Обзоры, Кино — 27 октября 2023, 13:15

Геральт, не Генри. Почему «Ведьмак» был хорош до Кавилла и будет норм после него

Ровно три месяца назад, 27 июля 2023-го, закончился 3-й сезон «Ведьмака» от Netflix — и также закончилась эра Генри Кавилла в роли Геральта из Ривии (надо сказать, горюем). Каким и когда миру будет явлен новый Мясник из Блавикена в исполнении Лиама Хемсворта — ведомо только владычице озера. А пока, чтобы скоротать время до 4-го сезона, вспоминаем, за что и почему «Ведьмака» называют национальным достоянием Польши, и разбираем многогранную вселенную, выросшую вокруг скромной повести Анджея Сапковского.

В начале славных дел

Создатель Геральта из Ривии — польский писатель Анджей Сапковский. Это знают все, кто хоть краем уха слышал про вселенную «Ведьмака». Вот только в 1986 году, когда был опубликован первый рассказ про беловолосого охотника на монстров, пан Сапковский не был писателем. Человек, благодаря которому о польской литературе говорят по всему миру, окончил факультет внешней торговли Лодзинского университета и успешно работал по специальности полтора десятка лет, продавая текстиль. Конечно, Анджей Сапковский не был обычным коммерсантом — он хорошо знал русский и немецкий языки, с упоением читал многих писателей, которые в настоящее время считаются классиками фэнтези и научной фантастики.

В 1985 году польский журнал Fantastyka объявил конкурс на лучший рассказ объемом не более 30 страниц. Пан Сапковский поспорил с сыном Кшиштофом, что сможет написать произведение, которое займет первое место. К решению этой задачи Сапковский-старший подошел, используя экономический образ мышления. Он предположил, что большинство конкурсантов пришлют фантастические рассказы, а потому решил написать фэнтези-зарисовку. В качестве сюжетной основы для своего произведения писатель выбрал старинную польскую сказку про бедного сапожника, победившего чудовище и женившегося на королеве. Сапковский решил для себя, что эта сказка не выдерживает критики: сапожники должны шить сапоги, а с монстрами пусть сражаются профессионалы. Не солдаты или рыцари, которые, по мнению писателя, те еще болваны, а особым образом обученные — именно борьбе с чудовищами — специалисты. Так появился на свет Геральт из Ривии — герой, побеждающий монстров не потому, что такова его судьба, и не из благородных побуждений, а исключительно за чеканную монету. Представителя новой профессии пан Сапковский назвал словом wiedźmin («ведьмак»), которое получил, добавив мужское окончание к wiedźma («ведьма»). Следует отметить, что слово wiedźmak в польском тоже есть, но несет иную коннотацию и считается скорее бранным.


Расчет Анджея Сапковского на победу за счет оригинальности не оправдался — из трехсот работ, направленных на конкурс, больше половины было написано в жанре «фэнтези». Тем не менее, его рассказ, озаглавленный просто «Ведьмак» и повествующий о проклятой принцессе Адде, обращенной в чудовищную стрыгу, занял почетное третье место. Сапковский получил денежный приз, а спустя год, когда его произведение было опубликовано в журнале, — еще и небольшой гонорар. На этом все могло бы и закончиться, однако читатели завалили редакцию письмами с просьбами и даже требованиями выпустить продолжение приключений Геральта. Это сыграло на самолюбии Анджея Сапковского, и он снова сел за печатную машинку. Начитанный и остроумный писатель начал перерабатывать в духе постмодернизма сюжеты других сказок: Белоснежка в его рассказах превратилась в предводительницу банды разбойников, а к Чудовищу из «Аленького цветочка» окрестные купцы сами начали свозить своих дочерей, зная, что косматый монстр хорошо платит за девушек, согревающих его постель.

