Саша, с чего началась работа над визуальной составляющей шоу «Кино 2020»? Помню, вы сразу говорили, что не хотите использовать голограмму из-за несовершенности этой технологии. Но за последние годы появились неплохие примеры — в частности, Kizaru и Big Baby Tape. Вы не жалеете о том, что голограмма в итоге все же не была использована?
Все началось с написания множества концепций, сценариев, презентаций, поиска референсов, обсуждения, правок, тестовых визуализаций — короче говоря, это была совершенно обычная современная работа над видео. Потом еще был огромный процесс сбора и оцифровки архивов, картин, видео, фото. Я совершенно не жалею о голограмме. Не использовать ее было творческим решением. Во-первых, даже вот этот удачный пример, который вы привели, выглядит довольно кисло, на мой личный вкус. Во-вторых, голограмма сразу как будто превращает все происходящее в какой-то цирковой трюк, магический фокус, спецэффект. Мы же все-таки за художественные высказывания.
Из каких составных частей в итоге были собраны видеоряды для песен «Кино»? Как я понимаю, это советская кинохроника, фото- и видеоматериалы из архивов группы, графические работы Виктора Цоя, а что еще?
Много внимания было уделено обработке этих материалов: анимации, реставрации, оживлению фотографий. Ну и кучу всего мы просто нарисовали с нуля: современную компьютерную графику и анимацию в разных стилистиках, причем хронометраж там идет на часы.
Видеосопровождение песни «Ночь» напоминает «Начало» Кристофера Нолана. Это случайность?
Вы имеете в виду песню «Спокойная ночь»? Да, фильм Inception был одним из наших референсов, но не единственным. Похожий эффект был, например, в «Докторе Стрэндже» и еще много где. Это моя идея, что прогулка персонажа по городу должна была закончиться каким-то метафизическим катарсисом.
Какой из визуалов оказался самым сложным в производстве?
Трудно выделить что-то одно. В плане чистого объема работы — наверное, как раз «Спокойная ночь» и еще «Перемен». «Спокойная ночь» — это буквально мультик, и производственный цикл был как у мультика. Первую версию анимации персонажа пришлось полностью отвергнуть и переделать с нуля. Для «Перемен» мы сразу придумали смелое и очень сложное решение — там и 3D-графика, и анимированная текстура из текста песни, и performance capture. Потом тонкая настройка всяких нюансов анимации, света и рендера. Была долгая и трудная работа, но я очень доволен результатом. И мне нравится, что он не вызывает у всех однозначно позитивные чувства. Мне хотелось, чтобы это видео людей немного раздражало, задевало за живое.
Назовите, пожалуйста, художников, создававших образы специально для этой программы. Кто и что рисовал?
Я, к сожалению или к счастью, не знаю их имен — между мной и художниками были Даня Сальхов и Кирилл Фролов из Firecat Films, они отвечали за всю коммуникацию с производством. И справились блестяще. Я им очень благодарен, потому что у меня хватает забот.
Как и кто занимался синхронизацией видеоизображения и света? Ощущение «видео, продолжающегося за пределами экрана» — чья это была разработка, чья задумка?
Весь свет — заслуга нашего художника по свету Марины Лариковой. У нас с ней состоялась буквально одна встреча, мы нашли точки соприкосновения, согласовали концепцию, а дальше она самостоятельно отталкивалась от видео и придумывала световую постановку. Марина — мастер своего дела, и у нее все сразу получилось круто.
Группа «Кино» выпустила несколько видео с репетиций программы, и в них очевиден акцент на музыку. А мне хотелось бы отдельно поговорить о том, как музыканты репетировали номера, в которых их живое присутствие синхронизируется с видео. Много ли репетиций потребовалось для того, чтобы в некоторых моментах на экране Виктор Цой был одного роста и в одном световом решении с коллегами по группе?
Честно говоря, конкретно этот эффект — практически случайность. Цветопередача камер, через которые идет трансляция видео на экран, свет в каждый конкретный момент, физический размер экрана в каждом зале — сочетание этих факторов на дистанции в годы, которые занимает разработка такого шоу, предсказать практически невозможно. Видимо, нам помогли заведомо верная концепция шоу, профессионализм всех участников и магия музыки группы «Кино».
Планируется ли какая-то отдельная работа с видеорядами и графикой из этой концертной программы? Может быть, они выложены в соцсетях? Или выйдут отдельным «бумажным» альбомом?
Съемку концерта можно посмотреть на платформе Okko, а контент для просмотра отдельно от концерта просто не предназначен.
Можно ли сказать несколько слов о выставке «Виктор Цой. Путь героя», которая открывается в январе в «Манеже»? Относится ли она к той же вселенной, что и концерты «Кино»? Или это отдельный проект?
Выставкой все-таки занимаются другие люди. Это компания Planet 9: Александр Кармаев и Агния Стерлигова — они очень крутые. Группа поделилась своими архивами и вовлечена в ту часть выставки, которая, собственно, посвящена «Кино» и личному окружению. Я тоже участвую в этом проекте и придумал для него пару интересных решений. Так что выставка и концертная программа в основном связаны через меня и через мое желание делать самые крутые проекты про отца только с самыми лучшими людьми.