Интервью, Интервью — 3 ноября 2021, 19:55

Интервью с Ярославом Найденовым — капитаном команды Team Spirit, победившей на чемпионате мира по Dota 2

В этом году в самом престижном международном киберспортивном турнире Dota 2 The International впервые чемпионом стала команда из России — Team Spirit. Чемпионы юбилейного турнира уже провели пресс-конференцию, сходили на шоу «Вечерний Ургант». А теперь капитан Team Spirit — Ярослав Miposhka Найденов — дал нам интервью. Поговорили об атмосфере на чемпионате, отношении близких к киберспорту, непростом пути к победе и о реакции на хейтеров.

Как пришло понимание, что вы выиграли? Что подумали и почувствовали?

Потребовалось достаточно много времени для понимания масштаба того, что мы все-таки сделали. По сути, это то, ради чего и я, и вся команда начинали профессионально играть в Dota 2. Это был очень большой и сложный турнир. Одновременно получили облегчение от того, что все подошло к концу. Только со временем пришло осознание, что, черт, мы победили в самом крупном турнире в мире! 

И каково это  держать в руках Aegis (трофей, которым награждаются победители турнира)?

Ну, описать ощущения словами сложно. Представьте, что вы всю жизнь мечтали получить престижную награду. И вот вы держите ее в руках.


Когда собирались на чемпионат, насколько были уверены в себе? Только допускали мысль о победе или видели себя чемпионами?

За несколько недель до поездки в Бухарест мы собрались на буткемпе (сбор всей команды для прохождения интенсивных тренировок. — Прим. SRSLY). Много и активно тренировались, максимально сконцентрировались на игре. Мы знали, что это будет тяжелый турнир, но были уверены в своих силах и скиллах. 

Когда и как начал играть в Dota 2? Как попал в команду? 

Я начал, как и многие игроки, с компьютерного клуба. Друзья позвали, сказали, что есть кастомка в Warcraft III. Игра понравилась, начал потихоньку ее изучать. В Team Spirit меня пригласил Дима Korb3n Белов. В состав уже входили Магомед Collapse Халилов, Александр TORONTOTOKYO Хертек, Илья Yatoro Мулярчук. Каждый проигрыш был препятствием на пути к достижению цели. Но мы делали выводы, анализировали и двигались дальше.

Ярослав Miposhka Найденов с сокомандниками на The International 10/Фото: Valve

А что мотивировало идти вперед?

Сложно сказать, что именно меня мотивировало. Я просто всегда стараюсь выкладываться на максимум в любом деле. 

Как к киберспорту относятся родители, друзья? Какой была их реакция на победу? Поддерживали ли они до и во время матча?

Поначалу родители, естественно, относились к хобби скептически. Но, когда пошли первые результаты и вознаграждение, поняли, что это уже серьезно, а не просто игры на компьютере. Сейчас семья активно меня поддерживает, родители смотрят матчи, хоть и ничего не понимают. Папа пытается разобраться и даже что-то подсказывает по героям, правда, это не всегда выходит удачно.

Как долго готовились к чемпионату? 

Можно сказать, что к чемпионату готовились всю жизнь. Ну а если серьезно, то это был наш классический буткемп. Правда, условия были тяжелее в эмоциональном плане, так как мы понимали всю важность предстоящего турнира.

Самым тяжелым было просыпаться в семь утра.

Есть теория, что игроки выбирают для себя ту роль в игре, которая соответствует им в жизни. Например, Саппорты всегда поддержат, Кэрри — лидеры… Что вы думаете по этому поводу? 

Не думаю, что эта теория близка к истине. Набирая опыт, со временем понимаешь, какая позиция больше нравится, с каким героем эффективнее отработаешь в матче. Характеры у всех разные. Главное, чтобы в команде была химия и все работали на общее дело. 

Какая атмосфера на самом чемпионате? Есть ли давление, шейминг или все на позитивной волне? Что больше всего запомнилось (ну, помимо победы, конечно же)?

Атмосфера была рабочая. Каждый день обсуждали, как улучшить нашу игровую форму, как эффективнее подготовиться к матчу с соперниками и все такое. Считаю, что с неким давлением и шеймингом сталкивается каждый игрок. Главное — то, как с этим справляешься. Если это мешает в игре, нужно уметь абстрагироваться. 

Запомнился момент, когда я стоял на улице, кажется, с Димой Korb3n Беловым и Мирославом Mira Колпаковым после победы над Team Secret. К нам подошли несколько игроков, пожелали удачи. Был там Клемент Puppey Иванов, который сказал мне: "Play your Bane, dude" («Играй за Бэйна, чувак»). Между прочим, он банил этого героя на трех картах из трех.

Ярослав Miposhka Найденов с сокомандниками на The International 10. Фото: Valve

Что было самым тяжелым? Имею в виду весь цикл: подготовка, чемпионат, первые дни после победы.

Самым тяжелым было просыпаться в семь утра.

Илья Yatoro Мулярчук поблагодарил всех, кто писал в интернете «СНГ  худший регион» (для Dota 2), так как их слова мотивировали играть лучше назло хейтерам. Почему у некоторых фанатов игры такое отношение к СНГ?

Хейт — это нормально. Мы все пользуемся интернетом. Уже привыкли к таким высказываниям и поведению других людей. Ну а в условиях, когда тебя гонят вперед не только фанаты, но и желание доказать, что хейтеры были не правы, играть становится проще и интереснее. 

Илья Yatoro Мулярчук принес волосы в жертву «богу Dota». Как выглядит бог Dota и зачем ему розовые волосы? Какое божество помогло затащить финал?

Мы выложились на все 100%. Именно поэтому победили в финале. Каждый участник команды идеально выполнял свою роль. Да, Илюха решил побриться. Кто знает, может быть, это нам как-то и помогло. Напомню ему побриться во время следующего большого турнира.


Что важнее для успеха команды: опытный тренер, грамотный менеджер или командный дух? Расставьте в порядке уменьшения значимости.

Мне кажется, это невозможно. Все важно! Я считаю, что нам помог выиграть именно «кулак», состоящий из менеджмента, опыта Айрата Silent Газиева (нашего тренера) и каждого члена команды. Если из этого уравнения убрать что-то одно, не думаю, что результат будет такой же. 

Team Spirit пришла на The International как «молодые и голодные». Теперь вы получили в качестве призовых больше денег, чем некоторые люди зарабатывают за всю жизнь. Ты уже однажды предположил, что после этой победы кто-то закончит карьеру. Как считаешь, есть ли у вашей команды совместное будущее?

Мы все такие же молодые и не менее голодные. Удержаться на вершине всегда сложнее, чем забраться на нее. Стать двукратными, а то и трехкратными победителями TI — наша цель, от которой не думаем отказываться. Мы вместе и собираемся побеждать на будущих турнирах.


Александр TORONTOTOKYO Хертек сравнивает Dota 2 с математикой и утверждает, что это игра про логику и расчет. Остальные согласны с такой трактовкой? Чего в Dota больше: расчета или ситуативной импровизации, чувства игры? Если Dota — это математика и способствует развитию аналитического мышления, будет ли польза от уроков Dota в школах?

Все же лучше в школах учиться по стандартной программе. Для всех нас Dota 2 сначала была хобби. Только когда я стал уверен, что смогу обеспечивать себя, играя в Dota, решил уделять меньше внимания учебе. 

Играть при живых зрителях сложнее, чем онлайн?

Играть при живой аудитории всегда интереснее. Жаль, что в последний момент было принято решение проводить турнир без такой сильной поддержки. Теперь очень хочется повторить наш результат уже на полном стадионе скандирующих и заряженных эмоциями зрителей. 

У Ильи Yatoro Мулярчука самый широкий пул персонажей, которых он выбирал для игры на турнире, причем некоторые выборы были как минимум неортодоксальными (Naga Siren). Чем он руководствовался? Вы обкатывали на тренировках все эти комбинации?

Илья действительно может играть за большинство героев. На драфте мы отталкивались от выбора героев соперников и оптимальной тактики, определяемой в соответствии с их игровым составом. Айрат, я и Илья советовались и принимали решение. Но Илья также мог назвать героя, который, на его взгляд, подходил для матча. Даже несмотря на то, что во мнении не всегда сходились, у Ильи был приоритетный голос.


За что вы любите гейминг и киберспорт? Что они вам дали и забрали ли что-нибудь?

Естественно, всем пришлось пожертвовать свободным временем и увлечениями. Но, говоря за себя, рад, что уделил столько часов игре, ведь это обернулось тем, что мы стали победителями TI. 

Как думаете отдыхать после чемпионата?

У нас есть примерно месяц на отдых. Я занимаюсь тем, на что раньше не было времени, и наслаждаюсь беззаботными днями. Потом снова в бой. Скоро новый сезон. Соберемся на буткемп и начнем подготовку. Будем максимально отрабатывать на тренировках и на каждом турнире. 

Какие планы на будущее? Какую мечту планируете исполнить первой?

Пока планов не строил. Касаемо мечты: мне нравится философия, в которой мечта — это нечто недостижимое, то, что будет всегда мотивировать и придавать сил. Кроме того, мечта уникальна, и у каждого человека она своя, личная. Все остальное — это цели.

Впереди вас ждет еще куча интервью, рекламных предложений и всеобщее внимание. Как думаешь, каким образом на вас повлияют слава и популярность?

Что касается меня, скажу, что в негативном плане это никак не отразится. Надеюсь, ребята тоже поймут — зазнаваться лишний раз не стоит. Приятно, что стали предметом внимания людей, которые раньше были далеки от киберспорта. Теперь они знают о нас, об игре. Будем стараться и дальше радовать своими победами. Болейте за нас, за всю команду Team Spirit!

Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»