Обзоры, Музыка — 12 сентября 2021, 10:47

Черный на все времена. Борис Барабанов о переизданном альбоме группы Metallica

Текст:
Алина Бавина,
главный редактор

3 сентября в городе Блэксбурге, штат Вирджиния, сейсмографы зафиксировали колебания земной коры. Костры рябин тут ни при чем. Это 65-тысячный стадион, на котором играет футбольная команда местного университета Hokies, приветствовал свих любимцев, которые вот уже 20 лет выходят на первую игру сезона под звуки песни группы Metallica Enter Sandman. Соперниками Hokies были Tar Heels из Северной Каролины. Тоска по футбольным матчам с полной загрузкой трибун сложилась с неутоленной страстью к живым стадионным концертам и умножилась на традицию. Болельщиков штормило так, что это заметили сейсмологи. Показатели приборов были далеки от значений, соответствующих настоящему землетрясению, и все же намного превосходили норму. Видеоролик с толпой, прыгающей и качающейся под Enter Sandman, мгновенно стал вирусным. Стоит ли говорить, что в этот день Hokies выиграли?


Так сама жизнь подлила масла в огонь PR-кампании переиздания легендарного альбома Metallica, вышедшего 12 августа 1991 года. Его официальное название — Metallica, однако чаще всего про него говорят как про «Черный альбом», потому что обложка представляла собой черный квадрат. На нем были размещены логотип Metallica и изображение гремучей змеи с гадсденовского флага США, но они едва просматривались на темном фоне.


Переизданный альбом появился в продаже утром 10 сентября. Запись подверглась ремастерингу и, помимо цифровых площадок, вышла на двойном виниле, трех компакт-дисках и аудиокассете. Для самых преданных фанатов собран бокс-сет, включающий в себя, помимо винила и CD с оригинальным альбомом, picture disc с синглом Sad But True, три концертных винила, 14 компакт-дисков с рабочими миксами, демонстрационными и концертными версиями песен и интервью группы, а также 120-страничную книгу о записи альбома и еще множество фанатской меморабилии вроде папки с текстами песен и набора медиаторов.

Альбом Metallica стал первым, добравшимся до вершин чартов по всему миру. Причина тому — появление на пластинке группы, причастной к изобретению стиля «трэш-метал» и пользовавшейся беспрекословным авторитетом в мире хард-н-хэви, медленных песен The Unforgiven и Nothing Else Matters, пригодных к трансляции на коммерческих радиостанциях и MTV. При этом к восторгу фанатов группа не потеряла ни йоты «тяжести», а с балладами на альбоме соседствовали монументальные «риффовые» номера Sad But True, Enter Sandman, Wherever I May Roam и другие. «Черный альбом» остался в истории рок-музыки как едва ли не единственный пример превращения лидера экстремального музыкального стиля в коммерческий феномен без потери лица и доброго имени.

 

В отличие от даже самых коммерческих альбомов других групп из «большой четверки трэш-метала», к которой принято относить Slayer, Anthrax, Megadeth и Metallica, у последней есть альбом с песнями, известными любому прохожему на улице. Это Metallica. На протяжении всех 1990-х группа питалась плодами успеха альбома, катаясь по миру с концертами (в том числе в России, на легендарном фестивале 1991 года в Тушино «Монстры рока на баррикадах») и экспериментируя с темпом и саундом на альбомах Load (1996) и Reload (1997) в стремлении снова сделать вещь, понятную всем. В итоге жизнь в фарватере «Черного альбома» привела к непрекращающемуся стрессу и серьезным разногласиям внутри группы, к уходу бас-гитариста Джейсона Ньюстеда и окончанию самого коммерчески успешного периода в истории коллектива. В 2003 году Metallica выпустила альбом St. Anger, в котором не было не то что медленных композиций, а даже гитарных соло. Группа продолжила карьеру и даже получала Grammy, но радиохитов больше не сочиняла. 

Вместе с ремастированным изданием Metallica группа подготовила к 30-летию альбома трибьют, получивший название The Metallica Blacklist — «Черный список Metallica». Он вызвал едва ли не больший интерес, нежели переиздание оригинальной пластинки со всеми сопутствующими сувенирами. 

То, что убежденные рокеры Metallica сближаются с массовой музыкой, стало понятно в 2017-м, когда они выступили с Леди Гагой на церемонии Grammy. Тогда даже заговорили о возможности записи нового совместного материала. Однако дальше разговоров дело не пошло.

Зато роком в целом и Metallica в частности все больше стала интересоваться Майли Сайрус. Результат — сингл Nothing Else Matters, ставший локомотивом ко всему «Черному списку». В записи трека приняли участие бас-гитарист Metallica Роб Трухильо, барабанщик Red Hot Chili Peppers Чед Смит, гитарист и продюсер Поста Мэлоуна и Оззи Осборна Эндрю Уотт, виолончелист Йо-Йо Ма и Элтон Джон в роли клавишника. Майли Сайрус продемонстрировала прекрасный хард-роковый вокал. Но в целом это была вполне прямолинейная трактовка великой баллады, в которой если что и выделялась, то партия виолончели.

 

The Metallica Blacklist — это четыре диска или 53 песни в исполнении 53 музыкантов и групп. И большинство из них не смогли сдержать детского желания «нажать ногой своей на мощный фуз».

В каком бы жанре ни выступал артист… Нет, какой жизнью ни жил бы человек, в ней хоть раз был момент, когда, запершись в ванной комнате, он играл на «воздушной гитаре» рифф из Enter Sandman. Суть музыкального фанатизма состоит даже не в том, чтобы подражать Джеймсу Хетфилду или играть в одной группе с Ларсом Ульрихом, — суть в том, чтобы быть ими. Трибьют The Metallica Blacklist подарил такую возможность очень разным музыкантам, и большинство из них поддалось соблазну хоть на пять минут «стать “Металликой”». Поэтому и канадская певица Алессия Кара, и икона инди Мак Демарко, и знойный колумбиец Хуанес, и авторитетные альтернативщики Weezer использовали в своих версиях Enter Sandman оригинальную фактуру песни. То есть оторвались в свое удовольствие, не жалея дисторшн. 

Разнообразие стилей, в которых выступают в обычное время участники трибьюта, — его главный козырь. Людям хочется узнать, что сделает с Metallica король реггетона Джей Балвин, фолк-сенсация Фиби Бриджерс или звезда рокабилли Имельда Мэй. Во всех трех случаях результат получился в большой степени предсказуемым. Джей Балвин (Wherever I May Roam) наложил свой речитатив на оригинальные гитарные партии и использовал припев из исходной фонограммы Metallica. Фиби Бриджерс добавила нежной щемящей печали к и без того безрадостной Nothing Else Matters, но ничего нового в этой песне по большому счету не открыла. Имельда Мэй также не стала ничего существенно менять в The God That Failed, проявив, можно сказать, даже чрезмерную деликатность по отношению к оригиналу. 


Кавер-версии, ради которых стоит послушать альбом The Metallica Blacklist 

Сэм Фендер — Sad But True. Молодой британский автор-исполнитель сделал из боевика щемящую балладу под рояль и струнные, лишь формально сохранив связь с изначальной мелодией. Грандиозный пример того, как артист делает чужую песню своей.


Mexican Institute Of Sound, La Perla, Gera MX, Metallica — Sad But True.  Сумасбродный заразительный микс реггетона, музыки мексиканских марьячи и оригинальной версии песни. Обратите внимание на соло трубы.

Cage The Elephant — The Unforgiven. Одна из лучших американских альтернативных групп отнеслась к первоисточнику с максимальным уважением, оставив даже колокольный звон. Добавив в аранжировку высокую партию то ли терменвокса, то ли пилы и снизив вокальный надрыв, Cage The Elephant заменили вселенскую печаль Metallica камерной драмой, и ком в горле от этого стал еще больше.

Vishal Dadlani, DIVINE и Shor Police — The Unforgiven. Версия, целиком записанная индийскими артистами. Жаль, что на альбоме в целом мало интерпретаций, сделанных в странах, о музыке которых мы мало что знаем. 

Moses Sumney — The Unforgiven. Само имя калифорнийского певца и автора Мозеса Самни гарантирует небанальный подход. Мозесу Самни принадлежит самый тихий и самый изысканный номер альбома. И, возможно, так The Unforgiven спел бы Принс.

SebastiAn, Metallica — Don’t Tread On Else Matters. Самый остроумный французский диджей последних 20 лет сделал эпический мэшап из песен Don’t Tread on Me и Nothing Else Matters с приветом Daft Punk и всему french touch.

Dave Gahan — Nothing Else Matters. Солист Depeche Mode Дейв Ган — единственная на всем альбоме величина, сопоставимая по масштабу таланта и по значению для музыки с виновниками торжества. Даже странно, что больше никого из настоящих титанов в проект не пригласили. Что же касается Гана, то его голос подходит для песни «Nothing Else Matters» идеально. Сама же кавер-версия напоминает о временах сотрудничества певца с группой Soulsavers и отсылает к продакшену Трента Резнора из Nine Inch Nails. Иногда кажется, что участники трибьюта, записывая «медляки», соревновались между собой, кто больше выжмет из слушателя слез. Дейв Ган — в числе лидеров. 


Игорь Левит — Nothing Else Matters. Пианист Игорь Левит представляет на альбоме академический цех, а заодно и нашу страну. Первое — весьма убедительно. Последнее — весьма условно. С восьми лет господин Левит живет в Германии.

 

My Morning Jacket — Nothing Else Matters. Редкий на этом альбоме пример, когда стиль исходного произведения кардинально изменен. Американская инди-группа My Morning Jacket превратила суровую мужскую балладу в солнечный тви-поп.

Kamasi Washington — My Friend Of Misery. Блестящая импровизация от ведущего джазового саксофониста нашего времени и его ансамбля.

   

Теги
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова