«Долина чудес» — твой режиссерский дебют. Расскажи, как он состоялся?
Я всегда хотел создавать фильмы ужасов, люблю такой жанр — кажется, даже говорил об этом во время поездки в Россию на Amfest в 2018-м. В том же году написал сценарий «Долины чудес», а в конце 2019-го — начале 2020-го нам удалось ее снять.
В некотором роде твой фильм — ода классическим ужастикам категории B. Какие источники вдохновения были ключевыми?
Я люблю 1970-е за «Изгоняющего дьявола», «Хэллоуин», да и другие фильмы Джона Карпентера, в которых ты понятия не имеешь, чего ожидать.
Наверное, все инди-режиссеры любят Карпентера?
Я проникся «Хэллоуином» уже с самого начала, потому что жил по соседству с местами, где его снимали. Мне ужасно нравится наблюдать за незнакомыми людьми в момент, когда начинает твориться безумие.
Кстати, а что скажешь про новый «Хэллоуин»?
Я предпочитаю оригинальный: он настолько самостоятельный и интригующий, что после просмотра возникает желание пересматривать его снова и снова. Пожалуй, для меня самый первый «Хэллоуин» — лучший.
А что думаешь про сиквелы «Хэллоуина»? Некоторые из них, на мой взгляд, совершенно ужасны.
Я понимаю и разделяю желание кинематографистов взять любимый фильм и попробовать сделать их собственную версию. «Хэллоуин» не зря стал классикой: его хотелось смотреть и пересматривать, показывать друзьям и знакомым, родителям, родственникам, детям (когда подрастут). Само собой, повторить эту магию сложно. Поэтому я уверен: вместо того, чтобы делать сиквелы, надо снимать что-то абсолютно новое, создавать свою магию, выстраивать коммуникации с людьми. С другой стороны, если у вас есть история, которая сочетается с любимым сюжетом, почему бы не попробовать сделать собственную версию, вдохнуть новую жизнь в привычные события.
В «Долине чудес» хватает жуткого, но в то же время фильм достаточно смешной. На твой взгляд, это все-таки веселое или страшное кино?
Знаешь, в этом ведь и есть суть хоррора. Круто, когда ты находишься в зале кинотеатра и переживаешь одну и ту же эмоцию вместе с другими зрителями. Особенно, если страшно, но в то же время какой-то части тебя хочется просто рассмеяться. Это такой способ справиться со страхом. При просмотре «Долины чудес» с тестовой группой было немало моментов, когда люди смеялись там, где ощущалась какая-то неловкость. Вот оно, волшебство кино. Но «Долину» мы делали на полном серьезе, хотя персонажи получились немного смешными.
«Комната» ведь тоже должна быть серьезным фильмом, но оказалась смешным...
Да, там должна была быть драма! Ожидалось, что зрители будут плакать, расстраиваться. Но реакция получилась противоположной: думаю, люди были в шоке от того, что им смешно, а не грустно.
И если тогда все было сделано на любительском уровне, то сейчас, когда я решил нырнуть в хоррор, у меня, к счастью, появилась отличная команда. Мы хотели сделать круто, оторваться по полной. Некоторые сцены «Долины» зрители находят забавными: последнее, что я хочу слышать во время просмотра моего фильма, — это тишину. Мне нужна ответная реакция, и я ее получаю.
«Долина чудес» местами слегка трешовая. В данном случае это скорее комплимент: фильм достаточно забавный, несмотря на свой жанр. Не кажется ли тебе, что сейчас есть тренд на переосмысление «низкого» и «высокого» в киноискусстве?
Сейчас на ТВ очень много разных шоу — легких для восприятия, ярких, но, увы, они почти не влияют на нас эмоционально. «Долина чудес» же, на мой взгляд, решает эту проблему: она вызывает у зрителя эмоции во время просмотра. Я пытался найти некое ощущение и передать его зрителям.
Одна из фишек картины — место действия, мы нашли очень красивую локацию. Ну и, кроме того, фильм стилизован под ленты 1970-х — это сделано сознательно.
Я уже видел фильм, но хочу спросить тебя: о чем это кино, по твоему мнению?
Ты планируешь снимать кино дальше или это была разовая акция?
Уже работаю над фильмом про НЛО и похищение инопланетянами. Думаю, снимем его в следующем году. Меня всегда интересовали НЛО, в частности Розуэлльский инцидент (предполагаемое крушение НЛО около американского города Розуэлл в июле 1947 года. — Прим. SRSLY) — я даже путешествовал по этим местам. Вообще, мечтаю сделать оммаж фильмам об НЛО 80-х и 90-х годов. Это мой следующий шаг.
Что происходит сейчас с твоей карьерой? Кажется, после определенной стагнации у тебя наметился экспоненциальный рост.
Я написал книгу «Горе-творец», которая получила целый ряд наград и стала хитом. Благодаря этому у «Комнаты» началась новая волна популярности, а я понял, чем именно хочу заниматься — рассказывать истории и снимать фильмы. Потом мы вновь объединились с Томми Вайсо и сделали «Т(о) варищи на века» — наш новый фильм, который также был показан на Amfest, а Lionsgate выпустили его во всем мире. После этого я твердо решил снять свой первый фильм — так получилась «Долина чудес». Я планирую и дальше создавать кино на этом материале, поэтому продолжаю собирать истории об интересных людях и событиях.
Нет большей награды, чем закончить фильм и показать его людям, услышать, как они смеются и обсуждают увиденное. Ведь многие говорят о своих планах, но так их и не реализовывают, не получают «заветный билет».
Мне кажется, тебе нужно приехать в Россию и снять фильм у нас. Тут полно мест для самых жутких хорроров!
(Смеется.) С удовольствием! Я был в Санкт-Петербурге, и он очень вдохновил меня, напомнил Париж и Копенгаген одновременно. Москва — тоже прекрасный город. Я уже успел сделать столько фоток на Красной площади, что на моем телефоне почти закончилась память.
Как дела с Томми Вайсо, кстати? Вы с ним продолжаете общаться?
Конечно. Я больше скажу: он сыграет в моем новом фильме. Будет инопланетянином.
Звучит волшебно! И последний вопрос: как насчет сиквела «Комнаты»? Может, оживить персонажа Вайсо каким-нибудь образом?
Конечно! Я все время об этом говорю! Вернулся к жизни или вообще не умирал. Или был в коме и проснулся, а теперь не помнит, кто он. Главное, правильные декорации, серьезная драма (а не что-то смешное) — и получится то, что нужно. Думаю, даже ты мог бы это снять! Но нужно сделать все правильно, чтобы не разрушить магию (как это было с «Хэллоуином»)!
Мне кажется, это был бы настоящий хит. «Сиквел к худшему фильму в истории стал лучшим в мировом прокате» — звучит же?
Продано! Надо сделать. Звучит фантастически.