M’Dee — главный поставщик качественного танцевального фанка и соула. Еще недавно певец из Казахстана занимал скромную локальную нишу, теперь он один из самых перспективных артистов лейбла Musica36 и частый хедлайнер топовых московских фестивалей. За плечами у Мади Токтарова уже три альбома и синглы, которые попадают только в топы чартов. Мы пообщались с артистом и узнали, как на его творчество повлияли Канье Уэст и группа A’Studio, почему он все никак не может выпустить свой EP, и попытались разобраться, для какой аудитории M'Dee пишет свои треки.
Мади, ты же сейчас пишешь EP?
Все так. Идея сделать EP пришла мне еще на майских праздниках: придумал концепцию и звучание, сел со своим другом его писать и был уверен, что в августе релиз будет на всех площадках. А на дворе уже октябрь, и я все еще его делаю… (Улыбается.)
Почему? Возникли какие-то сложности с работой над альбомом?
Я просто сильно замахнулся и заморочился со звучанием. Не как Канье, конечно. Хотел записать все с одного раза, зайти в будку, как делали «Битлз»: на барабанах, на гитарах, без каких-то синтов. Но чтобы это сделать один раз хорошо, нужно много репетировать.
И когда ты теперь его выпустишь?
Планирую релиз на октябрь.
Как думаешь, сейчас более востребованы форматы лонг-синглов и EP, а не альбомов?
Мне кажется, я вообще ничего не понимаю в музыкальном бизнесе. (Улыбается.) Вроде бы альбом все еще ценится больше — по крайней мере, как инфоповод. Но сейчас время быстрой музыки и быстрых слушателей. Моя любимая артистка — Билли Айлиш: первый ее альбом я с удовольствием послушал целиком! А второй, который недавно вышел, признаюсь, не могу дослушать до сих пор.
А что думаешь по поводу Donda Канье Уэста?
Да я как увидел, что альбом длится 1 час 49 минут, мне стало страшно.
То есть ты его еще не слушал?
Нет, не успел пока. Но я обожал Канье Уэста еще до того, как обожать его стало модным. Помню, когда был мелким, увидел по телеку медведя, который читает рэп (образ Канье из альбома Graduation. — Прим. SRSLY). Я подумал: «Вау! Как это классно».
Получается, Graduation — твой любимый альбом Канье?
Мой любимый альбом — это Yeezus. Когда он вышел, мне было тринадцать. Меня поразило, как Канье умеет играть с формами «на грани». Там почти не используются биты и классические элементы рэпа, но есть крутые сэмплы. Настоящая революция. Я сидел ВКонтакте в фан-группе Канье Уэста, и никто там особо не оценил альбом. А я проникся каждой песней.
Еще мне нравилось, что он делал вокруг этого альбома (именно тогда возомнил себя Богом).
А ты используешь сэмплы в своих треках?
Да, у меня есть специальная папка в ноутбуке, куда я собираю песни, которые можно разобрать на сэмплы. Мне нравится, как с их помощью можно добавлять текстуру, и звук ложится по-новому. Знаете, сэмплы — это как секонд-хенд: использование звуков, у которых есть своя история.
Можешь поделиться парой треков из этой папки?
Там есть старые казахские песни, которые я в детстве слышал по телеку. Вторая категория — японские песни 80-х. Тогда был популярен жанр сити-поп — смесь фанка и соула на японский лад. Там целая кладезь классных сэмплов.
В своих альбомах ты делаешь отсылки к раннему творчеству группы A’Studio. Назови три своих самых любимых трека.
Это как спросить, какого ребенка мать любит больше. (Смеется.) Я люблю почти все их песни. Но самые любимые из состава с Батырханом Шукеновым — «Стань моей молитвой», с Полиной Гриффитс — «Любовь-река» и с Кети Топурией — «Улетаю».
У тебя в семье кто-то еще занимался музыкой?
Нет. Но мама говорит, что дядя был музыкантом (я не застал его при жизни). У него даже была своя группа. Мне кажется, у меня с ним есть связь.
Если сравнивать твою популярность в России и в Казахстане, как думаешь, где тебя любят больше?
Мне сложно это оценивать, в Казахстане меня многие знают. Но к тому моменту, когда я переезжал в Москву, понял: локальной популярности мне мало.
А как думаешь, кто твоя аудитория?
Сам до сих пор не понимаю, кто моя аудитория. Но я на пороге того, чтобы это понять. Вообще, что касается аудитории, то смешение очень жесткое: в инстаграме пишут 14-летние девчонки, а на концерты приходят их мамы.
Расскажи, как сейчас устроена работа на лейбле? Что изменилось с тех пор, как ты стал частью Musica36?
Наш лейбл довольно гуманный к творческим процессам. От нас не требуют жестких сроков сдачи, первостепенно здесь — создание качественного продукта. Если нужно будет время, мне его дадут. С момента прихода на лейбл я начал делегировать дела. Раньше SMM я занимался сам, включая группы ВКонтакте. Голова от этого кипела, я быстро перегорал.
Теперь появилась возможность сосредоточиться на музыке?
Создались комфортные условия для творчества. А для всего остального есть офис, который решает организационные вопросы.
Какие у тебя отношения с другими артистами лейбла?
Со всеми приятельские. Кстати, в лейбле нет строгого правила, что мы должны поддерживать релизы друг друга. Но мы это всегда делаем сами, ходим друг к другу на концерты. Это суперкруто и довольно редко где встретишь.
А кого из казахстанских артистов ты бы посоветовал послушать?
Мне нравится фрешмен Armich. Он раньше был солистом локальной группы Molto Loud, от которой я фанател. И Zoloto еще, конечно, из группы Cardio Beat.
А как ты относишься к Иманбеку?Крутой пацан. Есть люди, которые считают, что ему просто повезло с Grammy. Я же считаю, что это результат усердной работы, когда он бил в точку и пробил стену.
У тебя есть какие-то увлечения помимо музыки?
Я занимаюсь боксом и хотел бы когда-нибудь выйти на профессиональный ринг. Еще я собираю луты по сериалу «Легенда об Аанге». Ну и залипаю на дорогие очки и часы. Надеюсь, лет через десять на GQ смогу показать свою коллекцию. (Смеется.)