Вечером должна была состояться финальная красная дорожка, но ее отменили из-за ливня. Я тоже промок до нитки и перед церемонией закрытия согревался кофе с коньяком. А на само закрытие меня не пустили — не подошел дресс-код. Ну ничего! Прокомментировать итоги 32-го «Кинотавра» мне это не помешает.
Помните, что в первый день фестиваля Чулпан Хаматова пообещала «жюрить максимально субъективно»? Слово сдержала. Специальный приз «за вдохновение и нежность безумия» получила «Герда». Заслуженно. Лучшая музыка у нас в «Медее» — очевидно, компромисс. Не отметить проект режиссера Зельдовича не позволила совесть, но фильм в карьере автора явно не лучший. Поэтому получите, распишитесь.
Лучшая операторская работа — «Молоко птицы». Странное решение. Думал, что технические награды отойдут «Медее». Израиль там похож на планету Арракис из «Дюны», а один из персонажей — старый и толстый извращенец — вылитый Джабба Хатт. За такое и приза не жалко. Но, видимо, пейзажи Приднестровья жюри понравились больше. Приз за лучший дебют получила «Общага». Заслуженно. А за лучший сценарий — «Капитан Волконогов бежал». Окей.
Лучший актер — Павел Деревянко. Почему? Непонятно. Получается, Борисов просто так в пяти фильмах (три из которых хорошие) снялся? На ум приходит скандал, когда на премии «Муз-ТВ» «Исполнителем года» стал Артур Пирожков. Даже если убрать из этого абзаца Юру, Деревянко довольно пошло (с перегибом в шутовство) изобразил опереточного злодея. Впрочем, куда больше вопросов вызывает выбор Ольги Бодровой в качестве лучшей актрисы. Субъективно, ее актерская игра была слабой. Особенно на фоне Анны Михалковой, Тинатин Далакишвили, Ирины Старшенбаум и Анастасии Красовской. Да и «Море волнуется раз» — довольно среднее кино. Но фамилия Хомерики еще не звучала. Неужели победит?
Приз за лучшую режиссуру отходит Владимиру Мункуеву — автору «Нууччи». Создалось впечатление, что на победу повлияла тенденция к дайверсити. Главный приз получила картина «Море волнуется раз» Николая Хомерики. Я не видел этот фильм на премьере, но наверстал, посмотрев по ссылке. Честно, ничего про него писать мне не хотелось. Но теперь надо.
Сперва стоит упомянуть о том, кто такой Николай Хомерики. В нулевых — автор, студенческий фильм которого получил награду в Каннах. Затем режиссер сделал несколько артхаусных хитов: «Девять семь семь», «Сердца бумеранг». Но за последнее время режиссер скатился в сомнительный мейнстрим, экранизируя то Минаева (провальная драма «Селфи» с Хабенским), то жизнь лыжницы Елены Вяльбе («Белый снег»). И «Море волнуется раз» лишь продолжает список авторских неудач. По сути, это бюджетная «мама!» Аронофски. Молодые влюбленные сбегают жить в лес, где встречают пожилую супружескую пару. Очень быстро становится понятно, что все происходящее — метафора про необратимость времени, а взрослые персонажи — те же люди, только из будущего.
Графомания, претенциозность, аморфная и довольно бессмысленная рефлексия «о вечном», которая не содержит в себе ни универсального посыла (как у Терренса Малика в фильме «Древо жизни»), ни культурных аллегорий (вышеупомянутая «мама!»). При этом, в отличие от прошлогоднего «Пугала» или более раннего «Быка», «Море волнуется раз» — абсолютно не зрительское кино, способное навредить имиджу российского авторского, вернув жанр (в глазах массовой публики) в формат бессвязных рыданий. Думаю, причина, по которой фильм победил, — желание уважить лично Хомерики. Это, конечно, похвально. Но на главный приз были куда более достойные претенденты.
После церемонии показывали драму Киры Коваленко «Разжимая кулаки». Я фильм не видел, но ходят слухи, что это новая «Теснота», которая в свое время подняла на небосвод звезду Кантемира Балагова. Да и победа в программе Каннского фестиваля «Особый взгляд» говорит о том, что с карьерой у Коваленко все будет хорошо.
Завершился «Кинотавр» вечеринкой на пляже, которую совместно с фестивалем организовал онлайн-кинотеатр Okko. Как и обещал Артем Саргсян, было хорошо. Шампанское лилось, тарталетки массово поедались. Затем на сцену вышел Леонид Агутин и целый час выступал в формате greatest hits. Выглядит Леонид Николаевич прекрасно, толпу зажигает на раз. Поэтому, несмотря на странное решение жюри, я уехал собирать вещи, пританцовывая, в замечательном настроении.
Вот, собственно, и все. Спасибо, что читали мои дневники. Вкусно питайтесь, не болейте, смотрите хорошее кино, и пусть сердце ваше будет полно любви к себе и к миру.