Анджей Сапковский и обложка первого польского издания сборника рассказов «Последнее желание» / Фото: Википедия

До 1994 года пан Сапковский совмещал написание рассказов с работой в сфере торговли, однако после того, как две книги-сборника разошлись неплохими тиражами, он решил замахнуться на крупный формат, что требовало гораздо больше времени. Вместо иронического переосмысления классических произведений пан Сапковский начал писать собственный героический цикл, во многом опирающийся на европейскую мифологию и легенды о короле Артуре. Сага о ведьмаке также была пропитана духом постмодерна. Писатель положил в основу истории присутствующую в викке идею о том, что Грааль — это женщина (позднее ту же мысль обыграл Дэн Браун в «Коде да Винчи»). При этом у Сапковского практически не встречается архетип damsel in distress — девушки в его книгах обычно способны постоять за себя, а некоторые из них (например, представительницы Ложи чародеек) обладают заметным политическим влиянием и могут вершить судьбы целых государств. Любопытно что, впервые введя в повествование Йеннифэр в одном из рассказов, писатель всерьез обдумывал, не убить ли ее в финале, но решил все-таки оставить — вдруг пригодится? В итоге чародейка стала одной из ключевых фигур литературного цикла.

Книги Анджея Сапковского хорошо продавались не только в его родной Польше. Большой интерес к приключениям Геральта из Ривии стали проявлять читатели из России и Чехии. Русскоязычным читателям «Ведьмака» очень повезло — переводами всех книг Сапковского занимался Евгений Вайсброт, обладающий прекрасным чувством языка. Он смог в точности перенести на русский язык манеру речи всех основных персонажей цикла. Вместе с тем, как отмечал Анджей Сапковский, при работе над первыми книгами Вайсброт порой допускал фактические ошибки, поскольку был слабо знаком с жанром фэнтези и не всегда понимал, о чем идет речь. 

К счастью, писатель и переводчик поддерживали связь и Сапковский, который хорошо знал русский язык, всегда мог указать Евгению Павловичу на недочеты.

Ведьмак в статике и динамике

Анджея Сапковского можно называть гиком. Он активно читал фантастику и фэнтези, был знаком с культурой настольных ролевых игр, а также интересовался комиксами — но не супергероикой от Marvel или DC, а французскими графическими новеллами про Тинтина, приключения Валериана и Лорелин и тому подобным. В 1992 году писателю предложили начать выпуск комиксов про Геральта, но Сапковский счел, что это не самая лучшая идея, поскольку «Ведьмак» не задумывался как визуальное искусство

Тем не менее, в интервью Сапковский признавался, что с помощью мешка, набитого деньгами, его смогли переубедить.

Обложки комиксов «Ведьмак» / Фото: Dark Horse Comics

Комиксы про Геральта выходили с 1993 по 1995 годы и пересказывали сюжеты первых рассказов о ведьмаке. Графический стиль художника Богуслава Польха, работавшего над этими графическими историями, напоминал американские комиксы про Конана-варвара. Поскольку Сапковский, как мы помним, больше уважал европейскую школу комиксов, подобное графическое решение пришлось ему не по душе. Писатель также был не в восторге от изменений, внесенных в сюжет создателями комиксов. Так, например, в графической новелле «Дорога без возврата» рыцарь Корин становится отцом Геральта. Проблема в том, что пан Сапковский написал «Дорогу без возврата» (1988) до того, как у него в голове окончательно оформился канон ведьмачьего цикла, и лишь постфактум решил, что целительница Висенна из этого рассказа будет матерью Геральта — то есть не задумывал изначально писать историю о судьбоносной встрече родителей Белого волка. К сожалению, на все претензии Сапковскому ответили, что он уже получил причитающиеся ему деньги, передал права и теперь не имеет права вмешиваться в работу над произведением. Возможно, именно этот опыт предопределил парадигму дальнейшего взаимодействия писателя со всеми желающими приобщиться к успеху «Ведьмака».

Кадры из сериала «Ведьмак» (2001−2002)

В 2001 году на экраны вышел польский сериал Марека Бродского про Геральта из Ривии. Анджей Сапковский, по его собственным словам, просто показал создателям проекта, куда положить деньги, и не принимал участие в работе над экранизацией. Похоже, этим и обусловлены многочисленные отличия сюжета сериала от книжного канона. Например, крепость ведьмаков Каэр Морхен показана как сеть пещер, одним из антагонистов выступает ведьмак-отступник Гвидон, а наставник Геральта Весемир склеил ласты от старости. В 2003 году увидел свет фильм «Ведьмак», представляющий собой сокращенную до двух с небольшим часов версию сериала. Сапковский при общении с прессой и поклонниками старается не комментировать эти произведения.

