Интервью, Интервью — 25 ноября 2021, 15:17

Съемки в «Дне мертвых», отношения с мамой и поездки на кладбище. Интервью с Александром Палем

На «Кинотавре» этого года театральный режиссер Виктор Рыжаков представил свой кинодебют — камерную драму «День мертвых» про поездку на кладбище. В российский прокат фильм выйдет только 2 декабря, а корреспондент SRSLY Эдуард Голубев успел не только посмотреть картину, но и обсудил ее с Александром Палем, который исполнил в «Дне мертвых» главную роль.

Мы общались в прошлом году, и тогда вы сказали, что из всех предлагаемых сценариев в 15% не стыдно сыграть ради денег и лишь в 2% — по-настоящему интересно. Чем привлек «День мертвых»?

Эта история практически идентична тому, что происходит у меня в семье. В живых остались только мы с матерью. Остальные родственники уже умерли. И иногда мы ездим по кладбищам, чтобы всех проведать. Да и действие фильма происходит на Урале (Паль родился и вырос в Челябинске. — Прим. SRSLY).

(На секунду Александр задумывается.)

Отношения с матерью такие же сложные: постоянные претензии друг к другу, остроты с моей стороны, непонимание — с ее.


А вы пытались как-то исправить ситуацию? 

К сожалению, я иногда пытаюсь в чем-то переделать мать, но занимаюсь этим только для того, чтобы мне с ней было комфортнее общаться. То есть объясняю ей, что нужно делать, чтобы мы не ругались. Но, конечно, гораздо мудрее было бы проглатывать обиду, молчать и делать так, как она хочет. 

Вам 32 года, и мама до сих пор пытается вас переделать?

Да, это обоюдный процесс. Я пытаюсь переделать ее, потому что не могу принять такой, какая она есть. Но изменить ее невозможно — ей уже 70 лет. Она, в свою очередь, старается переделать меня, потому что видела меня немного другим человеком. И это тоже невозможно. Я такой, какой есть. 

Вы сейчас говорите про нетерпимость — ключевую тему «Дня мертвых». Думаю, стоит немного рассказать про сюжет фильма тем, кто его еще не смотрел. У вашего персонажа есть погибший брат, ориентация которого становится камнем преткновения между вами и персонажем Агриппины Стекловой. Как вы сами относитесь к ЛГБТ?

Когда я приехал из Челябинска в Москву много лет назад и впервые столкнулся с геем, который вдобавок ко мне настойчиво приставал, то не знал, как реагировать. В любой другой ситуации я, скорее всего, сразу бы пошел на конфликт, а тут просто растерялся и промямлил что-то вроде: «Чувак … ээээ… чувак, перестань». Но после этой ситуации ничего подобного со мной не случалось, а представителей ЛГБТ в окружении было немало. Так что к своим 32 годам я абсолютно толерантен.

Кадры из фильма «День мертвых»

Меня «День мертвых» не зацепил, но, по-моему, это первый фильм в вашей карьере, который полностью строится только вокруг вашей актерской игры. И я хотел спросить — вам понравилось это кино?

Что-то понравилось, что-то нет. Мне сложно судить о себе и проектах, где я участвовал. Единственное, могу сказать: во время съемок были моменты, когда я так разыгрывался, что выдавал вещи, которых от себя не ожидал. Это не новая ступенька, просто я понимал, что делаю нечто другое, чего раньше не мог. 

А вам не кажется, что вы несете ответственность за этот фильм? Я имею в виду, что он построен на вашем отыгрыше, и если зрителям он не покажется убедительным, все остальное рухнет. 

Нет, не чувствую ответственности. И объясню почему. Если бы этот сценарий был бы не фильмом, а театральной постановкой, то я как актер нес бы куда больше ответственности, потому что здесь и сейчас находился бы с публикой. А в кино есть огромное количество механизмов, незаметных зрителю и существующих вне зависимости от стараний актера: съемочная группа, решение кадра и сцены, оператор, монтаж. И если ты хорошо играешь — молодец. 

Но хороший актер никогда не вытянет фильм в одиночку, потому что кино — это коллективное творчество.
  

К слову, из-за того, что «День мертвых» — кинодебют Виктора Анатольевича Рыжакова, он очень по-театральному ставил сцены: без крупных планов, одним кадром. И от этого во время съемочного процесса иногда появлялось ощущение, что я не снимаюсь, а нахожусь на сцене.

Давайте вернемся к теме смерти. Что вам запомнилось в ваших поездках с мамой на кладбища?

Мы обычно ездим летом, а Челябинск весь засеян тополями. Тополя просто нейтрализуют смог и радиацию с заводов. Летом они цветут. Поэтому создается ощущение, что Челябинск — очень зеленый и светлый город, хтонь уходит.


Недавно я познакомился с одним очень богатым и успешным мужчиной, который после 50 лет кардинально изменил свою жизнь. И на вопрос «почему?» он мне ответил: «Я просто осознал, что в итоге умру». То есть он с этим знанием живет давно, а тут до него дошел смысл: все закончится, и ничего не будет. Поэтому, Александр, как вы относитесь к тому, что умрете?

Если бы вы меня спросили, что я думаю о смерти, я бы просто ответил: «Думаю, что она все ближе». Но вы рассказали такую историю… Поэтому давайте переиграем! Я тоже расскажу личную историю.

Чем меньше у тебя остается живых близких, тем сильнее ощущаешь приход смерти.

Например, я оторвался от Челябинска, но все равно иногда приезжаю туда на похороны к друзьям детства или к родственникам. И вот я хожу по этим пустым дворам, где рос и где всегда встречал кучу знакомых лиц. И ведь мне всего 32, а в этих дворах уже никого из знакомых не осталось.

Я считаю, что человека во многом определяет его окружение. Вижу, как люди уходят, и тогда задумываюсь, а что будет, когда мне исполнится 50… Такой внутренний вой, который с годами будет лишь усиливаться. И это страшно. Но я не могу сказать, что боюсь. Просто в такие моменты особенно ясно понимаешь, что жизнь — не совсем радостная вещь.
Фото: кадр из сериала «Толя-робот»
Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More