Есть такие блогеры, которые забираются туда, где уже давно не ступала нога человека, исследуют заброшенные места и показывают, что остается от былого величия по прошествии лет. Одна из них — Ксения Хаунд, автор проекта Follow The Ghosts. Мы поговорили с ней о заброшках и о том, кого там можно встретить, а еще спросили, почему она не раскрывает геолокации этих мест и не любит возвращаться в здания, которые уже посетила.
Расскажите о себе. Откуда вы, какой у вас бэкграунд?
Мне 29 лет, родом из Карелии. Раньше работала в туризме, была фотографом, но после переезда во Францию снова оказалась в поиске себя — пришлось придумывать новое занятие. Всегда любила путешествия, так что стала ездить по стране, смотреть и фотографировать интересные места. Однажды наткнулась на заброшенный замок, и он настолько меня впечатлил, что я стала специально искать другие заброшенные локации. Сначала просто делала снимки, потом начала искать истории. Стала делиться ими в интернете и получила положительный отклик. С тех пор любое новое путешествие включало в себя обязательный пункт — посмотреть что-то заброшенное.
Кроме блога в инстаграме, у меня есть ютьюб-канал Follow the Ghosts, где истории облекаются в видеоформат для большей наглядности. Также работаю над своей первой книгой о заброшенных местах.
Как давно у вас появился интерес к заброшенным местам? Что вас в них привлекает?
Появился он после переезда во Францию, почти пять лет назад. Меня привлекают несколько вещей: во-первых, нравится наблюдать, как в отсутствие человеческого вмешательства природа постепенно вступает в свои права — мои любимые места обычно полны растительности. Во-вторых, такие места зачастую похожи на настоящие музеи, особенно это касается старинных особняков и замков. В них можно увидеть замерший момент, ведь время остановилось здесь много лет назад, но мебель, детали интерьера и личные вещи владельцев остались. В-третьих, посещение заброшенных мест — своего рода терапия. Они напоминают, что ничто в этом мире не вечно, а накопленные материальные блага с собой на тот свет не увезешь, так что стоит сконцентрироваться на действительно важных вещах: близких и любимых людях, эмоциях, впечатлениях. Ну и, в-четвертых, я не люблю места, где не побывал только ленивый. Поэтому безлюдные заброшки мне очень подходят.
Помните первую локацию, на которую отправились? И вообще, ведете ли счет, сколько заброшек и в каких странах уже посетили?
Первым был необычный заброшенный банк во Франции, но настоящая любовь к заброшкам вспыхнула после посещения Замка падающих камней, как я называю его в своих историях и видео. Затрудняюсь сказать, сколько мест посетила — никогда их не считала. Наверное, уже больше тысячи. А в поисках заброшек побывала уже в 13 странах.
Когда вы решили превратить увлечение в полноценный проект? Вам кто-то помогает с ним? Кто-то путешествует с вами?
Увлечение превратилось в проект, когда я поняла, что не одна я такая странная: людей интересует эта тема и манят таинственные заброшенные места. Сыграло роль и то, что я стала тратить слишком много времени и личных средств на путешествия в заброшки и постобработку — ретушь фотографий и поиск историй. Теперь поездки стали осознаннее, а работа — продуктивнее.
Над проектом мы работаем вместе с моим мужем Вадимом. Он фотографирует и помогает мне с видео. В путешествия мы всегда берем нашу собаку Геру, а иногда к нам присоединяются такие же увлеченные друзья, с которыми мы познакомились в интернете.
В какой момент количество подписчиков начало заметно расти? Может, какая-то конкретная публикация помогла привлечь внимание к блогу?
Если честно, не очень помню этот момент, как-то постепенно все случилось. Наверное, большую роль сыграло то, что я стала сопровождать фотографии заброшенных мест рассказами об их истории, иногда даже удавалось откопать связанные с локациями легенды. Люди потихоньку стали чувствовать себя участниками наших приключений.
Есть ли интерес к такому контенту со стороны брендов и компаний? Предлагают ли интеграции и совместные проекты?
Предложений поступает много, но не со всеми удается посотрудничать. Я живу за границей, а компании на меня выходят в основном российские: не все готовы заниматься пересылкой товаров. В случае же с предложениями от туроператоров и поставщиков услуг возникает другая сложность — из-за пандемии приехать в Россию было не так-то просто. А так я всегда открыта к предложениям и довольно легка на подъем, если предлагают что-то интересное.
Большое ли сообщество блогеров, занимающихся поиском заброшенных локаций?