Я же просил не спрашивать об экранизации! Сейчас пост — польский католик, шляхтич, не может матом говорить. Нельзя употреблять мат в пост!

Критики также прохладно приняли сериал и фильм про Геральта. Из-за скромного бюджета в нем были крайне посредственные даже по тем временам спецэффекты — заметно хуже, чем, скажем, в «Удивительных странствиях Геракла» (1995−1999) или «Зене — королеве воинов» (1995−2001). Боевая хореография также оставляла желать лучшего, что для подобного проекта губительно. Несмотря на столь очевидные недостатки, некоторые поклонники «Ведьмака» считают польскую экранизацию более удачной, чем сериал от Netflix — прежде всего потому, что исполнитель главной роли Михал Жебровский значительно больше соответствует книжному описанию Геральта (высокий, не слишком красивый и скорее жилистый, нежели мускулистый). Кроме того, стилизованные под старину баллады, которые исполняет Лютик (Збигнев Замаховский) в польском сериале, больше способствуют погружению в атмосферу страшной сказки, чем мемная, но слишком современная песня про чеканную монету.


Стань ведьмаком

В 2001 году, одновременно с сериалом, появилась настольная RPG «Ведьмак: Игра воображения» (по каким-то причинам ее создатели решили, что польская публика не поймет термин «ролевая игра»). Толстая книга с Жебровским в образе Геральта на обложке содержала подробное описание созданного Сапковским мира, а также 150 страниц правил, описывающих сражения, магию, монстров и бытовые взаимодействия вроде отдыха в таверне или закупки провианта на базаре. В качестве иллюстраций использовались как черно-белые рисунки, так и кадры из сериала. Как и российская «Эра Водолея», вышедшая примерно в те же годы, эта игра годилась для ознакомления новичков с культурой настольных RPG, но не выдерживала конкуренции с серьезными игровыми системами вроде D&D, GURPS или World of Darkness. Правила были крайне «сырыми», содержали множество недочетов и требовали от игроков «обработки напильником». Для первой настольной ролевой игры про ведьмаков вышло два дополнения с готовыми приключениями и более подробным описанием отдельных государств, но поддержка проекта быстро заглохла.

Обложка и фрагмент страницы книги «Ведьмак: Игра воображения» / Фото: издательство MAG

За несколько лет до этого польский разработчик Адриан Хмеляж, приложивший руку к таким проектам как «Горький-17», Bulletstorm и The Vanishing of Ethan Carter, обратился к Анджею Сапковскому с предложением сделать видеоигру про Геральта. Адриан был большим поклонником саги о ведьмаке и ранее неоднократно пересекался с Сапковским на фан-конвентах. Писатель продал ему права за сумму, эквивалентную пяти тысячам долларов, и в 1997 году студия Хмеляжа Metropolis принялась за работу. Они планировали создать action-RPG, сюжет которой основан на рассказах из сборников «Последнее желание» (1993) и «Меч предназначения» (1992). К сожалению, команда Хмеляжа переоценила свои силы. Параллельно с «Ведьмаком» студия Metropolis работала еще над несколькими проектами, и поняв, что все сразу они не потянут, разработчики приняли решение отложить игру про Геральта до лучших времен (которые так и не настали).

В 2002 году «Ведьмаком» заинтересовалась компания CD Projekt RED. Ее основатели, Михал Кичиньский и Марчин Ивиньский в «лихие 90-е» барыжили на развалах дисками с играми, а в новом тысячелетии, скопив первоначальный капитал, решили выпустить собственный проект. Они предложили Анджею Сапковскому процент от прибыли, но писатель, принадлежащий к поколению, с подозрением относящемуся к компьютерам, не верил в успех видеоигр. Вместо доли от прибыли, которой могло и не быть, он потребовал сразу заплатить ему фиксированную сумму, и взял с Ивиньского и Кичиньского вдвое больше, чем ранее с Хмеляжа — десять тысяч долларов. Похоже, это была самая большая ошибка в жизни Сапковского.

