Интервью, Интервью — 8 января 2022, 11:50

«Все ждут, когда известные люди упадут в пропасть». Интервью с Полом Беттани

26 декабря на видеосервисе BBC One стартовал «Очень британский скандал» — сериал с Клэр Фой («Корона») о разводе светской львицы Маргарет Кэмпбелл с ее супругом, герцогом Йеном Кэмпбеллом, который попытался очернить имя своей бывшей жены. Иван Афанасьев поговорил с Полом Беттани, сыгравшим Йена, о сериале, о новом проекте Harvest Moon и о том, почему людям так интересно читать про скандалы.

Связан ли «Очень британский скандал» с сериалом «Чрезвычайно английский скандал», главные роли в котором сыграли Хью Грант и Бен Уишоу?

Думаю, все-таки нет. Эти проекты никогда не были задуманы как некие сериалы-компаньоны. Тема «Чрезвычайно английского скандала» не соответствует тональности «Очень британского скандала»: первый — это своего рода фарс, трагикомедия, а наш сериал про домашнее насилие, и тут нет ничего смешного.

Как вы считаете, что определяет «британскость» скандала? Грубо говоря, что отличает его от условного «очень шведского скандала» или «очень финского скандала»?

Не уверен, что могу ответить на этот вопрос, но попробую. Думаю, это связано с тем, как работает классовая система в Британии. Маргарет Кэмпбелл (героиня сериала, ее играет Клэр Фой) — посторонняя в аристократии, в среду которой она попадает, выйдя замуж за Йена Кэмпбелла, герцога Аргайла (его играю я). И когда начинается скандал с разводом, близкие и друзья Йена, тоже аристократы, обступают его со всех сторон, чтобы сделать изгоем чужую для них женщину, выступившую с обвинениями.

Как вам работалось с Клэр Фой?

Потрясающе. Одной из мотиваций включиться в проект была как раз возможность поработать с ней. Она удивительно тонкая и наблюдательная актриса. Собственно, таким и был опыт работы с ней. Думаю, режиссер Анне Севитски хотела получить артистку, готовую, скажем так, рисковать вместе с ней. И она ее получила: с Клэр Фой работать одно удовольствие.


А с Анне Севитски?

Тоже потрясающе. Анне пытается каждую сцену перевернуть так, чтобы она смотрелась интереснее. Допустим, вы знаете, что в одной из сцен Маргарет и Йен играют в кошки-мышки, и точно знаете, что кошка (герцог) наконец завладела мышкой (Маргарет). Но Анне старалась представить это так, будто бы герцог убит горем, сожалеет обо всем, а его сердце разбито. То есть перевернула все с ног на голову. Думаю, она постаралась выжать из нашего дуэта с Клэр абсолютный максимум актерской энергии.

В общем, все в этом проекте сложилось прекрасно. Анне Севитски — одна из лучших постановщиц, с кем я когда-либо работал, а Сара Фелпс — гениальная писательница, и играть по ее сценарию было для меня большой честью. 

Вы изучали своего персонажа? Нашли ли какие-то интересные детали, которые помогли вам понять его лучше?

Конечно, изучал. Узнал, например, что герцог во время Второй мировой войны отправился на фронт и почти сразу попал в плен, а вернулся он оттуда худым как щепка. Мне кажется, у него всегда было небольшое ощущение, что он неудачник по жизни. Это не способ оправдать его поведение, а просто возможность дать персонажу чуть больше красок, сделать его нарциссизм более, можно сказать, понятным и обоснованным. Он злой, потому что между поколениями в его роду, я думаю, было много боли.

Интересно, что в статье на «Википедии» скандал описан так, будто бы виновата в нем была Маргарет. Сериал, кажется, рисует совсем иную картину.

Не знаю, кто писал эту статью, но уверен: в ней Йен выставляется как несчастный брошенный муж. Что ж, это примета времени.

Расскажите про локации, в которых вы снимали сериал.