Вообще, за последнее время в рамках этой тематики появилось довольно много русскоязычных блогеров — даже тех, кто тоже пишет истории. Когда я начинала, то не знала никого. Конечно, были ребята, которые фотографировали заброшки, но я не видела, чтобы они полноценно рассказывали истории.
Иностранных урбексов было очень много уже тогда. Направление набирало популярность, но в основном было представлено только фотоконтентом. Поэтому я ни за кем не следила и набивала свои шишки, выискивая наилучшие стратегии ведения блога. Со временем будущие друзья со схожими интересами стали находить меня в интернете, и мы стали выезжать куда-то вместе.
Что думаете насчет проекта GhostBuster Димы Масленникова?
Проект интересный, реализация профессиональная.
Сталкивались ли вы с паранормальными явлениями? Верите в призраков или что-то в этом духе?
Призраков в заброшках не встречали, но, может, нам просто пока не повезло. Правда, было несколько непонятных моментов. Например, в одном доме случились неполадки со всеми камерами одновременно, и мы не смогли больше снимать. Возможно, все это можно объяснить рационально.
Бывает и такое, что в некоторые здания просто не хочется заходить, а если заходишь — прямо гонит оттуда. Почему так случается, сложно сказать.
Чей контент (необязательно в рамках тематики заброшек) вам нравится? За какими блогерами вам интересно наблюдать?
Я практически не слежу за другими блогерами, в основном ограничиваюсь контентом друзей. Бывает, что за компанию с мужем смотрю французских ютьюберов, которые рассказывают об исторических событиях, необычных местах со всего света, путешествиях или новостях.
В чем заключаются основные сложности ведения тематического блога о заброшках?
Наверное, только в том, что это довольно дорогостоящее и ресурсозатратное мероприятие. Заброшенные места находятся в разных частях страны, до них нужно доехать, и на это тратится много времени и денег: на бензин, платные дороги, ночлег. Ну и, пожалуй, есть сложность в поиске информации: я принципиально ищу настоящие истории мест, и отыскать их удается не всегда. Рассказы о некоторых локациях приходится придержать на несколько лет — до тех пор, пока не удастся разузнать о них что-нибудь интересное.
Есть ли заброшенные места, которые официально может посетить любой желающий или это всегда авантюра на свой страх и риск?
Да, если это какие-нибудь города-призраки — например, Орадур-сюр-Глан во Франции или Помпеи в Италии. В этом случае можно приобрести билет и спокойно их осмотреть. Когда речь идет о каких-нибудь заброшенных замках (не считая теперь открытого для туристов Мот-Шанденье) или особняков, то это авантюра.
Как вы ищете локации?
Обычно изучаю местность, в которую направляюсь, внимательно смотрю по сторонам, каждый раз езжу по разным дорогам. Некоторые места подсказывают друзья.
А где находите истории?Истории узнаем благодаря местным жителям, библиотекам, архивам и интернету.
Как местные жители и представители власти реагируют на посетителей заброшек?
Обычно очень негативно, потому что в последнее время участились случаи вандализма. Особенно переживают соседи — они же не знают, кто мы такие, вдруг пожар в доме устроим? А они рядом живут.
Доводилось ли вам, например, бегать от полиции или недовольных соседей?
В одном из первых походов нам пришлось убегать по кукурузным полям от соседей с ружьями — было забавно, но повторить такой опыт я бы не рискнула. Были и другие случаи, но вспоминать о них не хочется.
Бывало ли такое, что вы отправлялись в заброшку и обнаруживали, что в ней кто-то поселился?
Да, такое было несколько раз. Совсем недавно мы встретили в заброшенном замке бродягу — он прошел пешком практически всю Францию, а потом решил немного отдохнуть от пути и какое-то время пожить в пустующем здании. Выбрал там себе уголок побезопаснее, укрепил его и восстановил находящуюся в комнате печку, которую топил поломанными вандалами досками. Надо сказать, этот замок был очень сильно разрушен, и оставаться в нем было рискованно.
Насколько тяжело попасть в заброшенный замок или особняк? Какие усилия для этого приходится прилагать? Случались ли во время вылазок внештатные ситуации, получали ли вы травмы в аварийных зданиях?
Обычно проход к заброшенным местам преграждает разросшаяся растительность. Особенно неприятна здесь ежевика — ее колючки впиваются глубоко под кожу, их больно и долго вытаскивать. А еще во всей этой растительности обитает множество клещей, переносящих всякие болезни. После каждого контакта с травой нужно сразу же себя осматривать и вытаскивать «непрошенных пассажиров».
Ну и в целом посещение заброшенных мест — дело довольно опасное. Здания стоят без ухода, перекрытия слабые или уже разрушающиеся. Откуда знать, в какой момент они решат обвалиться? Поэтому сначала мы визуально оцениваем их, и если все нормально, то идем. Или не идем — риски никому не нужны. Наверное, такой подход во многом обеспечил нам в основном успешные визиты.
В каких странах вы чаще всего находите заброшенные локации?
Там, куда ездим чаще всего — в основном это Франция и Италия. Но и в других странах Европы полно заброшенных мест, стоит только поискать!
Какая из локаций произвела на вас самое сильное впечатление?
Наверное, дом Брата и Сестры в Италии. У этих людей была непростая судьба, они жили на окраине городка в доме без электричества, окруженном лесом. Жили в своем собственном мире: Брат делал скульптуры, которыми заставлял дом, а Сестра писала картины и изрисовывала стены. Таким мы и обнаружили их оставленный дом.
Какие самые необычные предметы вы находили? Попадались ли вам в заброшках ценные предметы искусства?
Насчет предметов искусства ответить затрудняюсь, потому что совершенно не разбираюсь в антиквариате и оригиналах и подделках статуй и картин. Но однажды мы нашли в сарае старого замка несколько карет. Еще нам попадались велосипед пенни-фартинг, заготовки надгробий, а также черновики и заметки писателя, жившего ранее в одном из замков.
Забираете ли что-то на память?
Из заброшенных мест мы никогда ничего не берем. Это негласное правило, и тот, кто так поступает, получает осуждение со стороны всего сообщества.
В своем блоге вы часто показываете здания, в которых осталось очень много личных вещей прежних владельцев. Почему их обитатели все бросали в таком виде? Куда девались эти люди?
Тут все довольно просто: никто не знает, в какой день он уйдет из этого мира. А когда уходит, на небо с собой ничего не забирает. Вот вещи и остаются. Почему их не забирают наследники или какие-то организации? Или наследников нет, или они не могут друг с другом договориться и вступают в затяжные судебные процессы, в ходе которых никому нельзя посещать объект спора. Если наследников нет, то должно пройти несколько лет, прежде чем заброшенное здание перейдет городской коммуне, и она сможет им распоряжаться. До этого времени ничего делать с ним никто не имеет права.
Случалось ли такое, что вы узнавали историю бывших хозяев благодаря найденным вещам?
Чаще всего именно так мы и узнаем истории бывших владельцев: строим предположения об их интересах и роде деятельности, по календарю на стене делаем выводы о том, когда примерно здание оказалось заброшенным, а валяющиеся на полу документы выдают имена. Составив у себя в голове примерную картину, можем спросить соседей о судьбе бывших жителей. Как правило, все наши догадки подтверждаются.
Часто ли вам удается выяснить, что случилось с бывшими владельцами? Какая история была самой необычной?
В большинстве случаев удается, а некоторые истории уж точно стоят бессонных ночей, проведенных в поисках! Например, однажды мы нашли замок, который принадлежал английскому криминальному авторитету, решившему отмывать деньги во Франции. А совсем недавно нам удалось найти целую деревню-призрак. Ее хозяином был таинственный человек, загадку которого несколько лет никто не мог разгадать. В итоге выяснилось, что он был религиозным гуру, виновным в смерти нескольких сотен человек. Сейчас мы как раз работаем над видео об этой истории.
Еще нам попадаются здания, в которых жили известные шоумены, общественные деятели, актеры, писатели и сценаристы. Есть строения, на протяжении нескольких столетий служившие родовыми гнездами влиятельным семьям. Как правило, истории о таких местах получаются самыми интересными.
Почему так много заброшенных особняков, замков и усадьб? Почему их не реставрируют, а фотографии и антикварные вещи не выставляют в музеях?
Содержание таких больших и величественных зданий требует немалых средств. А если они еще и исторически значимые или находятся в плохом состоянии, то труба! Стройматериалы во Франции стоят очень дорого, а восстановление исторических зданий требует особого подхода: в собственном доме тебе не дадут гвоздя лишнего забить без согласования с экспертами. Я, конечно, утрирую, но это очень близко к правде. Кроме того, когда вступаешь в наследство, необходимо выплатить налог, который может составлять до 60% от стоимости самого здания. Многие заброшки находятся в отдалении от крупных городов и туда «не наездишься». В общем, причин, чтобы оставить такие здания разрушаться от времени, довольно много.
Почему же вещи не выставляют в музеях? Так музеев на них не хватит! Ну и в принципе то, что мы считаем антиквариатом, во Франции является довольно привычными вещами, которые можно встретить во множестве домов. Местные спокойно к ним относятся, а кто-то даже пытается декорировать старую мебель на свой вкус, покрывая ее краской ярких цветов и вставляя другие ручки.
В одном интервью вы сказали, что не одобряете реконструкцию заброшенных зданий. Почему?
Насколько я помню, я говорила про конкретный замок, за реконструкцию которого недавно взялись. Это Мот-Шанденье, окруженный круговым водоемом и разрушенный около ста лет назад из-за пожара. За это время в руинах замка вырос настоящий лес: деревья выглядывают из окон и высятся над стенами, сменяя свою листву в зависимости от времен года, внутри поселились животные и птицы, и все это в окружении воды. Зрелище невероятное! Как много вы видели таких замков? Как много видели восстановленных замков, где туристам подают вино на пробу? Просто он уникальный в своем роде. И когда начались реставрационные работы, я боялась, что руины просто подчистят от растительности и тогда замок потеряет весь свой шарм. Хорошо, что за него взялись, и понятно, что корни растений его разрушают, но в плане реставрации, на мой взгляд, нужен просто особый подход. Нужно сохранить его уникальность, а не сделать одним из множества.
Куда бы вы ни за что не вернулись?
Наверное, конкретного места нет. Но я могу сказать, что мы в принципе не любим возвращаться в места, где уже были, ведь по прошествии времени им становится только хуже. Смотреть на это очень грустно.
Какое место вызывало у вас наиболее сильное разочарование?
Иногда мы все-таки возвращаемся в уже посещенные места и каждый раз разочаровываемся. Например, в дом Брата и Сестры мы вернулись спустя два года после первого визита и не нашли ни одной целой скульптуры: часть переломали вандалы, часть разрушилась от времени. Некоторые рисунки Сестры смылись проникающей внутрь водой, их уже не различить. Полы на верхних этажах прогнили и готовы были рухнуть, мы даже не смогли попасть туда. Конечно, разочаровываешься, когда видишь в таком состоянии дом, который когда-то произвел на тебя сильное впечатление. Наверное, так можно сказать про все места, где мы бывали повторно.
Какая категория зданий, по вашему опыту, преобладает среди заброшек: больницы, замки, виллы?
Пожалуй, замки и виллы: их в свое время очень много настроили, в отличие от больниц. Еще очень много просто заброшенных домиков.
В комментариях вас часто просят поделиться геолокацией заброшек, но вы не раскрываете информацию. Почему?
Во-первых, эти здания уязвимы. Когда их местоположение раскрывается, то они сразу же начинают страдать от воровства и вандализма. Во-вторых, чем дольше эти здания остаются в секрете, тем лучше сохраняются и тем больше у них шансов однажды быть восстановленными. Ну и, в-третьих, эти места просто опасны. В какой момент обрушится потолок или пол? Кто мог там затаиться? Бывает и такое, что на молодых ребят нападают, избивают, обворовывают. Куда вы можете наступить? А может, нападет агрессивный сосед или увезут в участок с неприятными последствиями? Несколько раз люди даже погибали: то лестница каменная обвалилась, то улетели куда-нибудь в шахту лифта в заброшенном госпитале, то пол не выдержал. Хочу я быть к этому причастной? Нет. Поэтому и геолокаций никогда не даю.
Расскажите о своей последней поездке.
В конце февраля вместе с друзьями, русскими и французами, побывали в Воркуте: съездить туда хотели давно, у меня там есть родственники. Довольно интересный опыт, особенно учитывая, что в России я посетила мало заброшек — это увлечение появилось у меня после переезда.
Конечно, пустые многоэтажки — не европейские замки, но тоже зрелище довольно интересное, особенно благодаря наметенному снегу. Правда, видно, что оставшиеся местные жители совсем не рады гостям и не стесняются это демонстрировать.
В какие еще места вы хотели бы отправиться?
Мне очень хотелось бы объездить Великобританию, Новую Зеландию, Канаду, Японию и США. И уголки России: Камчатку, Курильские острова, Чукотку, еще раз вернуться на Кавказ.
Есть ли у вас планы по дальнейшему развитию проекта?
Сейчас мы стараемся делать упор на видео, и создание каждого ролика занимает очень много времени. Еще на подходе первая книга про заброшенные места: там собраны их истории, легенды и рассказы о наших визитах. Уже совсем скоро она поступит в продажу. Ну и, конечно, я продолжу путешествовать и открывать для себя новое.