27 лет назад анимационная студия Pixar подарила миру франшизу «История игрушек». Хроника мультфильма растянулась на четыре части, последняя из которых вышла не так давно, в 2019-ом. А в этом году Pixar собирается вернуться с новым проектом, косвенно связанным с «Историей игрушек»: уже грядущим летом состоится премьера анимации про Базза Лайтера, которая расскажет, кем автор фразы «Бесконечность — не предел!» был до «Истории игрушек» и «Звездной команды». На «Кинопоиске» рейтинг ожидания мультика составляет 99%. Так чем же «История игрушек» так привлекает зрителей, а главное — в чем ее философия? В этом разобрались авторы ютьюб-канала «Правое полушарие интроверта».
Pixar сосредоточилась на вере детей в то, что их игрушки способны оживать (но только когда на них никто не смотрит). Поэтому они находятся не там, где их оставили, обижаются, когда с ними долго не играют, а две совершенно одинаковые на вид фигурки (например, два Базза Лайтера) могут обладать разными характерами. Это представление об одушевленности вещей восходит к анимизму — свойственному древним народам представлению о том, что у каждого предмета есть собственная душа.
Мир игрушек показывает жизнь людей, но, с другой стороны, как бы деконструирует реальность и разрушает наши стереотипы. Кроме того, Pixar заставляет зрителей задуматься об изначальном смысле создания игрушки и ее предназначении. Ведь для ребенка игрушкой может стать абсолютно любая вещь. Например, в четвертом фильме появляется персонаж по имени Вилкинс: ребенок делает его самостоятельно из пластиковой вилки и подручных средств. И хоть со стороны этот столовый прибор казался настоящей игрушкой, сам он на протяжении всего фильма стремился стать мусором, потому что такой была его истинная природа.
Главная задача игрушки заключается в том, чтобы дарить детям радость. А счастье самой игрушки зависит от того, какими особенностями ее наделяет хозяин. Вспомнить хотя бы историю Базза Лайтера, который был уверен, что он космический воин, а оказался прототипом героя мультфильма и на самом деле не умел ни летать, ни разговаривать (все его фразы — лишь ограниченный набор звуков в матрице). Кроме того, Базз понимает, что он не единственный Лайтер в мире, таких же как он — тысячи. Но когда герой встречает своего двойника, осознает: они совсем разные (как и их жизни). А все потому, что ребенок придумал для игрушек разные роли.
«История игрушек» также дает зрителям возможность со стороны понаблюдать за тем, как играет кто-то другой. Между прочим, в современном мире такой способ проведения досуга очень популярен. Так, многие подключаются к прямым трансляциям, чтобы понаблюдать за тем, как незнакомый им человек играет в какую-либо компьютерную симуляцию. Кому-то может показаться, что играть самому намного интереснее, однако не менее захватывающе смотреть на то, как распоряжаются судьбами персонажей другие люди. Подобным образом мы узнаем не об игре, а о человеке, который играет. Получается, что игрушки — это отражение самих игроков.