Ученые все чаще проводят громкие опыты на обезьянах. Компания Neuralink Илона Маска только этим и занимается: в прошлом году ученые вживили макаке чип для прохождения видеоигр. Спустя пару месяцев животное уже вовсю демонстрировало свои внезапно обретенные способности: играла на компьютере буквально силой мысли. В январе этого года к американским специалистам присоединились отечественные. В сочинском НИИ медицинской приматологии обезьяне успешно установили зрительный нейроимплант. Вживленный в головной мозг, он позволяет животному видеть окружающие предметы без глаз. В общем, замещать одни органы чувств другими ученые научились хорошо. Теперь они пошли дальше: стали выращивать утраченные конечности.
Ученые из американского университета Тафтса помогли лягушке отрастить потерянную лапу. Для некоторых существ регенерация — дело обычное. Например, для ящериц, саламандр, плоских червей, но не для африканской когтистой лягушки. Она в этом смысле без сверхспособностей, чего не скажешь об ученых. Они лечили свою подопечную препаратами всего 24 часа, но добились полного восстановления лапы. На это ушло 18 месяцев, зато конечность вновь стала функционировать.
«Тот факт, что для запуска долгого процесса регенерации потребовалось лишь кратковременное воздействие препарата, означает, что лягушки (возможно, и другие животные) могут иметь дремлющие регенеративные способности, которые можно активировать», — объяснил Нироша Муруган, один из авторов исследования. Соответственно, надежды появляются и у людей. Вероятно, пишет The Guardian, в будущем лекарства можно будет использовать для активации аналогичных способностей к регенерации у обычных пациентов. Таким образом можно будет восстанавливать ткани или органы, утраченные в результате болезней или травм. Тем более что чисто теоретически у нас такие способности есть: печень может вернуться к своим обычным размерам после того, как ее разделят пополам, а у детей могут вырасти даже кончики пальцев. Однако с остальными органами и конечностями у млекопитающих все сложно: быстрое образование рубцовой ткани защищает их от кровопотери и инфекций, но одновременно с этим препятствует регенерации.
Как, собственно, ученым удалось добиться таких результатов? Сперва лягушке ампутировали заднюю лапу. Рану закрыли силиконовым колпачком, содержащим коктейль из пяти препаратов, у каждого из которых была своя цель: уменьшение воспаления, выработка коллагена, чтобы остановить рост рубцовой ткани, стимулирование роста новых нервных волокон, кровеносных сосудов и мышц. Раствор, как уже было сказано, сработал. Эксперимент повторили на десятках лягушек. У многих из них наблюдалось резкое возобновление роста тканей и регенерация ноги, включая костную ткань и даже пальцеобразные структуры. Отросшая конечность двигалась, реагировала на прикосновения, и лягушки могли использовать ее для плавания.