В этом году Масленица в Николе — не праздник, не хороводы, а художественное высказывание. «Не веселое, но объединяющее» — так сказали сами организаторы. Во-первых, сожжение впервые прошло не в субботу, а в воскресенье. А Прощеное воскресенье — важный день даже для тех, кто ни во что не верит, потому что это шанс извиниться и прекратить все распри. Во-вторых, 26 февраля не стало художника-акциониста и бессменного «Герострата» Никола-Ленивца Германа Виноградова, так что эта Масленица была еще и посвящением ему. Без Германа Никола-Ленивец не стал бы «родиной большого огня» — именно он поджигал первый арт-объект, «Медиабашню», которую построил основатель парка Николай Полесский.
В прежние годы в арт-деревне сжигали «Байконур», «Гиперболоидную градирню», «Пирамиду» и «Бастилию». В 2022-м попрощаться по-николаленивски решили с 23-метровой «Вавилонской башней». В этот раз на арт-объект проводился открытый конкурс, и сжечь именно «Вавилонскую башню» предложили многие — уж очень известна притча о ней. Если вы не знали или забыли, то история звучит так: после Великого потопа люди (которые говорили все на одном языке) решили построить такую огромную башню, что смогли бы достать до Бога, но были Богом же и наказаны — их языки смешали, больше договориться друг с другом они не могли, башня была заброшена, а люди разбрелись по разным уголкам мира, где впоследствии и поселились.
Из всех башен выбрали проект молодой архитекторки Екатерины Поляковой. Она честно призналась, что ей жаль сжигать свою работу и в будущем было бы неплохо «поселить» в деревне какой-нибудь арт-объект в несгораемом виде.
На месте было морозно, многолюдно (примечательные очереди из детей) и мечталось о резиновых сапогах. В ожидании сожжения можно было сплести венок из сухой травы, с разбегу упасть с башни в сено, вбить гвоздь в пень, подраться на палках и получить за это блинкоин (интересное морфологическое заигрывание языческих мотивов с криптовалютой), который обменивался в палатках на один блинчик со сгущенкой или сметаной. Но, кажется, в блинах на мероприятии не хватало искренности — их подавали не с пылу, не с жару, а брали готовые и разогревали в целлофане в микроволновке. От этого немного обидно.
В проект башни внесли коррективы: рядом с ней появился круглый шар, в который каждый гость мог кинуть записочку с любым пожеланием. На закате (с погодой в этот раз был идеальный мэтч) шар на веревке подняли на вершину башни, а затем подожгли. Когда прожгло веревку, шар упал в самый низ башни, где зажег своим примером всю остальную конструкцию. А потом... а потом самое лучшее.
Дальше почти два часа можно было наблюдать за тем, как ярко пылает «Вавилонская башня» и сгорает зима. Первые минут 30 (кажется, из-за сена и лозы в составе) она причудливо дымила желто-серым, отчего на небе как будто должны были появиться дементоры, следом башня тихонько, но уверенно разгоралась то с одной, то с другой стороны, пока наконец пламя не стало в точности таким же, как если бы Кхалиси кричала: «Дракарис» и поливала Ленивец огнем своего дракона. Когда с неба перестал сыпаться пепел и тлеющие кусочки конструкции (а так как иногда ветер менял направление, угадать, прожжет ли вам в следующую минуту куртку или нет, было сложно — нашему фотографу прожгло), зрители начали проникать за ограничительные линии и делать себе контент — согласитесь, какой пост может смотреться лучше, чем фото самого себя на фоне огромного-огромного костра, олицетворяющего все происходящее в мире.
И все же огонь очищает. Кроме того, что Масленица в Николе стала прекрасным художественным высказыванием, проводами зимы и просто хорошим солнечным днем, это была еще и мощная созерцательная медитация. А если прибавить тот факт, что на территории Николы-Ленивца почти не ловит интернет, то получается полноценный детокс. В следующем году наедайтесь блинами дома, тепло одевайтесь и обязательно приезжайте, захватив чего-нибудь горячительного.
Закончить этот текст не получится лучше, чем закончили его сами работники парка: «Никола-Ленивец — родина большого огня, но пусть в сердцах горит только то, что нас объединяет». Аминь!
За фотографии спасибо Илье Касаткину.