Скриншоты из альфа-версии невышедшей игры The Witcher от Metropolis (1997)

Видеоигра «Ведьмак» вышла в 2007 году и разошлась миллионным тиражом. Несмотря на технические огрехи, характерные для дебютного проекта молодой студии, многие авторитетные издания назвали «Ведьмака» игрой года или по крайней мере лучшей RPG. По задумке CD Projekt RED сюжет их игры рассказывал о жизни Геральта после окончания книжной саги, и это представляло определенную проблему, ведь (НАЧАЛО СПОЙЛЕРА) у Анджея Сапковского ведьмак умер в финале, заколотый крестьянскими вилами (КОНЕЦ СПОЙЛЕРА). Писатель с неудовольствием заявлял, что игра не является каноном, не может считаться продолжением саги о ведьмаке или хотя бы альтернативной версией истории Геральта из иной вселенной. Только поклонники творчества Сапковского не обращали внимания на это стариковское брюзжание, ведь писатель сам загнал себя в угол, сказав, что закончил цикл и не намерен писать продолжение. Фанатам, конечно же, хотелось узнать о новых приключениях беловолосого ведьмака, и CD Projekt RED дали им не просто новую историю, а нечто большее — возможность пережить приключение вместе с Геральтом. Снова спасти принцессу Адду от превращения в стрыгу, покутить вместе с Лютиком в таверне, приготовить зелье из феаинневедда и мозга утопца и сразиться с виверной в болотах под Вызимой — то есть, по-настоящему стать ведьмаком.

Скриншоты из игры The Witcher от CD Projekt RED (2007)

При этом игра даже не требовала знакомства с каноном книг Сапковского — по задумке CD Projekt RED у Геральта после его чудесного спасения напрочь отшибло память, так что он вместе с нами знакомился с реалиями окружающего мира, постигал науку истребления монстров и просил старых друзей напомнить, кто они, собственно, такие. Пожалуй, главное достоинство «Ведьмака» заключалось в том, что даже в отрыве от книжного цикла это была игра с яркими персонажами и интересным сюжетом, где главному герою постоянно приходилось делать непростой выбор.

Геральт из Ривии — суперзвезда

В 2009 году российская команда, состоящая из музыкантов группы ESSE и актеров-ролевиков, поставила рок-оперу «Дорога без возврата», в которой за два часа пересказывается сюжет всех книг Анджея Сапковского. Для того, чтобы уложиться в таймлимит, сценарист Евгений Пронин позволил себе выкинуть из истории некоторых персонажей, которых он, вероятно, посчитал не слишком важными для повествования — например, императора Нильфгаарда Эмгыра вар Эмрейса. Непосредственно ведьмачье ремесло в рок-опере тоже особо не затрагивается, основное внимание уделяется судьбе, предназначению и душевным терзаниям героев. На фестивале комиксов и видеоигр в Лодзе писатель посетовал, что «эти русские» не удосужились спросить его разрешения, но при этом похвалил творение Пронина.


В 2011 году коллектив ESSE снял фильм-мюзикл по «Дороге без возврата». В том же году CD Projekt RED выпустили игру «Ведьмак 2: Убийцы королей», доказав, что успех первой части не был случайностью. В новой истории Геральт оказался втянут в пучину политических интриг и был вынужден противостоять ведьмакам-ренегатам. Польская команда разработчиков поняла, что понравилось игрокам в первом «Ведьмаке» и постаралась дать им того же, но побольше, параллельно зашлифовав присущие предыдущему проекту недостатки. Новая игра развивала заложенную в произведения Сапковского мысль о том, что самые страшные чудовища — это люди, и при этом значительно расширяла книжный канон, давая нам информацию о ведьмаках из других школ, которые были выращены не в Каэр Морхене и не разделяли присущих Геральту и Весемиру суждений о ведьмачьем нейтралитете. Именно начиная с «Убийц королей» Польша начала подавать «Ведьмака» как свое национальное достояние — премьер-министр Дональд Туск даже подарил копию игры президенту Бараку Обаме.

Скриншоты из игры «Ведьмак 2: Убийцы королей» (2011)

Настоящим хитом, прогремевшим на весь мир, стала только третья часть «Ведьмака» от CD Projekt RED, получившая подзаголовок «Дикая охота».

В этой игре впервые появились Йеннифэр и Цири, так что вся история стала для Геральта очень личной, ведь он по сути решал свои семейные проблемы. Боевая система была в значительной мере переработана, схватки стали гораздо более вовлекающими, динамичными и масштабными — игрок мог одновременно сражаться с пятью противниками и при этом должен был вовремя уклоняться от их атак или парировать удары. Кроме того ведьмак научился стрелять из арбалета, но все же главным новшеством стал огромный открытый мир, по которому Геральт мог перемещаться на своей верной кобыле Плотве.

Глава отдела разработки Конрад Томашкевич проследил, чтобы игроку никогда не было скучно — при путешествии по просторам Континента ведьмак всегда видит живой мир, наполненный событиями, но при этом плотность этих событий не настолько велика, чтобы постоянные нападения монстров или разбойников начали утомлять. Не менее важен был принципиальный отказ от проходных квестов — Геральт мог взять множество заданий, но все они содержали в себе какой-то подвох, интересную историю или необходимость сделать выбор, который может аукнуться в дальнейшем, а не сводились к банальности вроде «отнеси эту посылку в соседнюю деревню» или «собери для меня 10 когтей кикиморы». Как и предыдущие (да и последующие) проекты CD Projekt RED, игра «Ведьмак 3: Дикая охота» сразу после релиза пестрела багами (многие наверняка помнят ставшую мемом Плотву на крыше дома), однако после пары десятков патчей и выхода двух больших сюжетных дополнений творение польских разработчиков стало одной из лучших RPG в истории.

Скриншоты из игры «Ведьмак 3: Дикая охота» (2015)

Анджей Сапковский наверняка чувствовал себя глупо, глядя как люди зарабатывают миллионы на франшизе, права на которую он продал за десять тысяч долларов. Писатель сперва попробовал напомнить о себе, выпустив новый сборник рассказов о Геральте из Ривии — «Сезон гроз» (2013). Тут его ждал неприятный сюрприз — пан Сапковский обнаружил, что эту книгу, равно как и другие его произведения, выпускают с иллюстрациями из видеоигр на обложке. Понятно, что таким образом издательства хотели приобщиться к хайпу вокруг творений CD Projekt RED, но писатель решил, что такой маркетинговый ход сослужил ему плохую службу, ведь некоторые читатели могли принять книги про ведьмака за очередные низкопробные новеллизации видеоигр.

В феврале 2019 года Анджей Сапковский решил, что имеет право на часть доходов от продаж игр, и подал в суд на CD Projekt RED и потребовал заплатить ему 16 млн долларов «недополученной» прибыли. Некоторые поклонники писателя считают, что деньги нужны были ему на лечение его единственного сына, который ушел из жизни летом того же года, однако Сапковский не распространяется о ситуации в своей семье и не раскрывает причины смерти Кшиштофа. Глава CD Projekt RED Адам Кичиньский решил спор с писателем в досудебном порядке, выплатив ему компенсацию, объем которой не разглашается. Пан Сапковский в свою очередь подписал новый договор, где прямо и недвусмысленно прописано право команды Кичиньского создавать комиксы, настольные и видеоигры по вселенной «Ведьмака».

Ведьмак и Супермен

Можно предположить, что именно популярность видеоигр про Геральта сподвигла стриминговый сервис Netflix приобрести права на создание сериала «Ведьмак». Работа над новой экранизацией фэнтези-саги началась в мае 2017 года, у руля встала шоураннерка Лорен Шмидт Хиссрич, а образ Геральта из Ривии примерил на себя Генри Кавилл. Выбор актера на главную роль вызвал смешанную реакцию у фанатского сообщества. Поклонники книг вспомнили, что в первоисточнике Геральт, хоть и пользовался успехом у противоположного пола, не был красавцем (и уж точно не обладал телом древнегреческого бога). Те, кто познакомился с Геральтам благодаря CD Projekt RED, в свою очередь предпочли бы видеть в этой роли кого-то больше похожего на ведьмака из видеоигр — с бородой и шрамом. В твиттере активно распространялся хэштег #NotMyWitcher.

Генри Кавилл в сериале «Ведьмак» от Netflix

20 декабря 2019 года «Ведьмак» от Netflix стал доступен для просмотра, и скептики смогли убедиться, что с Кавиллом все в порядке.

Будучи большим поклонником видеоигр от CD Projekt RED, актер постарался изобразить на экране именно того Геральта из Ривии, которого хотели видеть фанаты историй про ведьмака. И Генри смог сделать это несмотря на то, что едва ли не половина его реплик в первом сезоне состояла из хмыканья на разные лады, и слова fuck, переведенного как «зараза». У сериала «Ведьмак» было много проблем, но Генри Кавилл не был одной из них.

Анджей Сапковский числится в титрах этого проекта как творческий консультант, и Лорен Шмидт Хиссрич выкладывала в официальном ютьюб-аккаунте Netflix видео, где она мило беседует с писателем на съемочной площадке сериала. Вместе с тем, в интервью пан Сапковский подчеркивал, что его участие в проекте заключается в том, чтобы взять деньги и не мешать делать с «Ведьмаком» все, что угодно. Наверное, именно этим можно объяснить рваное повествование, постоянно скачущее между разбросанными во времени сюжетными линиями. Ко второму сезону сценаристы сериала, почувствовав вкус творческой свободы, и вовсе решили ввести нового антагониста — жуткую старуху, живущую в избушке на курьих ножках.


Третий сезон сериала от Netflix окончательно показал творческую несостоятельность команды проекта. После того, как Йеннифэр наломала дров в финале второго сезона, предав Цири и по сути принеся ее в жертву злобной демонической сущности, отношения чародейки и ее подопечной вернулись к описанной в книге формуле «мать и дочь», хотя предпосылок для возникновения доверия и тем более симпатии у них не было. Тем временем Цирилла, будучи принцессой, на протяжении всего сезона рассуждала о том, как она может использовать свою власть (и мирскую, и магическую) для того, чтобы разорвать круг насилия и угнетения. Это хорошие и правильные, хоть и несколько наивные мысли (тем более, что в сериале Цири старше, чем в книге, так что она в самом деле должна задумываться о подобных вещах), однако в финале сезона принцесса, следуя заложенному Сапковским сюжету, берет себе имя Фалька (в честь кроваворукой бунтарки былых времен) и присоединяется к шайке разбойников, вместе с которыми она будет грабить, убивать и творить прочие непотребства. Если в первоисточнике такое поведение можно было объяснить тем, что девушка-подросток ищет себя и в силу возраста не умеет прорабатывать полученные психологические травмы, то в сериале поведение Цириллы просто уничтожает весь character developement, который выстраивался на протяжении сезона — Цири уже решила для себя, кем она хочет быть, но вместо этого она становится полной противоположностью.

Можно и без Геральта

Уже в 2017 году стало очевидно, что «Ведьмак» — это золотая жила, которая при умелой разработке может принести не меньше доходов, чем «Игра престолов». Неудивительно, что обладающие денежными ресурсами корпорации начали работу над сайд-проектами по вселенной, созданной Сапковским.

В первой видеоигре про Геральта ведьмак мог подзаработать денег, играя в тавернах в покер на костях — разновидность популярного развлечения, где вместо карт нужно собирать комбинации из чисел выпавших на шестигранных кубиках. «Ведьмак 3: Дикая охота» познакомил нас с новой, самобытной карточной игрой — гвинтом. Гвинт полюбился фанатам серии и стал часто упоминаться в мемах — ведь забавно, когда Геральт вместо того, чтобы искать Цири или бороться с терроризирующими округу чудовищами, просиживает штаны за игрой в картишки. CD Projekt RED не растерялись и выпустили гвинт в качестве самостоятельной видеоигры (а также его настольную версию). В ходе разработки гвинта возникла идея прикрутить к нему сюжетную кампанию, в итоге превратившуюся в отдельную видеоигру — «Кровная вражда: Ведьмак. Истории». В этом проекте главной героиней выступает королева Мэва, законная правительница Ривии, пытающаяся вернуть себе трон. Геральт или другие ведьмаки в «Кровной вражде» не появляются, что не помешало игре собрать множество положительных отзывов.

