Кто такой Антон Видокле
Антон Видокле — американский художник, сооснователь платформы о современном искусстве e-flux и одноименного журнала. Он родился в Москве в 1965 году, а в 1981-м эмигрировал в США вместе с родителями. В Нью-Йорке Видокле учился в Школе визуальных искусств и в Хантерском колледже. Он начинал как живописец и скульптор, но вскоре стал экспериментировать с другими практиками, занялся образовательной и кураторской деятельностью. Сейчас это один из самых деятельных и влиятельных людей в мире современного искусства.
Познакомившись с русским космизмом через искусствоведа и философа Бориса Гройса и художника Илью Кабакова в 2012 году, Видокле глубоко заинтересовался этим явлением и стал его изучать. Уже около 10 лет он работает с темой русского космизма с помощью видео и на сегодняшний день снял о нем семь фильмов. Некоторые из них были показаны на биеннале в Монреале и Стамбуле, участвовали в Роттердамском и Берлинском кинофестивалях, демонстрировались в музеях.
Что такое русский космизм
Русский космизм — направление философской мысли, возникшее во второй половине XIX века. Его основателем считается педагог и библиотекарь Николай Федоров. Философские тексты Федорова издали его ученики после смерти автора в 1903 году, но при жизни вокруг него собирались именитые современники, с которыми он делился своими мыслями. Ему симпатизировали писатели Федор Достоевский и Лев Толстой, а продолжателями его идей стали ученые Константин Циолковский и Владимир Вернадский.
В философских трудах Федорова ключевым вопросом было достижение человечеством состояния всеобщего братства и гармонии в отношениях с природой силами науки, искусства и религии. Федоров верил, что людей объединит общее дело — построение идеального будущего. Герой русского космизма — не созерцатель, а деятель, он не предсказывает будущее, а проектирует его и воплощает этот проект в реальность. Человек понимает, что образ будущего зависит от его действий, и проактивно строит отношения между собой, микрокосмом и окружающим его макрокосмом. Он не ограничен Землей и выходит за ее пределы во Вселенную.
Характер объединяющей деятельности можно обозначить конкретнее, если посмотреть на основные концепции космистов. Ей могут быть борьба со смертью, как у нынешних трансгуманистов, покорение космоса, как у Илона Маска, и достижение гармонии с природой, как у экологического движения. Очевидно, что эти идеи созвучны сегодняшнему дню: развитие технологий, в частности интернета, сделало XXI век крайне благоприятным для объединения людей в планетарном масштабе ради позитивных изменений. Яркие примеры — движение MeToo и краудфандинг научных проектов, изучающих старение. Многие концепции Федорова со временем показали себя как провидческие.
Концепция вечной жизни как ядро космизма
Вечная жизнь для всех — одна из центральных концепций Федорова. Люди должны добиться бессмертия с помощью науки, и не только для уже живущих, но и для предыдущих поколений — воскресить умерших. Федоров видел в этом возможность вернуть мудрость и опыт прошлого на благо человечества, а также истинную справедливость — раз теперь мы живем на достижениях предков, то нужно, чтобы и они жили в мире, который помогли создать. Неудивительно, что эта тема стала центральной для фильмов Видокле и звучит в каждой его работе, посвященной космизму.
Его «Гильгамеш: Та, кто видела все» — история поисков бессмертия, где идеи космистов наложены на сюжет древней шумерской поэмы о царе Гильгамеше. Эта поэма — одно из старейших литературных произведений в мире. После смерти лучшего друга Гильгамеш понимает, что не хочет умирать, и ищет способ жить вечно. Работа Видокле сама по себе становится смешением прошлого и настоящего. Он словно следует заветам Федорова и воскрешает Гильгамеша с его опытом поиска бессмертия, чтобы сделать достоянием современности.
Другой фильм Видокле — «Бессмертие и воскрешение для всех!» — основан на программной статье Федорова «Музей, его смысл и значение», где музей рассматривается как место, которое возвращает к жизни и сохраняет ее. Но музей будущего собирает не вещи прошлого, а воскрешенных людей прошлого. Картину снимали в Москве в залах Третьяковской галереи, Зоологическом музее, Музее революции и Ленинской библиотеке. Художник будто тестирует, как идеи космизма звучат в стенах, которым назначили такую важную роль.
