Сегодня вышел уже пятый по счету выпуск Zoom-шоу «Белый шум». Татьяна Толстая и Ксения Буржская обсудили с приглашенными гостями, поэтессами Верой Павловой и Фаиной Гримбер и литературным критиком Александром Гавриловым, эротическую поэзию.
Впрочем, разговор вышел далеко за пределы заданной темы. Например, спор Толстой и Гримберг о допустимости использования обсценной лексики в эротической поэзии превратился, по сути, в идеологическую дискуссию о соотношении формы и содержания в поэзии и месте поэта в обществе. Гримберг утверждала, что поэт должен быть воспитателем и примером для остальных, а, значит, не имеет права использовать «неприличные» слова. Позиция Толстой состояла в том, что поэт является органической частью народа и сам у него учится. В качестве аргумента писательница указала на то, что фольклор, в частности частушки, изобилуют «неприличными» словами, и отметила, что, даже в том случае, если частушку написал интеллигентный поэт, «в ней видна народная подоснова».
Другой важной темой выпуска стало обсуждение места женщины в обществе. Чтение отрывка из поэмы Гримберг «Притча о зависти женской головы к пенису» повернуло разговор в сторону обсуждения скрытого в поэме сексизма. Поэтесса заявила, что женщина забыла о своем предназначении быть матерью, чем вызвала бурю негодования со стороны Толстой и Буржской.
Вернуть разговор в прежнее русло пытались Вера Павлова и Александр Гаврилов, назвавшие наиболее эротическими поэтами в русской литературе Бориса Пастернака и Михаила Кузьмина. Затем критик резюмировал, что все споры, разгоревшиеся во время разговора, вызваны скачком в восприятии эротического за последние 100 с лишним лет. Он привел для сравнения стихотворение «Лилит» Набокова, в котором обрести наслаждение можно только в аду или раю, и современную, свободную от метафизических нагрузок поэзию Веры Павловой.
Фото: pexels