Экстерьеры мы снимали в настоящем замке Кэмпбеллов. Это было сразу и невероятно, и немного жутковато (все-таки, сами понимаете, мы снимали историю о дедушке владельца этого замка), и удивительно, и приятно, что нам доверились и позволили проводить съемки именно в этом месте. Я много думал об одиночестве замка: не могу представить себе, что чувствовала Маргарет, когда переехала из бурлящего Лондона в это место, изолированное посреди северной Шотландии. Это невероятно красиво, но чертовски мрачно.

В вашей дальнейшей фильмографии числится проект Harvest Moon, в котором вы участвуете не только как актер, но и как сценарист. Я правильно понял, что действие этого сюжета разворачивается во время пандемии?

Да, но не совсем. Я бы не сказал, что это история «про пандемию». Она про ребенка, оказавшегося в изоляции со своими разведенными родителями и пользующегося этой ситуацией, чтобы восстановить отношения между мамой и папой.

© 2021 Sony Pictures Entertainment. Все права защищены.

Почему вы не захотели снять фильм самостоятельно? У вас ведь есть режиссерский опыт.

Я просто нашел режиссера, который показался мне интересным. Плюс у меня не было возможности возиться с фильмом так основательно. После съемок проекта я поеду в Лондон, чтобы сыграть в спектакле The Collaboration Энтони МакКартена о дружбе Баскии и Уорхола. Мне бы не хватило времени, чтобы адекватно смонтировать и закончить этот фильм самому.

Хотелось бы вам вернуться к режиссуре?

Определенно. У меня, к сожалению, сейчас очень мало времени для этого, но я бы очень хотел вновь встать по ту сторону камеры.

Вернемся к «Очень британскому скандалу». Как думаете, откуда берется такой интерес к разного рода скандальным историям?

Мне кажется, внутри нас есть некое ужасное чувство: все ждут, когда известные люди упадут в пропасть. Думаю, это один из худших инстинктов, унаследованных людьми от своих предков. И обратите внимание: когда мы листаем ленту новостей, взгляд неизбежно цепляется в первую очередь за самые непристойные и неприятные истории. Хочется кликнуть и прочитать, что же там такое случилось. Интерес интересом, но в глубине души, мне кажется, мы как бы радуемся, что это произошло с другими, а не с тобой.

Есть ли какое-то особое удовольствие в том, чтобы переходить от подобных, скажем так, «интеллектуальных» героев к, допустим, герою из сериала «Ванда/Вижн»? От реалистичных сериалов к фантастическим блокбастерам и наоборот?

Это довольно интересный вопрос. И то и другое для меня было максимально интересным и сложным. В сериале «Ванда/Вижн» зашифрована история о женщине, имеющей дело с глубоким внутренним горем. Это своего рода телешоу-блокбастер. Те герои, которых я играю в «Ванда/Вижн» и «Мстителях», — это тепло. Йен Кэмпбелл из «Очень британского скандала» — холодный, прагматичный и неприятный человек. Так что контраст действительно есть.

Что вам нравится в исторических сериалах?

В моей работе, помимо денег, есть еще и некий интерес к погружению в определенные обстоятельства. И дополнительный бонус, когда ты играешь в историческом фильме или сериале, — возможность погрузиться в совершенно другое время, где действуют, возможно, совершенно иные законы, обычаи и нормы. Ощутить себя во всем этом очень интересно.

Не кажется ли вам, что у нынешних костюмных шоу вроде «Гордости и предубеждения» появилась некая необходимость развиваться дальше принятых норм, переосмыслять наследие старых сюжетов, распространенных на английском телевидении в 1980-х и 1990-х?

Мне кажется, необходим какой-то новый, яркий, свежий взгляд на старые сюжеты, чтобы они не утомили. И, думаю, это достаточно интересный ход — взять на роль режиссера сериала про английскую действительность человека из другой страны, чтобы был некий взгляд со стороны.

Выходит, у мистера Дарси еще есть шанс остаться в памяти новых зрителей.

Не знаю, есть ли у него этот шанс, но если нам предлагают новый взгляд на старую историю — почему бы и нет, давайте посмотрим.



Фото: Getty Images
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»