Освоение космоса как логическое продолжение бессмертия
Для космистов освоение космоса, пространства за пределами Земли — логическое продолжение идеи бессмертия. Это необходимость: оживив всех умерших, мы не сможем поместиться на одной планете. Последователь Федорова Константин Циолковский позже значительно развил эту идею: он разработал теорию межпланетных путешествий и план по покорению космического пространства на основе математики и физики.
Тема покорения космоса неизбежна и у Видокле, но работы художника говорят не только об эпической концепции межзвездных полетов. Он делает акцент на стремление Федорова начать менять Вселенную с Земли через эволюцию человека и земной жизни. В фильме «Это космос!» Видокле ищет и находит космос в пейзажах, людях и историях родной планеты. Он ставит фоном музыку валлийского композитора Джона Кейла, похожую на шумы из научно-фантастических фильмов, как в «Космической одиссее» Стэнли Кубрика, и в таком контексте кадры Земли вызывают мысли о космическом пространстве, то есть напоминают о единстве мира.
Еще одна сторона освоения космоса — изучение его влияния на человека. Этим занимался биофизик Александр Чижевский, космист и друг Циолковского. Чижевский верил, что солнечное излучение так значительно влияет на самочувствие человека, что это сказывается на социальной и политической жизни на Земле. Этой идее полностью посвящен фильм Видокле «Коммунистическая революция была вызвана Солнцем». Соединив образ современного сельского населения с постулатами Чижевского, художник вновь дает зрителю совершенно новый угол зрения на привычные вещи.
Другие идеи космизма, о которых интересно узнать
Философская мысль космистов в целом неоднородна, иногда представители течения даже противоречат друг другу. Однако в общем массиве их текстов можно выделить еще несколько идей, которые выглядят современно и нашли место в фильмах Антона Видокле.
Отказ от оружия и войн. Нерационально тратить ресурсы человечества на то, что его уничтожает. Вместо этого можно использовать мощности вооружения для создания бессмертия. Кажется, что после начала пандемии коронавируса эта идея стала особенно очевидна, так как чрезвычайная ситуация показала, насколько слаба система здравоохранения во многих странах мира, которые при этом продолжают инвестировать деньги в производство оружия и поддержку военных милитаристских институтов.
Гармоничные отношения с природой. Федоров уделял много внимания отношению человека и природы, но по-настоящему близкие сегодняшнему дню взгляды сложились у его последователя Вернадского: он заметил, что человечество оказывает сильное влияние на природу, и прогнозировал усиление этого воздействия. Вернадский отмечал, что для достижения гармонии интересы людей и окружающей среды должны учитываться на равных, то есть в идеальном обществе не может быть бездумной эксплуатации природы.
Счастье индивида есть счастье человечества. Хотя космисты могли по-разному трактовать, что значит счастье, но одна из важных идей заключалась в том, что общее благоденствие достигается через индивидуальное. То есть, чтобы хорошо было всем, должно быть хорошо каждому. Каждый человек должен быть здоров, заниматься творческой деятельностью и обрести бессмертие. Современные гуманистические идеалы тоже смотрят в эту сторону. Один из признаков этого — рост востребованности психотерапии, которая улучшает качество жизни отдельного человека и впоследствии положительно влияет на качество его взаимодействия с другими людьми.
Что читать и смотреть о русском космизме
Русский космизм — обширное явление, он сам по себе целая Вселенная. Его невозможно качественно охватить одним текстом. Не обязательно читать труды всех философов-космистов, чтобы лучше понимать это направление, можно изучить обзорные материалы тех, кто уже их прочитал и попробовал осмыслить:
— лекция кандидата философских наук Алексея Козырева о русском космизме на «Постнауке»;
— цикл лекций философа, специалистки по истории философии и русскому космизму Анастасии Гачевой на ютьюб-канале проекта «Стрела ТВ»;
— сборник эссе философа Бориса Гройса о русском космизме, выпущенный издательством Ad Marginem вместе с музеем современного искусства «Гараж»;
— книга «Философия русского космизма» Светланы Семеновой.