Новый альбом JEEMBO — M.I.A. (Missed in Action), полный мрачных провидческих метафор, положенных на звучные биты, выходит 15 июля. Этому предшествует «Премьера в тишине» на сцене «Яндекс.Музыки» на «Плюс Даче» в Парке Горького, где 200 слушателей погрузятся в апокалиптический мир артиста при помощи наушников и театрализованного перформанса Федора Елютина. Рэпер рассказал SRSLY о том, как фенол влияет на творчество, а творчество предвосхищает реальность.
У тебя не было ощущения, что за время работы над этой пластинкой действительность стала еще более жесткой, чем даже можно было представить в своих фантазиях?
Мне для написания текстов, для создания музыки нужен какой-то стресс или потрясения. И как раз тут накопилась пара моментов, которые дали мне толчок к этому релизу. Мои знакомые, с которыми я делился этим, говорят: «Может, тебе стоит раз в год альбомы выпускать, а то что дальше?»
В комментарии к пресс-релизу ты говоришь, что изучал потребительский спрос и на основании этого конструировал саунд и тематику. Насколько в твоей работе сочетаются расчет и спонтанность?
Как раз таки весь этот расчет происходил в рамках моего творчества. Я анализировал, какие мои треки заходят людям больше. Например, у меня был на давнишнем релизе (мини-альбом Gravewalker 2018 года. — Прим. SRSLY) трек Fallen. У него нетипичное, немного напевное звучание. Собственно, он выделялся из моей дискографии, и я понимал, что людям это зашло. Основываясь на этом, я сделал заключительный трек на альбоме «Следуй за мной». Он немного схож по звучанию. Да и, в принципе, я брал даже биты у тех ребят, треки на которые заходили лучше: из 808 Mafia, Хэни. Hella Players, например, тоже был на сопродакшене. Там жирный звук. Я целых три бита на альбом взял у него. Но я не изучал чарты, что людям нравится — только в рамках моего творчества, не более.
Ты согласовываешь с лейблом идеи саунда или какого битмейкера привлечь?
Нет, вся работа по созданию музыки лежит на мне.
Получается, ты приносишь им уже готовый продукт, дальше они занимаются уже его дистрибьюцией и раскруткой?
Да. Именно вся музыкальная составляющая на мне. Я считаю, это очень хорошо, потому что знаю: у некоторых артистов нет такой свободы. Загонять творчество в рамки — чревато потерей трушности. Творчество — это же поток, который идет изнутри. Его сложно причесать.
Как родилась идея «Премьеры в тишине» и почему тебе кажется это эффективным?
Эта идея родилась, когда я приехал в офис лейбла с готовым релизом. У них уже были какие-то идеи продвижения, но тут родилась эта история с «Яндекс Музыкой» — сделать закрытое прослушивание на «Плюс Даче». Я относительно недавно, уже взрослым, полюбил театр. Мы ходили в Москве на Бутусова (Юрия. — Прим. SRSLY) — я очень впечатлился. И тут появилась возможность создать свой театр. Мне кажется, как перформанс это очень круто. Мы с режиссером Федором Елютиным по каждому треку с альбома прорабатывали какую-то основную идею, порой где-то абстрактную. А, когда захотели добавить визуализацию, чтобы был еще какой-то ассоциативный ряд, — решили подключить перформеров. Должно очень круто получиться. Плюс теперь я имею опыт написания сценариев к визуализации своих треков.
Федор уже имеет опыт таких проектов, в этом плане звезды сошлись. Насчет эффективности — не знаю. Это в первую очередь делается просто как творчество ради творчества. А какие это будет иметь последствия именно для аудитории... без понятия. Профит — это не первоцель.
Но в новом альбоме есть трек про деньги (песня про нули), где ты подчеркиваешь свою жажду наживы.
Не могу сказать, что она у меня есть.
Это просто вариации на тему?
Да, это вокруг меня происходит. Я это вижу. Можно сказать, вдохновился чем-то людским. Те люди, которые не имеют доступа к серьезным деньгам, часто их превозносят. А когда ты уже достиг этого и видишь, что окружающие тоже этого достигли, и некоторым это пошло не на пользу, то уже с более холодным умом это все можешь анализировать.
Все наше творчество (по крайней мере, моих пацанов, с кем я двигаюсь) было изначально не ради денег, а только ради творчества. Когда мы только начинали, мы просто выбрасывали треки в социальные сети (хотя в то время уже была какая-то монетизация). Деньги — это уже просто приятный бонус.
У тебя есть какие-то аксессуары гангстерской жизни? Ты что-нибудь приобрел? Даже если ты к этому равнодушен, некоторые все равно — как символом — чем-то обзаводятся.
Мы сейчас говорим про материальные блага или про какие-то прям гангстерские-гангстерские вещи? У меня есть «пушка», но она мне не для того, чтобы кого-то грабить. Просто пусть она будет и не пригодится, чем ее не будет, когда она будет нужна.
Желаю, чтобы не пришлось пускать ее в ход. Ты мастер слова, ты должен найти подходящие слова.
Любой конфликт можно решить словами. А так, не знаю, насколько это гангстерское, но я купил маме квартиру, себе квартиру и «бэху». Мне кажется, это не очень по-гангстерски, скорее просто по-людски.
Ты упомянул свою компанию, с которой ты двигаешься. Как думаешь, из-за чего пошла такая вся движуха именно из Уфы?
Нам просто было скучно. И от скуки, вместо того чтобы пить пиво по падикам и заниматься саморазрушением, мы пытались свою энергию пустить во что-то более красивое, оставить какое-то наследие. А вот по поводу того, почему такая концентрация талантов в Уфе — у меня есть теория, но она немного безумная. 30 лет назад была фенольная катастрофа — большой выброс фенола в питьевую воду. Этот фенол очень хорошо усваивается мозгом человека. Может быть, он как-то поспособствовал этому.
Какую роль при создании этого релиза играли видеоигры?
Вообще, у меня есть несколько треков, в написании которых я вдохновился какой-нибудь видеоигрой. В этом релизе на обложку, например, повлияла игра Elden Ring.
У меня на предпрослушке не видно, кто в альбоме на фитах.
Со мной на фитах — во-первых, по классике, Boulevard Depo. Ни один мой сольный релиз, насколько я помню, без него не обходился, мы с ним уже спелись. Также там два трека с Tveth. Тут абсолютно такая же история: с самого начала и до конца вместе. И третий — это Bato. Бато пока еще фрешмен. Мы его взяли в нашу движуху Hella Hillz — я вижу его как очень перспективного исполнителя.
Hella Hillz — вместо твоих прошлых творческих объединений?
Вообще, я очень давно понимал, что комфортно мне будет только в том объединении, к созданию которого я сам приложу руку. Не то что я буду главный — нет, мы все на одном уровне, нет главных. До недавнего времени мы сами особо не понимали до конца, что это такое. Это был просто как бренд. Мы упоминали в треках о том, что это наша движуха с Тветом. Мы выпускали какие-то шмотки под этим брендом. Познакомившись с Bato, мы захотели, чтобы он двигался с нами, чтобы наша жизнь разрасталась, чтобы появился еще кто-то, близкий нам по духу, — это уже не просто лейбл, но просто какая-то группировка, банда единомышленников.
Я же говорю, что у тебя гангстерское мышление.
(Смеется.) Если бы я мог рассказать чуть больше, это было бы еще более очевидно… К сожалению, это не для общего сведения.
Какие у тебя творческие планы? Что последует за этой закрытой «Премьерой в тишине»?
За премьерой на «Плюс Даче» через неделю последует выход альбома. Далее пойдут клипы. У меня уже отснято два видео на треки с альбома. Ну и, я думаю, тур.
Томас Мраз мне рассказывал, что ненавидит выступления как процесс. А у тебя как с этим?
Я люблю выступать. Когда выступаю, то впадаю в транс… Это какой-то шаманизм: ты кричишь на людей, им это нравится, вы вместе входите в обмен энергией. Если тебя толпа заряжает, то ты можешь дать еще два концерта после этого, потому что не чувствуешь усталости. И наоборот — можешь двадцать минут выступать перед какими-нибудь душнилами, и у тебя будет состояние, как будто ты отпахал в зале пару часов. Не, я люблю выступать.