На ютьюб-канале Яна Топлеса появилось новое познавательное видео. В этот раз блогер решил поговорить о мемах. Ютьюбер рассказал о возникновении этого явления и о том, как смешные картинки продолжают менять мир. Ян начал разговор о мемах с их календаря. Ведь любой интернет-знаток сразу определит, когда появился тот или иной прикол. Так, блогер представил полноценный календарь за 2021 год, где нашлось место тиктокеру Хаби Лейму, Марку Цукербергу, «Игре в кальмара» и даже поп-иту.
А вот календарь за 2020-й оказался вовсе не таким ярким, ведь этот год омрачился пандемией коронавируса. Подобные события просто не могут не сказываться на мемах, которые являются одной из важнейших частей современной поп-культуры. Ян рассказал, что некоторые компании даже нанимают людей, которые отлично разбираются в актуальных шутках. Более того, мемам посвятили целую науку — правда, называется она не мемология, а меметика. Впервые это явление описал известный популяризатор науки Ричард Докинз. Многим может показаться, что оно возникло в начале XXI века, однако, по мнению ученого, мемы восходят еще к каменному веку.
Получается, что современные интернет-мемы относятся лишь к одной из категорий этого феномена. Они действительно появились в середине нулевых. Их популярность обусловлена тем, что сделать такую картинку (и тем самым повлиять на мир) может каждый. Правда, чтобы войти в историю, такие мемы должны соответствовать нескольким требованиям. Ютьюбер отметил, что они должны быть вирусными, долговечными и простыми для копирования. При этом в качестве анти-примера он привел треки Скриптонита, которые довольно сложно повторить без подготовки и заучивания. А вот песня из первого сезона «Ведьмака», по мнению Яна, соответствует всем требованиям к идеальному мему.
Что проследить истоки вирусных картинок, ученые проанализировали более 160 млн таких изображений. Как ни удивительно, эффективнее всего разлетались мемы из раздела Reddit о Дональде Трампе, а также неполиткорректные шутки. Ютьюбер заключил, что токсичный конент распространяется быстрее, чем позитивный. Именно поэтому мотивирующие картинки из начала 2010-х кажутся такими нелепыми современным пользователям. Неудивительно, что их быстро заместили так называемые демотиваторы — мемы с саркастичными или абстрактными подписями.
Наконец, Ян отметил, что у каждой шутки есть свой жизненный цикл. Даже невероятно успешный мем может быстро устареть и надоесть. Однако, несмотря на это, шутки выполняют свою главную задачу — веселят и поддерживают людей даже в непростые периоды жизни.