Обзоры, Кино — 13 сентября 2021, 20:34

Венеция, финальные дни: «Америка Латина», «Мама, я дома», «Дела человеческие» и «Рассинхрон»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
Стыдная итальянская драма про дантиста-маньяка, любопытное русское кино с Юрой Борисовым и Ксенией Раппопорт, убедительный французский судебный фильм с Шарлоттой Генсбур и испанская метафизика про звукорежиссерку, у которой внезапно начались проблемы со слухом.

«Америка Латина» (America Latina)

Массимо Систи (Элио Джермано) — уважаемый дантист, любимый отец и муж. Как в любой более или менее известной истории про маньяка-семьянина, за внешней идиллией скрывается внутренняя буря. В своем подвале Массимо обнаруживает привязанную к сваям девочку с кляпом во рту. Возникает резонный вопрос: «А кто это сделал?» Ответ кажется несколько предсказуемым.


Возможно, это самая скучная перекличка со всеми вашими любимыми режиссерами-первертами от Йоргоса Лантимоса до Ларса фон Триера. И уж точно самое беззубое кино про маньяка-дантиста, которое себе только можно вообразить. Талантливый артист, открытый к ярким перевоплощениям (чего стоит только его перформанс в «Я хотел спрятаться») тонет среди скучных кадров-иллюстраций психологических недугов и унылых немотивированных движений камеры. В общем, одни из самых ожидаемых авторов смотра сделали неожиданно плохое кино.

[STAT_ART_1]


«Мама, я дома» 

Тоне (Ксения Раппопорт), водительнице рейсового автобуса в Нальчике, сообщают, что ее сын погиб в составе частной военной компании на территории Сирии. Но Тоня — женщина серьезная — решает разобраться своими силами. Спустя время на пороге появляется молодой и крепкий парень (Юра Борисов) и говорит: «Мама, я дома».



Вторая режиссерская работа Владимира Битокова достойна многих хлестких эпитетов, которыми хочется ее немного расстрелять. «Левиафан в миниатюре», «Завораживающе отважная работа Ксении Раппопорт», «Русский “Счастливый Лазарь”, в котором соцреализм встречает неореализм» — лишь некоторые из них.

Это кино, в котором звучит живая речь. Кино, в котором автор не стесняется быть автором. И самое важное: не стесняется не понравиться или быть непонятым. Возможно, в фильме маловато острых углов, но неотвеченные вопросы в мире Битокова будто отражают авторский замысел: все происходит не зачем-то, а в никуда и из ниоткуда. Если не это точнейшая метафора российской жизни, то чего же вам еще нужно?

[STAT_ART_4]


«Дела человеческие» (Les choses humaines)

Александр Фарель (Бен Атталь) — сын известной писательницы-феминистки Клэр (Шарлотта Генсбур) и ученого Жана (Пьер Ардити) — приезжает к родителям в Париж перед тем, как приступить к учебе в США. Родители, правда, давно развелись. Отец увлекся молодой сотрудницей (Камилль Раза), а мать встречается с новым бойфрендом (Матье Кассовиц), с которым хочет познакомить сына. Бойфренд приводит на ужин и свою дочь от первого брака, Милу (Сюзанна Жуане). Молодые люди продолжают вечер вместе, а утром Мила пишет на Александра заявление об изнасиловании в полицию.


Иван Атталь, в народе известный как муж Шарлотты Генсбур, снял очень увлекательный процедурал. И даже если у вас аллергия на фильмы про судебные процессы, от «Человеческого», скорее всего, будет сложно оторваться. Два часа хорошо прописанные герои (вот что такое хорошая драматургия) безостановочно сыплют репликами, а сомнительная история практически до самого конца остается недорасказанной ровно настолько, чтобы с каждым шагом судебного заседания мы продвигались в нарративе трагедии. Но была ли трагедия? Атталь до самого финала держит в напряжении, но в итоге слегка оступается. Все это время у него был однозначный ответ, но режиссер держал его при себе, позволяя выговориться всем желающим. Возможно, стоило закончить фильм красивым и многозначительным кадром с закрывающейся дверью, за которой остается подозреваемый и жертва. Но Атталь, словно на допросе, не выдерживает им самим заданного напряжения и все проговаривает. Жаль. А в целом — сильно.

[STAT_ART_3]


«Рассинхрон» (Tres)

Звукорежиссерка Си (Марта Ниэто) день изо дня занимается тем, что сводит звук с картинкой в художественных фильмах. Однажды заказчики возвращают ей фильм и говорят, что там рассинхрон. Си не понимает, как такое возможно, но позже замечает: звук в окружающих ее событиях запаздывает. Сначала она не слышит подъезжающую машину, затем звук начинает отставать еще больше, и Си удается застать разговор людей в ресторане, покинувших свой столик несколько минут назад. Недуг крепчает, работать невозможно.



Режиссер Хуанхо Хименес множество раз выжимает интересную и метафизическую идею во всевозможных изводах: физических и психологических. Концепт оригинальный, для пятнадцати минут идеально. Для часа уже требует большей драматургической точности. Час сорок пять, которые идет «Рассинхрон», высидеть непросто. В нем определенно нескучно выстроен аудиальный мир героини, провоцирующий Си на психозы и другие невротические расстройства. Но также не достает мощного драматического развития персонажа и обстоятельств.

[STAT_ART_2]



Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости — 17:44, 18 сентября
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости — 16:22, 18 сентября
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Новости — 15:19, 18 сентября
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина