Директор NASA Джим Брайденстайн заявил, что в рамках своей новой программы «Артемида» (Artemis — названа так в честь сестры бога Аполлона) космическое агентство заключило контракты с тремя частными компаниями, чьи проекты посадочного модуля могут использоваться для осуществления высадки людей на Луну в 2024 году. Это будет первый пилотируемый полет к спутнику Земли практически за полвека (!) — последней миссией был «Аполлон-17» в 1972-м.
Среди возможных подрядчиков оказались детища всем известных миллиардеров и, по сути, главных конкурентов в этой сфере — SpaceX Илона Маска и Blue Origin Джеффа Безоса (да-да, основателя и владельца Amazon и самого богатого человека на Земле). Третьим претендентом стала Dynestics, основанная раньше двух предыдущих компаний вместе взятых, но в отличие от них широким массам почти не знакомая.
До этого — 6 ноября 2019-го — проект посадочного аппарата для NASA представляла Boeing. Назывался он Human Ladner System (HLS). Но среди трех оглашенных на днях победителей конкурса, объявленного в сентябре 2019-го, «Боинга» не оказалось. Судя по всему, в NASA посчитали, что авиационной корпорации хватит и того, что они уже разрабатывают ракету-носитель (РН) Space Launch System (SLS), на которой как раз планируется запустить к Луне пилотируемый корабль «Орион» и те самые посадочные модули.
Кратко об успешных кандидатах и их проектах, основываясь на информации с сайта NASA:Blue Origin же разрабатывают проект многоразового посадочного модуля ILV (Integrated Ladner Vehicle) на базе своего же Blue Moon, анонсированного годом ранее.
Делать это они собираются совместно с Lockheed Martin, Northrop Grumann и Draper, которые займутся разными этапами подготовки аппарата. Альянс этих четырех компаний назвали National Team («Национальная команда»). В ILV будет предусмотрена стыковка с кораблем «Орион» и орбитальной лунной станцией Gateway — о ней чуть ниже. Blue Origin предлагают доставить модуль на тяжелой РН New Glenn, которую они же и разрабатывают.
Интересный факт: Blue Origin, основанная Безосом в 2000 году, финансируется им от продажи акций Amazon — каждый год он инвестирует в компанию более миллиарда долларов.
Проект Dynetics называется ALPACA. Не в честь прикольных альпак, а вот, почему: Autonomous Logistics Platform for All-Moon Cargo Access. Другое имя уже доработанного специально для «Артемиды» аппарата — Dynetics Human Landin System (DHLS). Модуль также планируют сделать многоразовым и двухступенчатым. Отличительная черта: низко расположенный отсек экипажа — проще говоря, «помещение», где будут жить космонавты. Это сократит время спуска и подъема на модуль. Запускать DHLS будут на РН Vulcan разработки United Launch Alliance (Boeing + Lockheed Martin).
О начале подготовки к «Артемиде» правительство США объявило в марте 2019. В рамках программы NASA собирается не только высадить 2-х космонавтов на Луну (мужчину и женщину — первую в истории), но и построить там постоянную базу Artemis Base Camp, а также орбитальную лунную станцию Gateway, которую в будущем хотят использовать в качестве пересадочного пункта для более дальних полетов. На Марс, например.CNN пишут, что в сумме за первые десять месяцев NASA выплатит трем компаниям 967 млн долларов: 579 млн получит Blue Origin, 253 млн — Dynetics и 135 млн — SpaceX. Представители космического агентства говорят, что финансы распределились таким образом не из-за личных предпочтений руководства, а были выделены соответственно запросам каждого проекта.
Через 10 месяцев NASA подведет итоги и выберет подрядчика (или подрядчиков), который достиг наибольших успехов в разработке лунного посадочного модуля, и заключит с ним договор. Похоже, конкуренция будет по-настоящему жесткой, особенно учитывая прошлые разногласия, остроты в твиттере и соперничество между Маском и Безосом.
Кстати, несмотря на ограничения из-за режима самоизоляции в Штатах, уже 27 мая SpaceX собирается доставить двух космонавтов NASA на МКС на своем корабле многоразового использования Dragon 2 (Crew Dragon).