Новости — 1 декабря 2021, 19:41

Симулякры, информационные пузыри и загрузка в матрицу: Ян Топлес снял выпуск о метавселенных

Ян Топлес снял выпуск о новой реальности. Блогер посвятил видео цифровизации: Ян заметил, что в последнее время это стало трендом — модные дома выпускают виртуальные коллекции одежды, а в играх продают оружие за десятки миллионов рублей. Личная жизнь тоже перешла в онлайн-формат: сексом теперь можно заниматься на расстоянии с помощью технологий теледильдоники. «Все это звучит так, как будто мы загружены в матрицу», — подчеркнул ютьюбер. Он решил доказать подписчикам, что наш материальный мир — и есть самая главная симуляция.

Чтобы доказать тезис, Ян привел гастрономический пример. Блогер рассказал, что в ингредиентах тыквенно-пряного латте от Starbucks долгое время не было настоящей тыквы: пюре начали добавлять в напиток лишь недавно. В сэндвичах Subway, как ранее писали СМИ, не использовался тунец (его заменяла «смесь различных компонентов»). А в клубнично-банановой жвачке вкус фруктов не совпадает с реальным. Все это, как уточняет Лапотков, называется «симулякрами». Далее блогер привел цитату Бодрийяра, который впервые использовал данный термин: «Симулякр никогда не скрывает правду, он и есть правда, которая скрывает, что ее нет». Если объяснять простыми словами, то человеку уже давно не нужен «оригинал» для получения каких-либо эмоций и чувств. Достаточно ощущения того, что это реально.


Ян рассказал, что симулякры часто рождаются в рекламе. Тот или иной продукт начинает ассоциироваться у нас с определенным бонусом. «Йогурты обещают избавить нас от проблем с пищеварением, которых у нас, может быть, вообще нет… А кофе навынос и MacBook обязательно сделают нас дизайнерами», — привел примеры блогер. Второй мощный источник симулякров — СМИ. Журналисты по-разному освещают одни и те же события, из-за чего у аудитории разных медиа формируется разная картина мира. Это явление называется «информационный пузырь». В одном таком «пузыре» полет Нила Армстронга на Луну — исторический факт, а в другом — фейк, распространенный американским правительством.


Ян также объяснил, в чем разница между виртуальной реальностью и гиперреальностью. В первом случае не все — симуляция и фейк. Например, в Fortnite проводят концерты, модные показы и другие мероприятия. Пользователи не смотрят контент, а сами находятся внутри него. Подобную виртуальную вселенную сейчас строит Марк Цукерберг под брендом Meta. При этом «наш твердый материальный мир», как уточняет Ян, уже давно состоит из подделок и иллюзий. 

При этом Яна волнует не «загрузка в Матрицу», а отсутствие смысла. Ведь пока мы не знаем о том, как будут выглядеть метавселенные. Будут ли они давать людям новые знания или же заполнятся кричащей рекламой? От этого зависит то, каким станет наше будущее.

Напомним, что предыдущий выпуск Ян посвятил снам. Блогер рассказал о лунатиках, социальном джетлаге и бессоннице.


Фото: кадр из видео
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова