерского поста «Доктора Стрэнджа» явно приключились какая-то мистика. Как еще можно объяснить тот факт, что одаренный человек, профессор теологии, на литературном материале сына Стивена Кинга попытался снять своего «Донни Дарко», но не справился не только с многоуровневой композицией (потому что все догадки рассыпаются уже минут через двадцать после начала, а последующий час не покидает чувство, что вас мучают отменным бредом), но и с простой и жуткой историей про похитителя и его жертв. А угловатости приполировал модными пленочными вставками, чтобы бред выглядел не как бред, а как синефильский ретро-триллер.


Дополнительный синефильский вес лег на плечи уже игравшего у Дерриксона Итана Хоука в «Синистере». На своей харизме и видении злодея он вынужден помогать зрителю вглядеться если не в суть происходящего (это вообще довольно бесполезно), но в глаза ужаса штата Колорадо. Хотя настоящий ужас — это «Черный телефон» и все, что связано с его просмотром.

[STAT_ART_0.5]



Фото: кадр из фильма
Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More