Обзоры, Кино — 16 мая 2022, 19:20

Фильм «Кофе и сигареты» глазами Гордея Петрика

В повторный прокат вышел «Кофе и сигареты» Джармуша. О хаотичности и бессмысленности картины и о том, почему герои фильма не могут друг друга понять, рассказывает Гордей Петрик.

Во избежание дальнейшей путаницы сразу расставим точки над i: «Кофе и сигареты» — кино бессмысленное. Бессмысленное, как течение жизни, завтрак, состояния старости или молодости, опьянение или трезвость, как фиксация на здоровье сверх меры, страх старения или сами кофе и сигареты.

Фильм повествует о бессмысленном и непродуктивном аспекте быта, составляющем чуть не основную часть любой жизни. О раздоре — христианском черте. Ни в одной из 11 новелл герои Джармуша не приходят к консенсусу. А лучшее, до чего им удается договориться, — поход к стоматологу за товарища — следует логике не быта, а сновидения, скажем, из картины «Скромное обаяние буржуазии». 

Что говорить — вообще, фактура сомнамбулическая. Темнокожие близнецы ожесточенно выясняют, кто из них за кем повторяет, выслушивая от Стива Бушеми байку о зловещем брате-близнеце Элвиса — именно он крал песни у афроамериканских бессребреников! Комиксистка Рене Френч рассматривает каталог револьверов, трепеща над температурой и цветом кофе, и попрекает официанта тем, что тот подлил ей в чашку черной жижи без ее разрешения. Рэперы RZA и GZA, рокеры Игги Поп и Том Уэйтс каждый на свой манер обсуждают счастье жить без зависимостей — а каждый в кадре или вне его пристращается к сигаретке. Джек Уайт из группы The White Stripes показывает Мэг Уайт собранный им трансформатор Тесла, а тот ломается. Актер Альфред Молина (тот, из «Ночей в стиле буги», в трусах и с дробовиком) с усердием доказывает Стиву Кугану, что они братья по прапрадедушке. На ладан дышащий Тэйлор Мид слышит в пространстве Малера — а его галлюцинации передаются и зрителям. В конце концов Кейт Бланшетт и вовсе в глазах двоится. 

Кадры из фильма «Кофе и сигареты»

Об этом и повествует кино Джармуша — о раздоре, в котором притом, безусловно, едва ли кто-либо виноват, так как все — нищие маргиналы, занятые индастриалом, и заедающие шампанское ананасом капиталисты, — прекрасны, каждый по-своему. В чем и заключается человеколюбие Джима Джармуша.

Воистину, за свою творческую судьбу Джармуш воспел представителей всех профессий и эйдетических категорий — от таксистов до киллеров, от не жадных до жизни поэтов до вампиров, голодающих из-за бескровности их эпохи, и, извините, зомби.

Что, впрочем, едва ли предосудительно — обывателем в той или иной мере оказывается каждый из героев его кино, будь то диджей, вампир, старый холостяк или сутенер. Персонажность в человеке формируется системой ограничений, эмоциональных, эстетических и этических, которые, когда тот оказывается в обществе и тем более один на один с человеком совсем иной персонажности, на поверку часто являются моментами слепоты. Потому конструктивный диалог поколений и классов, сколько-нибудь отдаленных друг от друга, и невозможен в той же мере, в которой невозможна беседа Игги Попа и Тома Уэйтса в 1993-м. Яркая персонажность подразумевает гордость инаковостью, а вместе с последней часто возникает невозможность прийти к консенсусу с собеседником. Особенно характерны в этом плане новеллы о встрече сестер-близняшек из разных — долетевшей до выси и white shit — страт общества в исполнении одной-единственной Кейт Бланшетт и, собственно, о встречах актеров и музыкантов. Два темпераментных человека никогда не образуют сизигию. Как и богатый с гордым нищим. И точка.

Кадры из фильма «Кофе и сигареты»

Вообще, по строению своему «Кофе и сигареты» хаотичны, некогерентны. Закольцованность новелл присутствует лишь моментами, хулигански образуя рекурсивную структуру повествования. Роберто Бениньи рассказывает про замороженный кофе на палочке Стиву Райту, и ту же историю слово в слово повторяет Билл Мюррей, сосущий черную жижу аккурат из кофейника, RZA. GZA, в свою очередь, повторяет слова Стива Райта «Я пью кофе перед сном, чтобы сны проносились, как скоростные поезда», произнесенные для Бениньи. Вслед за новеллой «Кузины» о близняшках-Бланшетт следует новелла под тем же названием (cousins на английском — без половой принадлежности) о встрече британских актеров Альфреда Молины и Стива Кугана в Лос-Анджелесе. Первая, в свою очередь, предварена новеллой о близнецах: «Всегда есть добрый и злой близнец», — произносит в ней Стив Бушеми. Наконец, утверждение «Никола Тесла рассматривал землю в качестве проводника акустического резонанса», произносимое Джеком Уайтом из The White Stripes его партнерше Мэг Уайт, повторяет американский художник-шестидесятник Уильям «Билл» Райс Тейлору Миду, другому культовому художнику, игравшему в фильмах Уорхола, в финальной, самой элегичной новелле фильма. Старость и прошлый век для режиссера всегда были первостепенней прогресса.

Кадры из фильма «Кофе и сигареты»

Снимая кино, Джармуш обычно приоткрывал завесу энигматичных миров, находящихся по соседству, во всяком районном фрике, гражданине нетривиального чина или художественной профессии. Что ж, «Кофе и сигареты» в таком случае дает максимально широкую панораму подобных миров — персонализировавшись в лицах праздно обратившихся каждый против другого за кофе и сигареткой. Если жизнь и бессмысленна, то сиюминутные радости — точно нет. А автор это понимает и исповедует.

Новости — 19:15, 16 сентября
Стилизация народных песен в «Фолке» — новом альбоме группы «Звери»
Кино — 18:26, 16 сентября
81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Вторжение младенцев», «Жатва», «Я все еще здесь»
Новости — 17:37, 16 сентября
«Сегун», «Медведь» и «Олененок»: названы победители «Эмми»
Новости — 16:06, 16 сентября
Прикосновение к легенде: Сергей Лазарев — о ремейке песни «Олимпиада-80»
Новости — 14:00, 16 сентября
Объявлены победители кинофестиваля в Торонто-2024