24 декабря в Москве наконец-то открывается бар The Hat — продолжение знаменитой питерской франшизы, основанной лидером Billy’s Band Билли Новиком в 2012 году. «Шляпа» долго искала себе место в столице. Время от времени появлялись предполагаемые адреса московской дислокации бара. В 2015 году бизнес открылся в Берлине, бар попал в топ лучших заведений легендарного джазового журнала Downbeat, а Москва все никак не пускала «Шляпу». И это при том, что российская столица — безусловно, джазовый город, достаточно сказать, что «Клуб Алексея Козлова» был назван сайтом allaboutjazz.com лучшим джазовым клубом мира. Наконец место для московского The Hat выбрано. Адрес — Тверская, 20.
Формат The Hat идеален для города с такой насыщенной джазовой жизнью. Здесь нет афишных концертов. Но каждый вечер в The Hat происходит классический джазовый джем-сейшн, к которому один за другим присоединяются солисты, закончившие работу на основном месте. «Не спрашивайте, кто будет играть на открытии, — говорит основатель заведения, — концепция бара предполагает, что выйти на сцену может кто угодно, хоть студент джазового колледжа, хоть авторитет любого уровня, хоть Бутман, хоть Марсалис». Учитывая обилие международных событий (даже сейчас, в период гастрольной стагнации), можно предположить, что джемы в The Hat станут лучшими в мире. И вообще, Билли Новик утверждает, что формата ежедневного джема нет даже в Нью-Йорке.
По просьбе Бориса Барабанова Билли Новик вспомнил шесть самых знаменательных джемов из истории The Hat.
Однажды в петербургском БКЗ выступал большой джазовый оркестр Дюка Эллингтона. Два дня подряд. Кто-то рассказал музыкантам, что неподалеку есть джаз-бар, куда все ходят на джемы. В первый день их пришло только двое, с инструментами. Отлично поиграли с нашими, формально пообщались со всеми и спокойно ушли после того, как джем закончился. На следующий день пришел почти весь оркестр, человек 30. Не пришли, видимо, только уж самые старички — те, у кого проблемы с передвижением. «Шляпа» трещала по швам. От посетителей, от местных джазменов и от колоритнейших афроамериканцев, часть из которых вынуждены были стоять в очереди на вход в заведение. Не потому, что их кто-то не пускал, а оттого, что втиснуться было невозможно. Постояв полчаса, они, расстроенные, так и уехали. Но те, что втиснулись, зажгли незабываемо.
В один весьма обыкновенный пятничный вечер во время джема из темного угла «Шляпы» без предупреждения заиграл уверенный, если не сказать дерзкий, саксофон. Как выяснилось через считанные мгновения, играл сам Стив Гроссман, весь вечер инкогнито находившийся где-то в уголке бара. Гроссман — тенор-саксофонист, игравший в 60-е годы в бэнде Майлза Дэвиса, а в 70-е — в ансамбле Элвина Джонса. Воспользовавшись секундной паузой между темами, он эффектно «обозначился» и примкнул к джему. Все офигели. Вот как это было.
Как-то раз после своего концерта в Санкт-Петербурге в «Шляпу» зашли три солидных джентльмена в шляпах. Присели за дальний столик, долго слушали местных джазменов и смотрели по сторонам. Наконец в перерыве они представились нашему джем-хосту как музыканты группы The Tiger Lillies из Англии и предложили сыграть пару номеров для всеобщего кайфа. Они важно проследовали на сцену, и, хотя это уже не было джемом как таковым, сыграли пару настолько проникновенных баллад, что заставили публику позабыть обо всем на свете.
Приехав однажды на торжественный ужин в отличный грузинский ресторан «Аджабсандал» после своего концерта в Санкт-Петербурге, Нино Катамадзе увидела, что в заведении напротив творится что-то интересное. У входа толпятся люди, и прямо через большое окно видно, как музыканты весьма энергично что-то играют. Нино в ожидании готовности заказанных блюд решила посмотреть, что там. Она стояла очарованная, глядя на пианиста (это был Коля Сизов), и наконец не выдержала и стала петь от души. Публика, и без того находившаяся в экстазе, просто обомлела!
В тот вечер в The Hat собралось изрядное количество людей, конфиденциально узнавших, что многие участники гала-концерта в честь Международного дня джаза собирались поехать после мероприятия на джем в «Шляпу». И главное — Роберт Гласпер, четырехкратный лауреат Grammy, самый именитый пианист США после Херби Хэнкока. Все ждали, конечно, его. Чтобы увидеть вблизи, постоять в метре от мэтра. И вот наконец прибыло несколько машин с участниками, все они быстро зашли в заведение, а сам Роберт Гласпер неожиданно прыгнул… за барабаны! Это был лютейший замес. C одной стороны, разочарование — все ждали «великого пианиста», а с другой — восхищение. Такой игры на барабанах еще никто не видел! В тот вечер Гласпер так и не сел за фортепиано...
Однажды вечером нам позвонил один знакомый промоутер и слезно попросил встретить и усадить, как он сказал, «одного очень именитого продюсера из Голливуда». Мол, он в свое время продюсировал и Мадонну, и вообще много кого. И вот через некоторое время в The Hat действительно заходит очень почтенный седовласый джентельмен в дорогой шляпе. Наш джем-хост, Александр Буткеев, конечно, встретил его, усадил, угостил и заодно спросил, откуда он узнал о нашем баре. На что тот ответил, что ему кто-то в Голливуде посоветовал…