Почему, по-вашему, жанр средневекового фэнтези популярен сегодня?
Пока что этот жанр глобально не очень популярен. Точно не так, как Marvel: взять, к примеру, «Человека-паука», побившего все рекорды проката за последние сколько-то там лет. Если средневековое фэнтези и популярно, то, думаю, по той причине, что это визуально очень красиво. Красивый костюм. Далекий от нашего быта красивый мир. Мы живем в другую эпоху, и не всегда хочется видеть на экране то, что ты наблюдаешь в жизни. Не социальную драму про рутину, где двое живут в хрущевке и моют грязную посуду, а что-то такое, чего ты как будто бы никогда и не увидишь. Это манко, по крайней мере, для меня как художника, фантазера и мечтателя. Магия, другая жизнь, далекие от наших будней интриги. Мне кажется, это круто.
Вам близко кино как форма эскапизма — как мир, в который ты можешь убежать от своих проблем?
Я вообще считаю, что основная задача визуального искусства — оторвать зрителя от того мира, в котором он живет. Иначе какой смысл в том, чтобы что-то создавать? Копировать реальность сегодня уже не так интересно, на то есть фотография или VR. А какая-то сказка — лучше.
Есть ли в вашем восприятии мира «Этерны» что-то общее с магическими мирами, которые мы представляем себе в детстве — теми, что основаны, например, на нашей мифологии и сказках?
Жанр исторического фэнтези не имеет ничего общего с тем, какой мы привыкли видеть сказку и магические миры в нашей культуре. Сюжет «Этерны» перекликается не со средневековой Россией, а со средневековой Европой. Другой век, другая планета. Это хорошо, ведь фэнтези как такового в России нет. Есть «Ведьмак». Есть куча сай-фай-сериалов на «Нетфликсе», но сформированного, четкого, классного российского фэнтези пока не было. И я надеюсь, у нас получится занять это пока еще свободное местечко.
Объясню, почему прозвучали последние два вопроса. После окончания «Игры престолов» на американских стримингах вышло большое количество сериалов, которые каким-то образом с этим жанром заигрывали, в том числе и упомянутый выше «Ведьмак». Мир «Этерны» напомнил мне «Ведьмака», а это фэнтези, так или иначе заигрывающее с кодами славянской культуры и мифологии.
Да, есть такое.
В связи с этим развейте предубеждение наших читателей-скептиков. «Этерна» — не русский ответ «Игре престолов», а что-то совершенно другое, потому что…
Мне кажется, скептики останутся при своем мнении. (Смеется.) Но! Во-первых, у нас нет драконов. Во-вторых, наш сюжет не такой, как в «Игре престолов», это был все же более жестокий сериал. Про другое время, способы взаимодействия и инстинкты, более первобытные, что ли. Секс, убийства, предательства — там все проходят через это. В «Этерне» все гораздо, на мой взгляд, тоньше. Человек в мире нашего сериала вышел на другую ступень развития. Потому и способ разрешения любых конфликтов у наших героев сложнее, чем в «Игре престолов», — не такой, повторюсь, первобытный. В «Этерне» методы решения конфликтов многограннее.
Когда на площадке вокруг массовка, все изображают какой-то магический мир, остается чувство внутренней свободы? Или ты чувствуешь себя винтиком в механизме?
Профессия та же: я — актер. Все на площадке в момент игры, пусть это и прозвучит жестко, ведь такова терминология, — «обслуживают» актеров. Если мы что-то сделаем не так в кадре, то работа остальных цехов обнуляется. Не имеет никакого значения, как выставлен свет, какая классная графика, декорации или сценарий, если актер плохо играет. Я не чувствовал себя винтиком, хотя это, безусловно, так. В кино в финальный монтаж может попасть дубль с твоим партнером, а что ты в этой сцене говорил, не будет никому интересно. Если ты сыграл хорошо — не значит, что все будет хорошо, и наоборот. Но в процессе работы над «Этерной» я ощущал себя полноценным творцом — создателем этого мира. Надеюсь, так чувствовали себя и другие, ведь мы все делали одно большое дело.
Знаю, что с приходом комикс-жанра в Россию многие актеры до сих пор не привыкли к такой условности и чувствуют себя в ней несвободно.
Потому что российские актеры, и я в том числе, недостаточно для этого обучены. В обычных сериалах у нас нет такого количества технических задач, как на Западе. Мы привыкли играть то, что нам нужно по роли, но есть такие задачи, где необходимо не только прекрасно играть, но и параллельно следить за множеством вещей и выполнять множество технических задач, ведь дальше будет накладываться графика. И тут не подходит вариант «вжиться в роль», потому что персонаж не знает об этих задачах, а ты — да! Всегда нужен контроль. То, что актерам это может быть некомфортно, — вопрос профессионализма. Мне тоже это не всегда приятно, но не потому, что жанр фэнтези какой-то плохой, а потому, что тебе нужны профессиональные навыки другого уровня. Надо учиться, повышать свой рабочий экспириенс. Хороший актер — не только тот, кто хорошо играет или говорит, мы должны уметь делать кучу всего другого.
Обычно для ролей в таких сериалах долго готовятся. Чем занимались вы? Конная езда, чтение всех частей «Этерны», фехтование?
Хоть я и не самый трудолюбивый актер среди всех моих коллег, но все-таки готовился. Мы полгода занимались фехтованием: как бы долго я ни фехтовал на других проектах и ни учился этому в институте — нужен был иной уровень. Также в «Этерне» сложный текст и имена. Эта терминология с трудом ложится на русский язык. И вообще на то, как я привык разговаривать: «Эй, че, как дела? Посмотри, это новый тикток-тренд». (Смеется.) Мы привыкли к коротким словам и предложениям. А в сценарии были долгие фразы, мысль в которых нужно тянуть, чтобы зритель не умер от скуки. Чтобы все было интересно и талантливо произнесено — нужно подмять текст под себя. Стырил эту методику у Энтони Хопкинса: я читал несколько раз реплики с разной эмоцией, интонацией, чтобы текст стал «моим».
Что должны знать об «Этерне» те, кто ничего не слышал ни о проекте, ни о первоисточнике?
То, что все актеры и актрисы в сериале очень красивые. Что в «Этерне» невероятно крутые костюмы, и все те, кто считает себя визуальным эстетом, должны посмотреть наш проект. Их жажда новой классной картинки будет удовлетворена полностью. И я, как визуал, это чувствую. Если мне понадобится купить машину, я не буду смотреть на марки — в этом не разбираюсь, просто возьму ту, что будет самой красивой. «Этерна» — такой вот проект, просто очень красивый!
Что, как актеру, вам было бы интересно попробовать? Может, радикально измениться? Располнеть или уйти в самоизоляцию куда-нибудь в горы сугубо для роли?
Любой рост идет через преодоление, дискомфорт, боль. Я бы хотел все попробовать, если это будет масштабный проект и оно будет того стоить. Такой проект, как «Этерна», «Игра престолов», «Ведьмак», «Матрица», «Человек-паук», — готов играть в том, что талантливо. Один из моих любимых актеров — Джаред Лето, всегда привожу его в пример в плане трансформаций. Готов делать все, что делает он. Пластический грим, толстеть, худеть, имитировать акцент — да что угодно. Ведь это самая интересная часть моей работы. В кадре — результат. Как говорил Тарковский, «кино снимается до того, как включается камера». Сам процесс подготовки — это самый кайф для актера. Момент, когда ты все это накапливаешь. Хотя нет, все же я слукавил. Я больше всего кайфую в тот момент, когда включена камера.
Представим, что прошло пять лет. Какой вы актер? Где снимались и что попробовали?
Я бы хотел поработать и в авторском, фестивальном кино. Через пять лет… (пауза) я вижу себя всемирно известным актером. Глупо, когда ты молод, красив, талантлив и амбициозен, мечтать не обо всем мире, а только о его части. Мечтать нужно глобально. Как мой герой в «Этерне» — принц, который хочет получить все. Я тоже хочу получить все, в этом мы с ним похожи. На меньшее я не согласен!