Гвинт / Фото: «Авито»

Благодаря успеху «Кровной вражды» стало понятно, что мир Сапковского может сам по себе привлекать игроков, даже без беловолосого победителя чудовищ в качестве хедлайнера. CD Projekt RED запустили производство приключенческой настольной игры «Ведьмак: Старый мир», где охотники на монстров из разных школ соревнуются между собой в искусстве истребления опаснейших тварей. Кроме того, на прилавках появилась книга правил настольной ролевой игры «Ведьмак», благодаря которой все желающие могут почувствовать себя в шкуре менестреля, чародея или охотника на чудовищ. Наконец, в марте 2022 года CD Projekt RED анонсировали новую видеоигру по вселенной «Ведьмака», показав в качестве тизера лежащий на снегу медальон с головой рыси и пообещав, что этот проект положит начало новой саге. Напомним, что ведьмачьей школы Рыси в каноне ранее не существовало. Но и о старине Геральте в CD Projekt RED не забыли — издательство Dark Horse выпустило несколько комиксов о приключениях Белого волка после финала третьей части игры.

У Netflix свои планы на вселенную «Ведьмака». В 2021 году уже вышло аниме «Ведьмак: Кошмар волка», повествующее о приключениях молодого Весемира и нападении фанатиков на Каэр Морхен. В разработке находится еще одно полнометражное аниме, а также мультсериал для детей, где будет меньше насилия и больше переосмысления старых сказок в современном ключе. Кроме того, в конце 2022 года на Netflix вышел приквел «Ведьмак: Происхождение», где рассказывалось о Сопряжении Сфер — глобальном катаклизме, в результате которого в мир пришли люди и чудовища. В этом сериале нас познакомили с Эредином, которому еще только предстояло стать главой Дикой охоты, нам показали, как появился первый ведьмак, и более детально описали роль монолитов в путешествиях между мирами. При этом создатели приквела ухитрились проигнорировать не только измышления Сапковского на тему истории мира, но и собственную версию канона, ранее озвученную устами Весемира. Впрочем, само по себе переписывание истории вымышленной вселенной не является большой бедой — скорее это нормальная практика для проектов, над которыми работает несколько авторских коллективов, не согласующих собой все детали. Проблема в том, что «Ведьмак: Происхождение» не принес ничего ценного в этот мир, зато упростил и опошлил ранее существовавшие концепции — например, мы узнали, что в эльфы жили впроголодь и страдали от угнетения еще до прибытия на Континент людей, которые якобы порушили их идеальное мироустройство. Подобные фантазии заставляют с опасением ждать выхода следующего приквела, мини-сериала «Крысы Пограничья», раскрывающего предысторию разбойников, приютивших Цири-Фальку.

Кадры из аниме «Ведьмак: Кошмар волка» (2021)

Как и «Звездные войны», «Ведьмак» окончательно перерос своего создателя и превратился в плод коллективного творчества, объединенного общей идеей — показать мир темного фэнтези, где люди страшнее чудовищ. Темы ксенофобии и имущественного и гендерного неравенства, поднятые Анджеем Сапковским в книгах 35 лет назад, остаются актуальными и по сей день, а значит — вселенная «Ведьмака» будет еще долго привлекать читателей, игроков, зрителей и новых авторов.

Более того, после того, как Генри Кавилл решил покинуть сериал от Netflix, и его сменил Лиам Хемсворт, можно говорить о том, что Геральт из Ривии, подобно Шерлоку Холмсу и Джеймсу Бонду, стал вневременным персонажем, героем с тысячей лиц. Благо, мироустройство, придуманное Сапковским, который писал о мультивселенной задолго до того, как это стало мейнстримом, вполне допускает существование параллельных реальностей со своим Геральтом в каждой.


Фото: Netflix
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости — 17:44, 18 сентября
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости — 16:22, 18 сентября
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля