Интервью, Интервью — 21 декабря 2021, 22:56

«Лебединая песня», клоны, любовь. Интервью с Махершалой Али, Наоми Харрис и Бенджамином Клири

17 декабря на Apple TV+ вышел фильм «Лебединая песня» — философская фантастика про смертельно больного мужчину, решившего клонировать себя. В главных ролях снялись Махершала Али и Наоми Харрис. Иван Афанасьев пообщался с ними, а также с режиссером фильма, обладателем премии «Оскар» Бенджамином Клири о технологиях будущего, важности смерти в жизни и музыке Фрэнка Оушена.

Бен, я поздравляю вас, это отличный дебют. Как вы считаете, насколько мы далеки от времени, когда всех людей смогут заменить клоны? И к чему это приведет?

Бенджамин Клири: Вопрос хороший, мне часто его задают. Я искренне сочувствую и сопереживаю дилемме, которую вынужден решить главный герой «Лебединой песни» — Кэмерон: он, будучи смертельно больным, соглашается создать свою полную здоровую копию, которая сможет вернуться в семью вместо него. Поступил бы я сам, как Кэмерон? Думаю, тут все дело в обстоятельствах, в которых надо принять такое решение. Не думаю, что, если у вас будет возможность совершенно безболезненно избавить своих близких от страданий и горя, вы упустите такую возможность. Понятно, что тут есть свои плюсы и минусы. 

Вообще, когда я говорю с кем-то про клонирование, чаще всего возникает вопрос не «почему» или «зачем», а «когда». Рано или поздно мы столкнемся с этим, и, надеюсь, наш фильм станет поводом для разговора. 


Махершала, вопрос к вам. По факту ваш герой обманул своих близких, оставив их с клоном без предупреждения. Как считаете, имел ли он на это право?

Махершала Али: Сложно сказать, имел он на это право или нет. Главное — я понимаю, зачем это было сделано. Кэмерон видел, как его жена потеряла брата (и не просто, а брата-близнеца), а за пару лет до этого — мать. У них есть десятилетний сын, скоро будет еще ребенок. И вот у главного героя появляется возможность спасти жену и ребенка от депрессии и горя, дать им шанс дальше жить с любящим мужем и отцом. Это очень интересно и одновременно трудно: отпустить семью от себя, но дать им хорошее будущее. 

Мне кажется, для Кэмерона главный вопрос не в том, подходит им его клон или нет, а в том, что он не может поговорить об этом с Поппи (женой главного героя. — Прим. SRSLY). Кэмерон вынужден смотреть, как клон принимает за него решения, контактирует с его семьей. 

Каст «Лебединой песни» состоит из крутых актеров. Расскажите, как вам работалось в такой команде?

Клири: Махершала Али и Наоми Харрис — замечательные актеры, и это было невероятное сотрудничество. Я дал почитать сценарий Махершале, и когда он сказал, что ему нравится… это было нечто. На первой встрече мы обсуждали сценарий целых два часа. 

Наоми Харрис — невероятная актриса, я ее давний фанат. Ну а их химия с Махершалой, с которым они ранее работали в «Лунном свете», просто невероятная. Еще до съемок мы решили сделать импровизированную свадьбу между их персонажами: написали целых два сценария этого и репетировали целый день, чтобы между Махершалой и Наоми сложились нужные отношения, ведь история любви — ключевая в фильме

Сценарий «Лебединой песни» я начал писать пять лет назад, и вот спустя долгое время сидел и смотрел, как актеры творят настоящую магию. А потом подключились остальные артисты, и все стало совсем волшебно.

Для режиссера-дебютанта это невероятная удача — заполучить на свой первый проект таких звезд, как Али и Харрис, а также Гленн Клоуз и Аквафина.

Наоми Харрис: Знаете, самое забавное, что в «Лунном свете» мы с Махершалой почти не работали вместе: у нас было всего два дня, и это были крошечные сцены. Но мне ужасно понравилось работать с ним над «Лебединой песней», потому что он невероятный актер и еще более невероятный человек. Мы во многом похожи (в плане работы): оба не очень любим репетиции, нам нравится работать самостоятельно, вне площадки, чтобы потом уже на ней выдать то, что возможно в этот конкретный момент. Иногда это даже слегка пугает, ведь ты не знаешь, что произойдет на съемках и что сделает другой актер. Но здесь больше спонтанности и фантазии, а значит, и магии. 

Кадры из фильма «Лебединая песня»

Как вы работали над вашими ролями? Придумывали с Махершалой прошлое ваших персонажей, прорабатывали их отношения?

Харрис: Я играю Поппи — жену Кэмерона, которая до событий фильма потеряла нескольких близких людей, поэтому смерть еще одного близкого человека стала бы для нее фатальной. У наших персонажей не было никакого бэкграунда, кроме того, что прописан в сценарии. Как я уже сказала, мы ничего специально не репетировали и поэтому не придумывали никаких историй. Мы делали свою работу отдельно друг от друга, а потом выходили на площадку и жили в моменте. Уверена, такой вариант не подходит всем актерам, и потому я счастлива, что нам с Махершалой было комфортно работать подобным образом. Мы просто делали то, что должны, и смотрели на результат.

Али: Самым сложным для меня было сыграть так, чтобы Кэмерон и его клон Джек отличались друг от друга, но при этом оставались двумя версиями одного и того же человека. Думаю, ключевая разница между ними в следующем: один болен неизлечимой болезнью и скоро умрет, а второй здоров и должен найти цель и смысл жизни. Они по-разному сильны. Для меня Джек — младший брат, а Кэмерон — старший. Джек всегда остается в некотором роде подчиненным и пытается справиться с этим, стать союзником для своего «старшего брата». Он — своеобразное лекарство от болезни для Кэмерона. Это влияет на то, как они общаются: например, кто на кого может повысить голос и так далее. Джек осознает, что он здоров, а потому боится смерти, которая ждет его «брата». Осознание смерти — то, что помогало мне формировать характер Кэмерона: я понял, что он даже ходить и дышать будет несколько иначе, не так, как это делает Джек. 

Харрис: Моя мама — невероятно сильная женщина, и воспитывала она меня в одиночку. Когда я пришла в кино, то решила, что буду играть именно таких женщин — крутых, волевых. Так и получилось. А потом мне попалась роль красивой, нежной, любвеобильной, хрупкой и уязвимой Поппи. У меня это вызвало поначалу даже какое-то отторжение, мол: «Как же так, я сильная женщина, а мне предлагают сыграть слабую». Сначала я ее осуждала, и пришлось провести работу над собой, потому что невозможно найти ничего общего с тем, кого осуждаешь. А мне предстояло ее сыграть! В итоге я даже смогла чему-то научиться у Поппи. Например, благодаря ей я поняла, что любящие и добрые — не значит уязвимые.

В том, чтобы открыть свое сердце, есть своя сила. Поппи научила меня этой силе.

В остальном же — готовилась как обычно. У меня есть сценарий, я его изучаю, получаю достаточно подсказок. Потом представляю себя в ситуации: как будто бы у меня в этой роли берут интервью, расспрашивают о жизни Поппи, об отношениях с Кэмероном. С этого и начинается формирование души персонажа.

Бен, расскажите, как вы снимали сцену, где Кэмерон и его клон сходятся в короткой схватке лицом к лицу. Это наверняка сложнейшая задача.

Клири: Это и вправду была сложная задача, которой предшествовала большая подготовка. Мы не использовали motion capture, что позволило бы нам быть более точными, но заняло бы слишком много времени и ресурсов. Моей задачей как раз была экономия и того, и другого. Мы действовали старыми способами: делали разделенные экраны, снимали через плечо с дублером, добавляли 3D-графику. Для этого нам пришлось просканировать Махершалу, чтобы у нас была его виртуальная модель. Это была действительно технически сложная задача. Решали мы ее с замечательным оператором Масанобу Такаянаги, и, думаю, все получилось. Потом, уже на постпродакшене, добавили дублеру 3D-голову Махершалы. В общем-то, это почти все. У нас были четкие раскадровки, чтобы мы точно знали, где находятся оба актера во время съемки. Махершала в этом нам очень помог. Он вообще удивительно деятельный и за камерой тоже: пытался проработать темп фильма вместе с нами. Это действительно одна из самых сложных (с точки зрения съемки) сцен. Рад, что вы задали этот вопрос, потому что в эту сцену было вложено очень много сил, а я в этом плане страшный зануда: люблю, когда все выглядит идеально, без швов. 

