«Главный герой» (Free Guy)
Парень по имени Парень (Райан Рейнольдс) каждое утро улыбается своей оранжевой рыбке в аквариуме, ходит на работу в банк и водит дружбу с приятелем по имени Приятель (Лил Рел Ховери), пока однажды не сталкивается на улице с эффектной брюнеткой под ником MolotovGirl (Джоди Комер). Парню становится ясно, что весь окружающий мир — компьютерная игра, а сам он не более чем NPC, обычный персонаж, населяющий игровую реальность, за которого никто не играет. А значит, пришло время взять дело в свои руки и изменить правила собственной жизни.
«Главный герой», пожалуй, самый эффектный, зрелищный и умный авторский боевик о компьютерной игре за долгое время. Сюжет развивается параллельно на экранах мониторов и в реальности. В жизни же MolotovGirl — программистка Молли, у которой некогда эксцентричный разработчик Антуан (Тайка Вайтити) украл код и превратил ее маленькую игру в огромный насос по откачке денег. Free City, по которому бродят миллионы игроков со всего мира, — игра в жанре песочницы, где можно носиться по городу, грабить караваны и убивать других игроков. По сути, GTA Online. Но отсылки на этом только начинаются. Сам Антуан одевается примерно как Хидео Кодзима, в тотал луки Y-3, и руководит компанией «Цунами» (привет Konami). Модель его компании — ирония над Ubisoft, годами делающей деньги на опостылевших всем игровых сиквелах. Однако на отсылках кино не строится, хотя с каждым просмотром их количество будет только увеличиваться (тут и Portal, и Saints Row, и PUBG — да чего, в общем-то, нет). И, конечно, иронические детали в духе NPC, всегда одинаково пассивно реагирующих на взрывы и убийства, или игроки по ту сторону экрана — тщедушные психующие школьники, которые видят, как кто-то убивает в игре их альтер эго, качка с автоматом, или стример, живущий с мамой и объедающийся мармеладом.
Фильм, несмотря на множество узнаваемых штрихов любой онлайн-игры, красят и совершенно другие вещи. Классный посыл «выберись из игры и живи» или «ты сам в силах изменить свою жизнь», гениальное камео одного большого голливудского актера (обойдемся без спойлеров, это просто надо видеть) и очень нежная любовная линия, искренне и без манипуляций выдавливающая у зрителя слезки. Она же сводит картину Шона Леви, мастерски обращающегося всегда с вымышленными мирами (вспомните «Ночь в музее»), в романтическую трагикомедию о двух милых нердах-программистах, а сам игрострой — в акт чистого искусства, давно уже не нуждающегося в сомнениях насчет художественной ценности.
Чисто геймерское удовольствие привносит и ностальгия по собственному игровому опыту. Особенно сильно ощущения накрывают в формате IMAX, проносясь по закоулкам памяти, фрагментируя ваши подсознательные и сознательные диски. Однажды в GTA Online я в скине темнокожей девчонки столкнулся с другой девчонкой на мотоцикле, мы долго и миролюбиво ехали в тир, чтобы пострелять, а затем эта девчонка показала моей свое хранилище крутых тачек. В жизни она, как и я, была миролюбивым парнем, и примерно за час игры мы никого не убили, а просто катались по воображаемому Лос-Анджелесу и жили прекрасной виртуальной жизнью. Если у вас когда-то было подобное путешествие, то «Главный герой» подарит вам настоящее медитативное наслаждение, как возвращение в парк аттракционов, где вы бывали когда-то в детстве. И уходить оттуда решительно не захочется.
[STAT_ART_3.5]
«Аннетт» (Annette)
Генри (Адам Драйвер) — стендап-комик, его жена Энн (Марион Котийяр) — оперная певица. Рождение маленькой Аннетт страшной трагедией проходится по браку. Грядет буря.
Возможно, Леос Каракс снял свою лучшую кинокартину, в которой идеально сплел все привычные нити из жестов, экстравагантных актерских выходов и неожиданного монтажа. В то же время киноязык Каракса никогда не был столь разнообразен и причудлив. Безусловно, постоянная смена интонаций может невыносимо раздражать, а форма рок-оперы поднадоесть. И Каракс, надо заметить, за почти 10 лет неплохо изучил современную музыкальную индустрию: при желании в фильме можно увидеть кивки в сторону клипов Дуа Липы и Трэвиса Скотта. Но при всем этом мастерство, с которым Каракс уклоняется от всяческих клише, околдовывает. «Аннетт» буквально извивается в энергетическом экстазе, словно музыкальный эквалайзер, превращая картину в одну из самых оригинальных в этом году.[STAT_ART_3.5]