Интервью с паралимпийцем Дмитрием Игнатовым. Об отношении к людям с инвалидностью, яхтинге и тренировках
Текст:
Ольга Родина,
olga-rodina
Паралимпиец Дмитрий Игнатов снял минифильм «Инвалиды — зло. Почему мы их боимся?», который можно посмотреть на его ютьюб-канале «Влог без ног». Сам Дмитрий восемь лет назад лишился ноги во время службы в армии: на него упала ракетная установка, которая была неправильно закреплена. Однако он не впал в депрессию, а напротив, своим примером показал, как интересно и полноценно можно жить, даже несмотря на некоторые ограничения. Игнатов занимается спортом (в прошлом году он вплавь пересек Босфор!), развивает соцсети, снимается в рекламе и проводит различные тренинги для крупных компаний. В интервью SRSLY Дима рассказал о фильме, отношении современного общества к людям с инвалидностью и трудностях, с которыми до сих пор приходится сталкиваться.
Дима, расскажи, в чем заключается главный месседж твоего фильма?
Фильм — это громко сказано. Скорее, выпуск. Ты знаешь, я долго не мог понять, почему наши прабабушки, бабушки и вообще люди преклонного возраста так негативно относятся к людям с инвалидностью. В итоге предположил, что ответ надо искать в истории, и угадал. Оказалось, что после Великой Отечественной войны поступил приказ от НКВД уничтожить все фотографии людей с какой-либо инвалидностью, а таких в то время было очень много. Инвалидов прятали или отправляли в специальные санатории. Обрати внимание, что на послевоенных фото, которые нам показывают в разных передачах, нет ни одного человека без руки или ноги. По сути, люди, рожденные после войны, не видели инвалидов. Отсюда такое отношение к тем, кто хоть чем-то отличается. Сколько историй мы знаем, когда женщина рожала ребенка с какими-то отклонениями и врачи предлагали ей отказаться от малыша, потому что он не такой, как все! А ведь надо радоваться тому, что человек в принципе на свет появился. Только в последние годы ситуация стала немного меняться. И то, тема не массовая. В противном случае людей с особенностями часто бы показывали по федеральным каналам, но этого нет.
Ну, например, Ник Вуйчич — звезда в Америке, даже в мире, я бы сказала…
Там общество более человечное, чем у нас, как бы обидно это ни звучало. Я обожаю Россию, но у нас к людям относятся прежде всего как к каким-то ресурсам, которые помогают делать страну лучше, моднее, богаче. А какой ты человек внутри — хороший или нет, никто не смотрит.
Дим, в твоем сюжете один из героев, а именно Владимир Лукин, президент Паралимпийского комитета, сказал, что в российских СМИ не доносят информацию про людей-инвалидов. Я бы хотела заступиться за коллег, потому что, например, про ту же Ксению Безуглову (благотворитель и общественно-политический деятель) регулярно пишут. Ее очень любит глянец. Про тебя выходили статьи во многих изданиях, включая GQ… И мы вот напишем!
Это да, и про многих моих друзей тоже пишут. Но это всего лишь 1%. С другой стороны, как вам, журналистам, узнать про людей, которые не выходят из дома? Если бы я нигде не появлялся, обо мне тоже не знали бы. А почему не выходят? Психологическая боязнь людей? Или банально нет пандуса у подъезда, а соседей просить помочь спуститься неудобно? И вот как раз об этом я расскажу в своем следующем выпуске. Сейчас готовлю материал про людей, которые, грубо говоря, всегда сидят дома. Заодно попытаюсь выяснить, кто отвечает за пандусы и обеспечение доступной среды для инвалидов.
Тогда следующий вопрос. Ты потерял ногу довольно давно — восемь лет назад. Что-то изменилось в обществе с тех пор?
Восемь лет назад! Вот это да! А ведь и правда.
Ну смотри: новое поколение, которое сейчас учится в университетах, более толерантное, общительное и независимое. Условно говоря, сейчас молодежи плевать, сколько у тебя рук, ног, какой цвет волос, с кем ты спишь. Для них главное — твои мозги.
Согласна с тобой. Люди стали более толерантными, но не все. Иногда все-таки приходится сталкиваться с какими-то трудностями или недопониманием?
Однажды для съемок сюжета мне нужно было попасть в Госдуму. Я обо всем договорился, а на входе перед турникетом с металлодетектором у меня спросили паспорт на протез, и это было очень странно.
А что, на протез должен быть паспорт?
Вот и мне непонятно. Но это охранники. Им дали приказ, они его выполняют. В итоге случился скандал, потому что меня не хотели пропускать. Был еще один интересный случай. Дело в том, что я иногда снимаю протез, когда он натирает, и пока рана заживает, хожу с костылями.
Однажды в метро какой-то человек подумал, что я попрошайничаю, и попытался дать мелочь. А когда я отказался, то сказал, что я зажрался.
Ну ладно, если бы он рублей 500 протянул, а тех денег даже на кофе бы не хватило.
Действительно, странно. Ты же модно одеваешься, хорошо выглядишь.
Ну да, обо мне нельзя сказать, что я какой-то попрошайка. Но вот такая дурацкая ситуация произошла.
А можешь рассказать про то, какие льготы положены инвалидам?
Здесь все зависит от группы инвалидности. Всего их три: первая — это прямо супертяжелая, вторая — полегче, а третья — это как я. То есть я сам себя обслуживаю, не нуждаюсь в посторонней помощи и так далее. Понятно, что у всех инвалидов есть пенсия. Я получаю примерно 15 тысяч рублей в месяц. И это еще большая пенсия, так как у меня военная травма (ногу потерял во время службы в армии), отсюда — надбавка. Потом у меня есть социальная карта, благодаря которой могу бесплатно ездить на общественном транспорте. В некоторые страны Шенгена не плачу консульский визовый сбор. Еще государство помогает с получением протеза, по сути, предоставляет его в аренду. Мой, например, стоит 4 млн рублей.
Как часто надо менять протез?
Раз в два года.
Дим, задам банальный вопрос: что тебе помогло не пасть духом после несчастного случая? Тебе же тогда было всего 22 года.
Наверно, то, что я всегда был на позитиве. Учился я в Петербурге, затем призвали в армию. Успел отслужить всего 3-4 месяца в войсках противовоздушной обороны, а затем были военные госпитали. Прекрасно помню, как меня привезли. Я чувствовал себя героем боевика с той лишь разницей, что боль была настоящая. Вкололи какой-то наркотик, и я вырубился. Позже вернулся домой, к родителям. Мы все живем в Московской области, в Мытищах. Я старался отгонять всякие дурацкие мысли. Тем более, XXI век, технологии и все такое. Стал смотреть Паралимпийские игры по телевизору, увидел людей, которые не опускают руки, а занимаются спортом. Плюс в 2012 году в нашу жизнь активно входил инстаграм. Я зарегистрировался, наблюдал за людьми с инвалидностью в других странах и понимал, что все возможно. Затем работал журналистом на телевидении (по образованию я специалист по связям с общественностью). Однажды для сюжета коллеги искали героя с инвалидностью, который занимается спортом. Решили взять меня. Для съемок мы ходили по разным секциям, и я во всем принимал участие. А когда оказался в бассейне, то понял, что хочу там остаться. Так в моей жизни появилось плавание.
Ты же в прошлом году даже Босфор переплыл (6,5 км)! Расскажи про свои спортивные достижения.
Их немного. Что касается Босфора, то всегда хотел это сделать. Своего рода вызов. Еще принимал участие в разных чемпионатах Москвы и России. Но сейчас я занимаюсь уже не плаванием, а яхтингом, и это очень круто! У меня есть маленькая яхта два на четыре метра, которая стоит на Пироговском водохранилище. Там же находится секция парусного спорта, где занимаются люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Я тоже там занимался, показал хорошие результаты, и меня взяли в команду. Затем были различные чемпионаты и кубки. В этом году была запланирована целая куча соревнований за рубежом, но из-за вируса все отменили. Немного расстроился.
Еще есть мечта пересечь Атлантику на яхте. Обязательно реализую ее. Также хочу совершить на ней кругосветное путешествие. Никто из российских инвалидов такого не делал.
Как часто ты тренируешься, чтобы быть в форме?
Каждый день занимаюсь дома. У меня есть гантели и прочие гаджеты, которые помогают мне поддерживать себя в форме. А еще каждый день гуляю с собакой возле дома.
Бытует мнение, что инвалидам сложно найти работу. Это правда?
Это самый большой стереотип. На сайтах крупных рекрутинговых агентств, как правило, даже есть вкладка с работой для людей с инвалидностью. Другой вопрос: что это за работа и какая зарплата.
А ты на чем зарабатываешь?
Вообще, я самозанятый. У меня разные источники дохода. Один из них — это лекции: разные компании периодически приглашают меня рассказать что-нибудь интересное. Темы разные, все зависит от контекста. Если надо про технологии, то будет про технологии, если нужно что-то мотивирующее — значит, мотивирующее. На блоге в инстаграме тоже зарабатываю.
Даже мой пес Капитан Ларсен приносит деньги. Его часто зовут что-то прорекламировать: средства от блох, корм, лежанки. Иногда я что-то веду по телевизору. Последний раз делал программу про бизнес на одном маленьком канале. Ну и пенсия, разумеется. Еще недавно проводил онлайн-тренировку с одним известным крупным онлайн-магазином.
А еще ты рекламировал Apple Watch! Кстати, крутая реклама получилась. Помнишь момент, когда стал популярным?
Популярным — смотря в каких кругах. А так я обычный парень. Такой паренек с придурью, о котором все знают. С придурью — это я имею в виду инвалидность.
И с чувством юмора!
Без него никуда в нашем мире.
Фото: Личный архив