Интервью, Интервью — 24 января 2022, 20:55

От «Кино без границ» до онлайн-кинотеатра CINEZEN. Интервью с Сэмом Клебановым

Для многих отечественных поклонников авторского кино название прокатной компании «Кино без границ» — не пустой звук. Ее учредитель Сэм Клебанов первым привозил в Россию фильмы Триера, Китано, Ханеке, Иньярриту и многих других режиссеров-лидеров Канн, Венеции и Берлинале. После закрытия «Кино без границ» Клебанов придумал онлайн-кинотеатр Cinezen. Антон Фомочкин поговорил с Сэмом о том, чем Cinezen отличается от других стриминг-сервисов, об идее кураторских каналов и перспективах проката авторского кино в России.

С чего и когда начался для вас Сinezen? Была ли изначально в этой модели онлайн-кинотеатра идея кураторских каналов? 

Для меня Сinezen начался в июле 2017 года, как раз с идеи кураторских каналов. Тогда я ощущал фрустрацию на предмет того, как мои фильмы были представлены на iTunes. Размещая их на площадках онлайн-кинотеатров, осознавал: отдаю все на откуп людям, которые сами решают, что будет стоять у них на витрине, а что нет. Хотя понятно, что в разных городах могут быть противоположные предпочтения. Видеомагазины, например, всегда ориентировались на индивидуальный спрос в зависимости от того, где они находились — в Капотне или на Арбате. Большие платформы стараются все усреднить и, даже ориентируясь на алгоритмические правила, не всегда способны предсказать, что человеку может быть интересно. Я бы оформил эту витрину по-своему, мой друг — иначе. Тут я и задумался о кураторских каналах. Затем у меня появился партнер — Павел Робецкий, разработчик ПО, который стал техническим директором Cinezen. Нас поддержал фонд «Альтаир» Игоря Рябенького, одного из самых влиятельных венчурных инвесторов. Начав в 2017-м, мы попали в бум блокчейна. Первым делом тогда мы подумали выйти на IСO, полагая, что соберем весь контент и прикрутим механизм блокчейна. С этой идеей нас приглашали на кинофестивали, конференции, были такие европейские гастроли. Вскоре это закончилось, наступила криптозима, индустрия не была к этому готова. В 2020-м многие планы изменились из-за пандемии. Наконец в январе 2021-го у нас появилась концепция Cinezen 2.0 — новый дизайн, новое видение. Мы стали приглашать реальных кураторов, спрашивая у каждого, чего он хочет. Есть много контента, невыпущенного в России: такие фильмы никому не нужны. В этой, условно, горе мусора можно найти довольно много жемчужин. Самим нам это делать не под силу, я могу не знать аудиторию этих жемчужин, а кураторы прекрасно понимали, где их искать, ориентируясь на свои критерии. У нас появился качественный контент, 1 ноября сайт открылся, и старт нас приятно удивил. Мы маленькая платформа, но быстро набираем свою аудиторию. У нас был план на месяц, его удалось выполнить за четыре дня. 

У вас в планах выйти с Cinezen на мировой рынок? 

Конечно. Модель работы с местными инфлюенсерами прекрасно масштабируется на любые территории. Для того, чтобы концепция работала, нам нужно создать несколько каналов кураторов со своей аудиторией. Эту работу мы должны проделать и в других странах. Уже стартовали в России, затем планируем открыться в странах Балтии. Следующий шаг — Скандинавия. 


Как вы представляете себе Cinezen через несколько лет? Кинотеатр, так же как и Netflix, будет показывать свою витрину, ориентируясь на местоположение зрителя? 

Через несколько лет мы должны быть уже во многих странах. Ниша Cinezen — та, что сейчас занимает Mubi. Чем мы отличаемся от них? Тем, что каждый канал нашего кинотеатра — мини-Mubi. Конечно, доступность прав на фильмы не везде одинакова, будет проводиться определенная фильтрация. Представим ситуацию: вы оказались во Франции, заходите на платформу и видите локальные каналы, но при это всегда можете переключиться и увидеть выбор инфлюенсеров из других стран. Разумеется, тот выбор, что будет доступен на территории, на которой вы находитесь.   

