Обзоры, Кино — 10 апреля 2022, 07:49

Что там в кино: «Мегрэ и таинственная девушка», «Роман служанки»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
Депардье орудует лупой в фильме «Мегрэ и таинственная девушка», а Джош О’Коннор снимает корону в «Романе служанки». Денис Виленкин рассказывает о новинках кино.

«Мегрэ и таинственная девушка» (Maigret)

Париж 50-х годов прошлого века. Комиссар Мегрэ (Жерар Депардье) берется за дело о загадочном убийстве. Тело юной Луизы найдено в центре города, и, казалось бы, к догадке не ведут никакие улики, но у маэстро (а окружающие именно так обращаются к детективу) есть свой авторский взгляд на порядок вещей.

Мегрэ, вымышленный герой бельгийского автора Жоржа Сименона, впервые появился на страницах в книге «Петерс Латыш» в мае 1931 года и впоследствии стал одним из самых значительных персонажей франкоязычной литературы. «Мегрэ и таинственная девушка» — экранизация более позднего романа «Мегрэ и труп молодой женщины», опубликованного в 1954 году. До картины Леконта Мегрэ появлялся на экране и в лице Жана Габена в 1958 и 1959 годах, и в лице Майкла Гэмбона (Дамблдора из «Гарри Поттера») и даже в лице Роуэна Аткинсона (Мистера Бина), что было весьма неожиданно, но вполне достойно.


Депардье, как и предшественники, на экране воплощает разные детективные фетиши: водит лупой по фотографиям, курит трубку, предпочитает выпить бокал белого, говоря, что раз дело он начал с белым, то с белым и закончит. И Депардье, вне сомнений, прекрасен всегда. Его статуарность — уже акт искусства. Он словно Колосс, а в роли Мегрэ — практически образ, предвосхитивший картину Рене Магритта «Сын человеческий», человек в шляпе, чьи эмоции невозможно прочесть. Но с живым воплощением кино в лице Депардье тоже, конечно, нужно уметь обращаться.

Режиссер Патрис Леконт — кстати, номинант на «Оскар», известный французский постановщик — не совсем понимает, как на материале детектива семидесятилетней давности сделать яркий, не нафталиновый, захватывающий фильм-расследование. При строго консервативной режиссуре он зачем-то потакает авангардным решениям своего оператора Ива Анжело, который постоянно работает на фильме сверхподвижной камерой в статичных сценах. И этот прием, как назло, не делает фильм более современным, а создает неловкое ощущение забракованных дублей. Такая находка была бы полностью оправдана, если бы хаотичное движение камерой представляло бы взгляд от первого лица преступника, который, к примеру бы, следил за разговором, как это часто использовалось в фильмах в жанре джалло, а «Мегрэ», конечно, существует в той же эстетической плоскости, что и «Дьявольски ваш» Жюльена Дювивье или «Шесть женщин для убийцы» Марио Бавы. Но Леконту это все, к сожалению, невдомек. Хотя поклонникам Депардье кино пропускать не рекомендуется.

[STAT_ART_1]


«Роман служанки» (Mothering Sunday)

Юная служанка Джейн с красноречивой фамилией Фэйрчайлд (Одесса Янг) помогает с хозяйством у богатой супружеской четы (Колин Ферт и Оливия Колман). Однажды девушка влюбляется в молодого аристократа (Джош О’Коннор) и начинает проводить с ним много свободного и несвободного времени. Параллельно развивается сюжетная линия с уже повзрослевшей Джейн, пишущей о своем романе книгу много лет спустя. Она старается одно за другим воспроизвести свои воспоминания и не сфальшивить в интерпретации.

Попадание картины во внеконкурсную программу Канн, с одной стороны, большой аванс для режиссерки Евы Хассон, с другой стороны, — ее второй фильм, освистанный, кажется, всеми критиками на свете, от редактора этого раздела до автора Washington Post Энн Хорнадэй и Джастина Чанга из Los Angeles Times, участвовал в 2018 году в основной программе фестиваля. С погружением в нравы Британии 20-х годов прошлого века у Хассон получается сравнительно легче, чем с погружением в освободительную операцию в Курдистане, хотя до того как Хассон стала снимать кино, все было еще лучше: клипы для M83 и Florence + the Machine. Первый фильм «Современная история любви», кстати, прошел мимо Канн, но второй чем-то, видимо, зацепил отборочную комиссию, помимо очевидных социополитических и феминистских идей.


«Роман служанки», как и «Современная история любви», уместно бы смотрелся на фестивале в Лондоне, но Канны ему ни к чему. Хассон недостает авторского взгляда, она вообще, по большому секрету, плохая постановщица, не чувствующая ритма и литературный источник (одноименный роман Грэма Свифта). Но актеры как на подбор — Одесса Янг, о которой мы писали как об одной из самых многообещающих актрис два года назад после просмотра «Миллиона мелких осколков», Джош О’Коннор — звезда «Короны», Колин Ферт и Оливия Колман в эпизодических ролях. Если вы скучаете по той же «Короне», притомившись в ожидании нового сезона, или по «Аббатству Даунтон» (когда получится увидеть вторую часть киноверсии в прокате — пока не очень понятно), то на «Роман служанки» можно обратить внимание. Но стоит учесть, что это не классический фарфорово-сервизный британский фильм. Хассон пытается сделать кино фривольным, курят много, ходят в неглиже и светят попой и грудью, обсуждают сперму. Короче, кино не для семейного ужина. Но ее режиссерский темп назойливо нуден, а финал буквально создан для того, чтобы его на куски разорвала Зинаида Пронченко. Пусть фильм и не вредный, а просто мылкий и, что называется, overdramatic.

[STAT_ART_1]

Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости — 17:44, 18 сентября
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости — 16:22, 18 сентября
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Новости — 15:19, 18 сентября
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина