Обзоры, Кино — 4 мая 2020, 20:20

Восточные сказки: главные немецкие сериалы о жизни в гетто

Самые популярные сериалы производства ФРГ своими закрученными сюжетами и азиатскими страстями напоминают сказки из «1000 и 1 ночи», но повествуют о реальных проблемах современной Европы — и не только Европы.

Сумрачный германский гений в последние годы совершил блицкриг в индустрию сериалов. В репертуарном меню Netflix и Amazon все чаще мелькают немецкие фамилии и названия, этот прорыв сопоставим с «немецкой новой волной», всколыхнувшей кинематограф в 60–70-х. Сегодня новое поколение режиссеров, как и радикальные единомышленники Райнера Вернера Фассбиндера полвека назад, хлестко высказывается на самые острые темы  без оглядки на приличия. 

Самый болезненный вопрос современной Европы — кризис мультикультурализма — оказался центральной темой сразу в двух немецких сериалах: скандальном «Берлинские легавые» (Netflix, 2018) и уже культовом «4 квартала» (TNT Serie, 2017 — 2019). В обоих шоу сюжеты крутятся вокруг противоборства господствующей в Берлине ливанской преступной группировки и полиции; в обоих полно ближневосточной экзотики, этнических бандформирований, смачного арабского сленга, кальян-рэпа и откровенного пессимизма по поводу межкультурной интеграции.

В третьей серии первого сезона «Легавых» протагонист — коп турецкого происхождения и гомосексуальной ориентации Эрол Беркин (Фахри Огюн Ярдим) — заявляет, что борется с ливанским кланом Тарик-Амир, потому что на совести того треть всех преступлений, совершаемых в Берлине. Представить такое заявление в немецкой прессе или соцсетях непросто, оно вызвало бы обвинения в расизме, штрафы и увольнения, но сериал о вымышленном районе Kaiserwarte отделался лишь упреками в избытке стереотипов. Нарочитая гротескность, помноженная на невероятную динамику действия, позволяет создателям «Берлинских легавых» заигрывать со многими рискованными темами: даже ультраправые мать и брат главного героя вызывают чуть ли не симпатию, когда выгораживают его после хищения «общака» их банды, а этнические анклавы — наоборот, показаны вертепами хаоса и зла. Справедливости ради стоит отметить, что одинаково критически выставлены и скинхеды-погромщики, и арабы-бандиты.

Кадр из сериала «Берлинские легавые» (Dogs of Berlin)
Кадр из сериала «Берлинские легавые» (Dogs of Berlin)

Так, например, резиденция главы клана Хакима Тарик-Амира (его играет судимый за настоящий грабеж и бандитизм ирано-германский рэпер Sinan-G) располагается в no-go area, куда закрыт доступ полиции и где все решают суровые родоплеменные обычаи и мафиозная иерархия. Разумеется, никакой no-go area в Берлине нет, но они в том или ином виде есть в соседних Бельгии и Франции, если верить репортажам CNN и Fox News 2015 года, вышедшим после расстрела сотрудников Charlie Hebdo. Но тогда телекомпаниям пришлось приносить извинения, а сейчас сценаристам «Берлинских легавых» все сошло с рук. Первый сезон заканчивается грандиозным побоищем между ультраправыми и мусульманами, а также кровопролитным штурмом спецназом запретной зоны. Такого рода катаклизмов в Берлине тоже давненько не было — но чем сильнее создатели сгущают краски, тем легче им увиливать от политкорректной цензуры.

Официальное музыкальное видео к сериалу «4 квартала»

Берлин, показанный в «4 кварталах», меньше похож на Готэм-сити (не в пример «Берлинским легавым») и больше на Берлин: глава ливанского наркокартеля Али «Тони» Хамади (Кида Рамадан) владычествует в реальном, а не выдуманном районе Нойкельн, и жестокость улиц показана здесь с еще более мрачной убедительностью. Тони, как и Хаким, пытается унять своего отмороженного младшего брата (в исполнении палестино-германского рэпера Veysel) и не допустить уличной войны. Но, в отличие от Хакима из «Берлинских легавых», Тони не упивается властью, а тяготится ей. На протяжении всего сериала он, подобно Майклу Корлеоне в «Крестном отце 3», искренне пытается легализоваться и интегрироваться в общество, потому что он отошел от дел и стал спонсировать районную спортивную команду, но все это безуспешно: общество отвергает его, чиновники отказывается даже пожать руку — и все возвращается на круги своя. 

Кадр из сериала «4 квартала» (4 Blocks)
Кадр из сериала «4 квартала» (4 Blocks)
Кадр из сериала «4 квартала» (4 Blocks)
Кадр из сериала «4 квартала» (4 Blocks)

Задолго до появления Netflix визионер либерального футуризма Фрэнсис Фукуяма уже описывал, как из-за  социокультурной пропасти между иммигрантами и коренными европейцами этнорелигиозные общины замыкаются в себе и радикализируются, пытаясь воссоздать архаичные порядки своей родины. Вместо того, чтобы расширить, модернизировать свою национальную идентичность, включив в нее новоприбывших, европейские институты, ответственные за интеграцию, вверяют гетто в безраздельную власть общинных лидеров. Эти лидеры, как правило, авторитарны, они верят в силу, а не в закон, и они в реальности часто очень похожи на Тони Хаммади и Хакима Тарик-Амира.

Вырваться из гетто почти невозможно: община, традиция, религия держат отщепенцев мертвой хваткой, а внешний мир враждебен и непонятен. Об этом и новый немецкий минисериал для Netflix «Неортодоксальная». Гетто на этот раз находится в Бруклине и община — хасидская, а не суннитская, но этим принципиальные расхождения исчерпываются: главная героиня Эсти (Шира Хаас) бежит из такого же патриархального репрессивного замкнутого социума, где личность — ничто перед религиозной догмой, авторитетом старейшин и, если их недостаточно, перед грубой силой. Насильственно выданная замуж, лишенная возможности творческой самореализации, она отправляется в Берлин, а по пятам гонятся ее муж и его кузен со стволом и криминальными связями. Порой необходимо избавиться от свой «уникальной культурной идентичности», чтобы быть просто свободной женщиной, но эта идея кажется кощунственной многочисленным social justice warriors, которые доминируют в современных медиа. 

Кадр из сериала «Неортодоксальная» (Unorthodox)
Кадр из сериала «Неортодоксальная» (Unorthodox)

В сериале «Бит» Марко Кройцпайнтнера шпионский детектив помещен в декорации ночной жизни Берлина. По сюжету международный торговец оружием и человеческими органами покупает долю в берлинском клубе с вымышленным названием (в котором легко угадывается Berghain), а клубный промоутер помогает европейской разведке его нейтрализовать. Здесь тоже пруд пруди этнической мафии — в основном русской и албанской, но самой острой критике подвергается сама иммиграционная политика Европы: в потоке беженцев работает целый конвейер по переработке людей на органы, а каждая серия нашпигована намеками, что его крышуют высокопоставленные политики и бюрократы. Делец Филипп Фоссберг (Александр Фелинг) с мертвенно-безжалостным взглядом и ницшеанской риторикой олицетворяет собой новую, лишенную сентиментов Европу, а наркозависимый и неустроенный клубный деятель с дурацким прозвищем Бит (Яннис Нивёнер) оказывается последним воплощением человечности. Ведь он и его маргинальные друзья бросают вызов хладнокровным массовым убийцам с безупречной деловой репутацией, но это исключение из правил, счастливая аномалия. Трагическая отчужденность людей обретает универсальный масштаб: машина по производству денег перемалывает всех, низводит человека до состояния супового набора по рыночным расценкам, без различия рас и вероисповеданий; абсолютное зло прямо здесь — в дорогом супермаркете, отеле, ночном клубе.

Кадр из сериала «Бит» (Beat)
Кадр из сериала «Бит» (Beat)

Есть некая закономерность, что самые смелые идеи находят отражение в кинокультуре страны с самым репрессивным законодательством в сфере медиа: чего стоит один лишь драконовский закон о соцсетях, принятый Бундестагом в 2018 году. Hate speech любого рода, богохульство и апологетика любых «антиконституционных» организаций в online media караются штрафами до 5 млн евро для физических и 50 млн — для юридических лиц. По словам министра юстиции Хайко Мааса, в немецкий интернет «пришел закон», а по мнению большинства международных организаций, отстаивающих свободу слова — пришла цензура.

К счастью, стриминг-сервисы пока еще не причислены к соцсетям и не подлежат государственной цензуре, а  создателей сериалов в худшем случае обвиняют в злоупотреблении национальными и культурными стереотипами разве что единичные излишне ретивые блогеры — уж они-то имеют гораздо меньше влияния, чем кинематографисты. Режиссер «4 кварталов» Оливер Хиршбигель прославился хитом нулевых «Эксперимент» и номинированным на «Оскар» и крайне полемичным фильмом об агонии Рейха «Бункер» (сцена совещания фюрера с генералами из него давно разошлась на мемы). Создатель «Берлинских легавых» Кристиан Алверт  оттачивал свое мастерство на голливудских триллерах, режиссер «Бита» Марко Кройцпайнтнер тоже заработал репутацию вполне приличными жанровыми картинами, а «Неортодоксальная» Деборы Фельман — это вообще феминистское художественное высказывание, к тому же насквозь автобиографичное.

Их работы труднее подвергнуть партийному разбору, тем более что художественные образы не поддаются столь однозначной интерпретации, как статьи и посты в соцсетях. Возможно, новое немецкое ТВ в их исполнении — последняя гарантия, что ФРГ не превратится в ГДР.


Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More