Обзоры, Кино — 18 сентября 2021, 11:25

Дом из песка и тумана. Рецензия на фильм «Дюна»

В прокате — «Дюна» Дени Вильнева. Долгожданная экранизация одноименного романа Фрэнка Герберта. Будущий кассовый чемпион (как минимум в России). Предмет споров и обсуждений. Потенциальный (да что уж, неминуемый) задел на новую долгоиграющую франшизу. О том, какой получилась новая «Дюна», рассказывает Антон Фомочкин.

Пол (Тимоти Шаламе) — единственный сын герцога Лето (Оскар Айзек), главы Дома Атрейдесов. Юноша тренирует командный голос, учится быть сильным (телом и духом), тяготится своим дворянским титулом и видит странные сны. Пустыня. Девушка с синими глазами (Зендая). Окровавленные руки. Бездыханные тела. Состояние подвешенное — может, это болезнь? Никаких ответов, только многозначительные взгляды окружающих и осторожные догадки о том, что Пола ждут великие (и ужасные) дела. 

Тоскливый ход будней прерывает приказ императора. Атрейдесы обязаны принять во владение планету Арракис и наладить регулярные экспортные поставки единственного значимого локального сырья — специй (spice). Вещество повышает настроение, улучшает аппетит, стимулирует работу мозга, продлевает жизнь и помогает межзвездной навигации. Но планета проблемная: нехватка воды, песчаные бури и неисправное оборудование, а за периметром города, в дюнах, водятся огромные прожорливые подземные черви. Освоение Арракиса сродни черной метке: экс-монополисты этой планеты — Дом Харконненов — готовят нападение на Лето и его семью. «Скоро все случится, сбудется, что снится». И душа не на месте, и почва уходит из под ног. 


Как не увериться в том, что ты избран, если ежедневно слышишь речи про пророчество? Видения врать не будут. Когда знаешь все наперед, можно моделировать реальность и казаться самому себе неуязвимым. С веществом Пол перебирает: галлюцинации ярче, почти осязаемы, но бросает в холодный пот и хочется нагрубить матери. Верит в свое предназначение и режиссер Вильнев: единожды покорив жанр научной фантастики, он исполняет свои подростковые мечты, надеясь стать для новых поколений кинематографистов таким же кумиром, каким для него были Джордж Лукас и Ридли Скотт. Играть на повышение, брать новые высоты. Вильнев уже освоил вселенную «Бегущего по лезвию», «Дюну», не ровен час придет черед и «Звездных войн». 

Одна беда: уже состоявшиеся футуристические миры ему чужды. Сколько ни старайся, все твои идеи рядом с гением чужой архитектурной мысли будут казаться дешевым новостроем. Мотив предопределенности, бремени принятия всех тягот собственного будущего, уже был выдающимся образом разыгран в вильневском же «Прибытии». Память предков, Past, Present и Future использовались как языковая система, действующее оружие, единственная доступная метаморфоза которого — смена предлогов и окончаний. И это не говорит о преемственности прозы Теда Чана (автор рассказа, по которому было поставлено «Прибытие». — Прим. SRSLY) и Фрэнка Герберта — проблематика в обоих случаях была шире. 

Кадры из фильма «Дюна»

Режиссер упрощает историю Дома Атрейдесов, избавляясь от ненужных (по своему разумению) подтекстов. Перверсивность. Культурология. Колониализм. Есть только Пол, его сны, напоминающие глянцевые рекламные ролики дорого парфюма, и пустыня, утешающая, страшащая, укрывающая. Вильнев словно не может/не хочет уйти из переговорной залы космических кораблей-ракушек гептоподов (из того же «Прибытия»). С 2016 года в нем отзывается их геометрия, простор, аскетичность помещений. Наваждение, не иначе. Такой была резиденция Ниандера Уоллеса (Джаред Лето) в «Бегущем по лезвию 2049», таковы дворцы Арракиса. Вычищая пространство, избавляясь от лишних деталей, режиссер предательски фокусируется не на том. Чучело кабаньей головы, одиноко венчающее обеденный зал. Жучки и мышки, то и дело пробегающие по дюнам или мраморным плитам. 

Показная медитативность, определяющая ритм фильма, Вильневу важнее прочих сюжетных нюансов. Взаимоотношения герцога Лето и его наложницы (Ребекка Фергюсон) пунктирны. Некоторые персонажи появляются, чтобы обмолвиться парой фраз, со скорбным видом посмотреть в глаза Полу и храбро умереть. Некоторые — вероломного предательства ради. Образ Владимира Харконнена (Стеллан Скарсгард) — убийцы, извращенца, рабовладельца и просто тоталитарного вождя — сводится к вариации очеловеченного Джаббы Хата. Но если новая «Дюна» и напоминает «Звездные войны» (те, в свою очередь, тоже были вдохновлены прозой Герберта, такая вот рекурсия), то не эпохи Лукаса, а Абрамса. Патетично. Медлительно. Громко. 

Кадры из фильма «Дюна»

Но spice не сбивает спесь. Герои «Дюны» вдохновенно произносят высокие речи. Про голос извне и силу пустыни (неоднократно). Про то, что страх убивает разум (а на деле, конечно, съедает душу), а мы лишь — специи, просеянные через сито. Кому-то, впрочем, достаются более эмоциональные возгласы: «Мой Арракис!» «Моя дюна!» Вторит этим крикам и Дени Вильнев. Он с упоением адаптирует лишь малую часть романа Герберта. Но видимые въедливость и дотошность — мираж, автор все равно умудряется заблудиться в пустыне. Ведь всегда есть что-то большее. Метафизика. Труднообъяснимая вера в экранную условность. То, что до определенного момента делало его фильмы чем-то большим, чем просто внятно рассказанная история. В «Дюне» артист Шаламе глубокомысленно пропускает песок сквозь пальцы. И больше ничего. 


Фото: кадры из фильма «Дюна»
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова