В безграничных способностях искусственного интеллекта сомнений нет, особенно в сфере искусства. Может, нейросетям, конечно, и недостает таланта, но трудолюбия и дотошности не занимать. В доказательство — песня в духе группы Nirvana, созданная ИИ. Модель так подробно изучила стиль и манеру исполнения Курта Кобейна, что получилось чуть ли не один в один. Похожим образом работает и Jukebox. Эта нейросеть учится на композициях знаменитых исполнителей, а потом пишет собственные треки со словами и музыкой. Но время идет, и ИИ из обычных подражателей превращаются в самостоятельных авторов. Одной модели вот, например, удалось поучаствовать в создании оперы.
Опера — это, конечно, не трек Nirvana. В музыкальном плане там все сильно многослойнее. Да и оправдать внедрение искусственного интеллекта куда сложнее. Поэтому авторы решили поступить хитро: они придумали такой сюжет, в котором ИИ фигурирует как один из персонажей. В результате получилась Chasing Waterfalls («В погоне за водопадами») — опера о том, как девушка попадает в виртуальный мир и встречает там своих цифровых близнецов. Роль главной героини исполнит норвежская певица Эйр Индерхауг. А роль искусственного интеллекта — искусственный интеллект. Он сам написал для себя партию, сгенерировав ее на основе записей Индерхауг.
Это, по данным OperaWire, не единственная задача, выполненная нейросетью. Так как авторы хотели создать поистине мультимедийную оперу, пришлось по максимуму использовать современные технологии. С их помощью на сцену поместят самый что ни на есть настоящий водопад, а также восьмиметровую кинетическую скульптуру из светодиодных панелей, которая будет висеть наверху и символизировать ИИ. И это еще не все. В создании сценографии могут принять участие и зрители. Всем желающим предложат пройти 3D-сканирование перед шоу. Цифровые копии гостей будут интегрированы в оформление сцены.
Премьера проекта «В погоне за водопадами» состоится 3 сентября 2022 года. Он откроет новый сезон в Дрезденской государственной опере. Проект, частично созданный нейросетью, возглавляет режиссер и медиахудожник Свен Сорен Бейер из берлинского творческого объединения Phase7 Performing.Arts. Либретто написала Кристиана Нойдекер. Она же, к слову, экспериментировала с текстовыми ИИ-генераторами. Также в создании оперы приняла участие берлинская дизайн-студия Eigengrau и видеохудожники Фридер Вайс и Плойз. После премьеры шоу в Дрездене его собираются везти в Гонконг на фестиваль искусств New Vision. Это будет в ноябре.