Почему вы запустились без общей подписки? Очевидно, что при ее оформлении следить за конкретными каналами на Cinezen было бы значительно проще. 

У нас есть конкретная цифра количества зарегистрированных пользователей, после которой мы введем общую подписку. Сначала мы думали, что это произойдет в середине 2022 года. Теперь, наблюдая за развитием платформы, работаем над тем, чтобы ввести подписку, позволяющую смотреть все каналы, раньше. Людям свойственна широта интересов. Помню, было исследование, что поклонники треш-кино покупают на Amazon фильмы Ларса фон Триера и Педро Альмодовара. Так и у нас: поклонник хорроров может заинтересоваться чем-то другим, не связанным с фильмами ужасов вообще. И мы уже это замечаем, анализируя покупки наших пользователей. Кстати, подписка будет стоить всего 400 рублей. 

В интервью вы подчеркивали, что у куратора изначально должен быть «социальный капитал» в виде аудитории. Не боитесь ли вы, что аудитория каналов так и ограничится подписчиками, пришедшими вместе куратором?  

Конечно, такой риск есть. Но мы развиваемся в разных направлениях. Нашим партнером станет Фильм.ру. Мы планируем несколько громких и эксклюзивных премьер. Были еще планы выпустить что-то в кинотеатрах вместе с партнерами-прокатчиками. Чтобы привлечь зрителя, нужно выстрелить с чем-то громким, а идею с прокатом из-за локдауна мы приберегли на 2022-й. У кураторов качественный трафик: больше десяти процентов тех, кто создал аккаунты, уже совершили первую покупку — любой человек, занимающийся IT-проектами, скажет, что это хороший показатель. Мы рассчитываем, что зритель начнет делиться понравившимися фильмами. Также создаем уникальную систему, основанную на блокчейне, благодаря которой кураторы будут особенно заинтересованы в сотрудничестве. Помимо прочего, с каждой покупки они получают свой процент, так что, выбирая фильм, вы донатите любимому инфлюенсеру. Это очень важно. 

Чисто как коммерческий проект мы могли бы и не убедить кураторов сотрудничать с нами, наш слоган — curated with passion, тут очень важную роль играет увлечение и любовь к кино.

Вы планируете интегрировать библиотеку ваших прав, оставшихся со времен «Кино без границ», в Cinezen?

Не только мою, мы общаемся с разными дистрибьюторами. В списках кураторов много фильмов из моей библиотеки, в том числе и старых, права на которые надо приобретать заново. Сложность в том, что большинство моих фильмов уже есть на прочих онлайн-площадках — повторяться не хочется. Сейчас у нас, например, появилось несколько классических фильмов компании RWV, и поскольку это одна целевая аудитория, мы сделаем их премьеру на канале INOEKINO. Но большая часть каталога Cinezen будет из фильмов, которые вы нигде не найдете, иначе в этом нет смысла. 

Что должно заинтересовать того случайного подписчика, который зашел на Cinezen и не знает, почему он должен довериться выбору условного Алекса Экслера?

Есть несколько разных сценариев. Пользователь может прийти за конкретным названием. У нас, например, есть фильм «Отброс» — хорошая, независимая история про уличных панков. В какой-то момент мы предполагаем, что люди начнут о нем говорить. Также есть ресурс «Кинориум», где на страницах фильмов будут стоять ссылки на наш онлайн-кинотеатр. Мы видим, что есть межканальный трафик. Человек пришел за одним инфлюенсером и решил посмотреть что-то из выбора других. Важно само ощущение, что эти фильмы отбирал человек.

В Лос-Анджелесе есть магазин Amoeba Music. Там куча разделов, но самым популярным был «Выбор персонала», где условные Джо и Мелани расставляли на полках то, что нравится им. Люди не знали, кто эти Джо и Мелани, но всегда у этого раздела останавливались. Если человек работает там, значит, он насмотрен, и это его личная рекомендация. 

Парадокс в том, что без онлайн-кинотеатров еще десять лет назад жизнь любого фильма была дольше.

Сейчас с фильмами произошла инфляция, они перестали быть важными, потому что лежат везде и повсюду. Раньше, когда я шел на чей-то праздник, у меня всегда был хороший подарок. Помню, на день рождения Аллы Пугачевой принес целую коробку DVD. Люди ценили это, собирали коллекции. Но тут есть еще один парадокс. До онлайн-кинотеатров многие фильмы были более доступны. В Швеции я могу смотреть только то кино, которое куплено для этой территории. Так как мы собираемся вскоре выйти с Cinezen здесь, я замечаю, что многих фильмов с кучей призов и высокими оценками нет в доступе. Раньше можно было приобрести диск где угодно, заказав его на Amazon. Физический DVD можно было купить и привезти с собой. Это открывает возможность для нас, иначе мы как площадка для авторского кино были бы не нужны. 

Когда появился Netflix, подразумевалось, что там будет все. Сейчас стало понятно: этого никогда не произойдет.

Фрагментация, а не консолидация. Мейджоры создали свои сервисы, и когда они поняли, что чужой контент им могут не продать, началась гонка оригинальных проектов. Возможности этих платформ огромны, но не безграничны, они не могут делать все одновременно. На Netflix сейчас контента в несколько раз меньше, чем несколько лет назад. 

Когда люди обменивались дисками, росла и индивидуальная ценность фильма, а сейчас в потоке онлайн-контента кино становится чередой постеров на витрине. 

Да, к сожалению. Я читал исследование, что для многих людей очень серьезна проблема выбора. Мозг оказывается в состоянии короткого замыкания. Почти половина пользователей онлайн-кинотеатров, листая стартовую страницу, так ничего и не выбирала. Фокус нашего сервиса — личная рекомендация. Человек приходит посмотреть фильм, он ему нравится, почему бы не попробовать что-то еще, что посоветовал этот куратор?

Жизнеспособна ли сегодня в России модель прокатчика сугубо авторского кино? 

Это модель, предполагающая борьбу за выживание. Есть компании, которые этим занимаются, притом границы авторского кино и арт-мейнстрима размыты. Например, «Паразиты» — авторское кино или блокбастер? Это огромный хит в Швеции и многих других странах мира. Везде есть специализированные прокатчики, просто в России сложнее и жестче рынок. Много людей, но мала платежеспособная прослойка. Возможна ли модель арт-дистрибуции в будущем? Не знаю, наверное. Недавно я говорил со своим другом из Швеции, который возглавляет небольшую прокатную компанию. Он удивлялся, что все жалуются на кризис, но даже пандемийный год был для них хорошим. 

В «Кино без границ» вы пускали не только участников фестивалей класса «А». Это могли быть маленькие неизвестные европейские или азиатские картины. Сейчас среди прокатчиков ведется борьба, за, условно, двадцать участников основного конкурса Канн. Фокус зрителя, соответственно, тоже на этих названиях. Возможно ли раскачать незасвеченный интересный фильм сегодня?

Конечно, за самые яркие проекты будут битвы, и заплатят большие деньги. Рынок стал сложнее. Я помню, какой ажиотаж был на «Иду» Павла Павликовского. Когда узнал о ценах на права за него, то подумал: «Господи, как хорошо, что я уже этим не занимаюсь». В начале нулевых картины Триера можно было купить за несколько тысяч долларов. Моя же цена была лучшей, а других предложений не было. Сейчас появились прокатчики, которые говорят, что выросли на моих релизах. 

В Cinezen я куратор кураторов. Многие фильмы нахожу сам и советую их инфлюенсерам. Контента много, фестивалей класса «А» мало, фильмов, которые могут пробиться, еще меньше. Мы отбираем их, будем надеяться, что они найдут свою аудиторию на Cinezen.

После «Кино без границ» в вашей жизни появился «Артхаус», затем вы вышли из проекта. Не думали вернуться в кинопрокат после этого? 

В моей жизни был проект «Артхаус». Такое случается, не сошлись во мнениях с партнером. Разошлись мирно, сейчас общаемся. Кстати, в прошлом году «Артхаус» как бренд возродился под эгидой прокатной компании RWV. «Кино без границ» закрылось в тяжелый период моей жизни. Были проблемы, не успели сдать годовой отчет. В суд подала налоговая. Я увяз в долгах. В 2015-м моя библиотека фильмов из-за кризиса практически не пользовалась спросом. У нас родилась дочка, денег не хватало. В это время в Швеции я начал подрабатывать на выходных по ночам водителем Uber. И это оказался интересный жизненный и социальный опыт. Сейчас мы выпускаем фильм «Драйвер-Икс» про разорившегося мужчину, бывшего владельца музыкального магазина, который устраивается водителем такси. Эта история тронула меня, напомнила то время. Случайные встречи, чужие разговоры. Ты везешь пьяных людей, с тобой флиртуют девушки. Собираюсь даже сделать про этот фильм выпуск видеоблога. Историю «Кино без границ» я закрыл вместе со своей старой командой на финальной части трилогии «Беспредел». Это символично, так как моим первым релизом был фильм того же Такеши Китано «Фейерверк». 

Кадр из фильма «Последний беспредел»

Вы всегда очень бережно и индивидуально подходили к локализации своих фильмов. В Cinezen будет также?

Тогда я даже лично переводил некоторые фильмы. Помню, у Юрия Гладильщикова после премьеры фильма «Покажи мне любовь» вышла статья с выводом: «Перевод — это половина успеха картины». Мы всегда задействовали редакторов, чтобы перепроверять идиомы и сленг. Сейчас хотим приблизиться к этому и с Cinezen. По мере роста сделаем и редакторское подразделение. 

Вы упомянули видеоблог. Видите ли Cinezen такой же многофункциональной веб-империей авторского кино, как Mubi?

В общем, да. Мы хотим сделать бренд-площадку. Но и каждый канал должен в итоге стать сильным брендом. Конечно, собираемся развивать и соцсети, и ютьюб-канал, постараемся подключить кураторов. Будем искать формы. 

Каким вы видите будущее послековидной эры? В кинопрокате и на стриминге.

Прогнозы — неблагодарное занятие, когда не живешь в России. Пока был ковид, я почти два года не был в Москве. Приехал и подумал — как похорошела Москва! (Смеется.) 

Я видел отчет Евросоюза по стриминг-платформам. Этот бум произошел, чтобы остаться. Все, кто подписался, по большей части будут руководствоваться принципом «проще продолжать, чем отказываться». В России же продолжить смогут не все: повторюсь, здесь жестче рынок. Восстановится ли прокат? Пример Швеции говорит мне, что да. Там сняли ограничения, более 80% вакцинированы. Очень надеюсь, что все будет, как раньше. Я люблю ходить в кино, считаю, что даже маленькие проекты нужно смотреть на большом экране. На сеансе «Дюны» зал был полон, это хороший прецедент восстановления. Пусть независимые дистрибьюторы и продолжат страдать, но они будут активничать с платформами. Будем надеяться, что все они будут сосуществовать.


Новости — 20:50, 4 февраля
Стартовали съемки сериала «Дорогой Вилли» о тайной дружбе Брежнева и канцлера Западной Германии
Новости — 19:00, 4 февраля
Кендрик, Циммер и Бейонсе: объявлены победители «Грэмми»
Новости — 17:45, 4 февраля
Apple готовит новый iCloud-сервис Confetti
Новости — 15:40, 4 февраля
От Щербинки до Внуково: в Москве может открыться новая ветка метро
Новости — 13:35, 4 февраля
Автор «Пиши, сокращай» выпустил новую книгу, посвященную работе в соцсетях