Кадры из фильма «Лебединая песня»

Мне кажется, вы смогли идеально попасть в настроение с музыкой, звучащей в фильме. Как думаете, что нужно для того, чтобы саундтрек стал важной частью фильма, его полноценным элементом, создающим необходимое впечатление?

Клири: Я обожаю музыку в «Лебединой песне». Наш композитор Джей Уодли подбирал ее в короткие сроки, и перед ним стояла задача сделать так, чтобы музыка не звучала «поверх» персонажа, а была созвучна с его эмоциональным состоянием, подчеркивала его. Мне показалось, что это красиво передает душу картины. Помню, как надевал наушники, включал песню Фрэнка Оушена и ходил по своему офису в Ванкувере, где мы снимали, слушал трек на повторе. Потому что в нем есть радость, но такая, горько-сладкая, ностальгическая. Вот такое настроение и у музыки в фильме.

Али: Все это связано, конечно. Думаю, та музыка, на которой остановились Бен и Джей, сделала наш фильм ярче. Музыка — это еще один фактор, от которого зависит правильное движение истории. И это невероятно сложная задача — подобрать то, что поможет картине звучать правильно. Музыка в «Лебединой песне» должна была быть несколько медитативной. Кэмерон размышляет над жизнью и смертью в течение всего фильма, и мелодия должна это поддерживать. Важно еще все сбалансировать: чтобы картина не выглядела слишком научно-фантастической, а история оставалось человечной. Правильная музыка этому вполне способствует. И я считаю, что Бен и Джей отлично справились с этой задачей.

Наоми, ваша героиня в фильме сочиняет музыку и поет. Имеете ли вы какое-то отношение к музыкальному сопровождению?

Харрис: К сожалению, я не умею петь, поэтому в фильме был не мой голос. Он принадлежал прекрасной певице. Так что моего участия там нет совсем.

Кадры из фильма «Лебединая песня»

Как вы считаете, важно ли то, во что одевается ваш персонаж?

Харрис: Очень важно. Я прекрасно осознаю, какую огромную работу проделывают художники по костюмам — в том числе помогают лучше понять персонажа. Допустим, я узнала своего героя на 80 процентов, но как только они добавляют ему пару туфель — он уже готов на все 100. Поэтому, я считаю, очень важно давать художникам принимать непосредственное участие в создании фильма, они тоже авторы.

Выбор образа — чаще всего трехсторонний процесс. У вас есть продюсеры, у которых может быть очень четкое представление о том, как должен выглядеть персонаж. Еще есть режиссер: Бен жил с этим персонажем в голове долгое время и наверняка нарисовал себе четкий образ. Далее — художник по костюмам. А в конце этой цепочки — я.

Али: Конечно, важно (причем для любого человека)! Это вопрос того, как вы себя ощущаете. Допустим, встретились вы с кем-то, с кем дружили в детстве. Первым делом он или она кинули взгляд на ваши туфли — а обувь может многое о вас сказать. Поэтому, безусловно, то, во что одет герой фильма, имеет значение. И неважно, что это за персонаж: Кэмерон, Бенджамин Баттон или же Люк Кейдж. Мой персонаж носил в фильме маленький золотой браслет, который супруга подарила ему, когда они поженились. Эта мелочь может многое сказать о вашем герое, даже если зритель этого не узнает. Такие детали помогают персонажу чувствовать себя более реальным. А когда съемки закончатся, вы снимете с себя эти вещи, отпустите их и снова вернетесь к своей собственной жизни. Это помогает вам оказаться на месте другого человека, окунуться в его жизнь, подчеркнуть его характер.

Кадры из фильма «Лебединая песня»

Бен, то, что вы выиграли «Оскар» за короткометражку «Заика», помогло вам скорее найти деньги на свой полнометражный дебют? Вообще, насколько важно «малое кино» в современной индустрии?

Клири: Короткие метры важны. Я снял «Заику» шесть лет назад и даже не думал, что у него будет такой успех. В то время я продавал гамбургеры, спал на диване у друзей и пытался закончить фильм, который мы сделали за пять тысяч долларов. Это прекрасная возможность научиться всему без давления извне, понять, как работает экономика в мире кино. В итоге фильм действительно открыл мне дорогу дальше: я смог написать сценарий полного метра и продать его студиям, и это действительно гораздо проще, когда у тебя за спиной есть «Оскар» за короткометражный фильм. Но, мне кажется, даже если за спиной пусто, шансы есть. Если ваш короткий метр будет хоть немного успешен, вы можете проложить дорожку к полному метру. 

Как вы думаете, о чем был бы этот фильм, если бы технологии, показанные в нем, были бы уже доступны?

Харрис: О том, что утраты — это часть жизни, через которые, к сожалению, нужно пройти. Я пока не сталкивалась с горем, когда любимый человек уходит. Это ужасная боль, и, к счастью, мне ее пока не приходилось испытывать. Но я все равно считаю, что горе, потеря и смерть — это все просто элементы жизненного цикла. Пытаться нарушить их — плохо. 

У всего, что происходит, каким бы болезненным оно ни было, есть смысл и задача чему-то нас научить.

Насколько фильм «Лебединая песня» важен и актуален для нашего сложного времени?

Клири: На сто процентов. Мы начали снимать, когда случился ковид, съемки были приостановлены на два года. Вернулись на площадку уже в другом мире, и я счастлив, что у нас была возможность продолжить снимать, ведь не каждый получил такой шанс.

Каждый что-то потерял за эти два года. Первым признаком того, что мы все сделали правильно, была реакция на тестовых показах: зрители подходили ко мне, делились невероятно трогательными историями о потерянной или, наоборот, обретенной любви и плакали. Иногда я плакал вместе с ними. Пожалуй, самое прекрасное в этом печальном аспекте — то, что люди, которые кого-то потеряли, говорили мне в первую очередь о красоте тех, кто ушел. Вот это действительно сильно. И здорово, если фильм вызывает такие сильные эмоции.

Харрис: Это невероятно важный фильм сейчас, потому что он о любви и связи между людьми в мире, где технологии стремительно меняются. Один из самых моих больших страхов в мире — то, как быстро все меняется, потому что мы еще не научились жить в гармонии с природой и тем, что у нас есть сейчас. 

Кадры из фильма «Лебединая песня»

Али: В то же время это кино о том, что технологии могут быть нам и друзьями. В другой истории клон, возможно, был бы зловещим доппельгангером, темной стороной Кэмерона. Но в этом фильме он скорее его союзник. Я специально не смотрел другие фильмы про клонов при подготовке к роли, потому что мне было интересно прыгнуть в этот фильм вне зависимости от того, есть там клоны или нет, ведь фильм не об этом. Он о том, что любая технология может быть и во благо, и во зло — в данном случае она однозначно во благо. Фильм не столько про фантастику, сколько про то, как важно оставаться человечным и стремиться к любви и уважению к человеческой жизни.

Наоми, вы сыграли самого любвеобильного и ранимого персонажа в фильме. Что для вас значит название картины?

Харрис: Об этом меня раньше не спрашивали… Что ж, это действительно «Лебединая песня». Твоя последняя песня, последний шанс в жизни, последние мгновения. Фильм показывает, как могут быть прекрасны эти последние моменты, насколько они драгоценны и что самое важное — это те, кто рядом. А вы как считаете, что значит название картины?

Я просто соглашусь с вами, потому что, на мой взгляд, все именно так.

Харрис: Как здорово, когда люди живут в любви и согласии! (Смеется.)



Фото: Getty Images
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова