Обзоры, Образ жизни — 28 мая 2022, 09:55

Успеть бы. Выставки, которые вот-вот закроются: мумии, Москва будущего и кризис цивилизации

Искусствовед и автор телеграм-канала «ку-ку» Ксения Коробейникова выбрала любопытные выставки, которые скоро закроются, и рассказала, почему на них стоит попасть.

«Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» и «Ирина Затуловская. Бегство в Египет» в ГМИИ до 29 июня 

Последние дни Пушкинский музей напоминает египетское царство. Эпохальная выставка показывает, как древние жители долины Нила представляли себе Вечное бытие, какие ритуалы существовали в их культуре и как проходил процесс мумификации. Здесь это показано наглядно благодаря 3D-реконструкции облика египтян и цифровым исследованиям музея и Курчатовского института. Но главное, конечно, — мумии — людей и животных. Их тут десятки, а всего объектов на выставке — 400: это еще фаюмские портреты, саркофаги, погребальные пелены, маски и фрагменты гробничных рельефов.

Вид экспозиции выставки «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия». Фото Антона Баклыкова

По инициативе главы выставочного отдела музея Анны Каменских выстроили два зала в виде гробниц, рассказывающих о ритуале оплакивания и погребения древних египтян. Продемонстрировали, каковы назначение, внешний вид и структура «домов вечности». Обратите внимание на подсвеченный подиум за саркофагом — это аллегория Нила. И не пропустите отдельный зал с инсталляцией современной художницы Ирины Затуловской, которая вступила в диалог с египетской культурой. На ступенчатой пирамиде она расположила свои произволения и ритуальные статуэтки, фрагменты масок от саркофагов, каменные жертвенники... Так художница размышляет о вечности и намекает, что человеческая жизнь не завершается с физической смертью.

Вид экспозиции выставки «Ирина Затуловская. Бегство в Египет». Фото Антона Баклыкова
Мумии кистей. 1999. Старые кисти, холст, пигменты 27 х 50

«Москва: Проектирование будущего» в Музее Москвы до 29 июня

Такой столицу вы еще не видели: проект через мультимедийные инсталляции, архивные предметы и короткометражки предъявляет историю города, начиная с XVII века. И это не та Москва, к которой мы привыкли по карточкам, чертежам или кадрам из советских фильмов. Здесь город предстает через неочевидные архитектурные сюжеты, мечты конструктивистов и авторов сталинского Генплана. Много данных, но это не раздражает, а наоборот, комфортно воспринимаемся благодаря четкому таймлайну. Он позволяет не запутаться в бесконечных вехах градостроительных процессах и основывается на материалах диссертации главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

Афиша выставки «Москва: Проектирование будущего»

Самая любопытная глава — «Утопии», среди которых — автомобильный тоннель под Красной площадью, Дворец Советов Бориса Иофана и знаменитый «Летающий город» Георгия Крутикова. Если у вас есть свои идеи по преображению города, то можно воплотить их за сенсорными столами с интерактивными играми. А можно посмотреть фильмы студии Михаила Зыгаря про развитие городской инфраструктуры и события, изменившие облик Москвы: перенос столицы, пожары, Олимпиаду-80 и многое другое, что заставляет взглянуть по-новому на хорошо знакомый город.

Вид экспозиции выставки «Москва: Проектирование будущего». Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

«Легкое оперение» в галерее Serene до 1 июня

Этой выставкой открылось новое пространство на Пречистенской набережной в когда-то самом дорогом по стоимости за квадратный метр жилом доме Москвы. Долгие годы его первый этаж пустовал и сменял арендаторов и вот наконец обзавелся стильной галереей.

Вид экспозиции выставки «Легкое оперение». Предоставлено галереей Serene

Дебютная выставка — женская по составу, но не по работам. Они ломают стереотипы и заявляют, что за нежной и слабой внешностью могут скрываться вполне себе тяжеловесные характеры и мысли. С этим все в порядке у местных художниц: Оля Австрейх с эстетской живописью в подтеках, Саша Mademuaselle с фотографиями покинутых людьми и одеждой из люксовых бутиков, Светлана Цепкало с керамикой, которая словно живая. Красивое начало галерейной истории, продолжение которой, надеюсь, будет не менее эффектным.

Саша Mademuaselle. Empty stores. Предоставлено галереей Serene
Светлана Цепкало. «Спрыгнул в пыль и стал незаметен». Предоставлено галереей Serene

«Стоя на перекрестке» в Центре творческих индустрий «Фабрика» до 5 июня

Один из немногих международных проектов, который открылся после 24 февраля. Он готовился несколько лет и изначально опирался на серию нидерландских выставок «Устойчивость искусства». Но пандемия и другие обстоятельства нарушили планы. В итоге проект трансформировался и обрел новую концепцию и название. Нынешнее точно отражает происходящее и суть проекта. Художники, кураторы, арт-критики, писатели, творческие личности высказываются о проблемах, которые они видят, стоя на перекрестке цивилизаций. Обращаются к экологии, народным практикам и нравам художественной Москвы. Среди участников: Ася Додина, Ева ван дер Занд, Апанди Магомедов, Владимир Опара, выступивший куратором проекта.

Вид экспозиции выставки «Стоя на перекрестке». Предоставлено Центром «Фабрика»

Domus Maxima в Музее архитектуры до 12 июня

Пожалуй, самый резонирующий с нашей действительностью проект. Шесть десятков новых полотен, объекты и видео современный классик Кошляков создал специально для музейной анфилады. Ушло на это почти четыре года, но главное — эти произведения говорят абсолютно про сегодня. Про культуру, которая хрупка как мир. Про кризис, что переживает западноевропейская цивилизация, стоящая на христианстве. Про попытку отследить, как современный человек пытается ужиться с новыми вводными.

Валерий Кошляков. Париж. Опера. 2014. Холст, темпера. Собственность автора

Дело происходит в руинах, с остатками искусства, с выброшенной на помойку мебелью. Она словно врастает в живопись, которая буйствует тут же на стенах. Вторит чертам музейной анфилады с ее трогательными разводами на потолке, приглушенным светом хрусталя, лепниной былых времен. Кошляков передает след ушедших цивилизаций через живопись. А на ней — сплошная архитектура. Она — для художника универсальный код и язык, на котором говорит он да мы с вами.

Валерий Кошляков. Фреска Навона. 2020. Холст, темпера, коллаж, маркеры. Собственность автора


Фото: «Покушали, ну и поспать», 2017
Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More