Рецензии, Музыка — 10 августа 2021, 18:19

В сердце звука. Борис Барабанов о прогрессе в музыке, каким его показали в сериале «Искусство звука с Марком Ронсоном»

30 июля на платформе Apple TV+ вышел первый сезон документального сериала «Искусство звука с Марком Ронсоном». Его оригинальное английское название — Watch The Sound, то есть буквально — «Смотри звук». Оно гораздо лучше отражает содержание ленты, хотя русским переводчикам, вероятно, показалось странным. 

«Искусство звука» оказалось в целом ряду многосерийных музыкальных документалок, в которых акцент смещен с фигуры звезды на фигуру продюсера и на процесс создания музыки. Те, кого интересует эта тема, уже наверняка посмотрели фильм платформы Hulu «Маккартни 3,2,1», где продюсер Рик Рубин расспрашивает Пола Маккартни о том, как создавались великие песни The Beatles. А кто-то, может быть, даже видел мини-сериал Amazon «Шангри-Ла», посвященный самому Рику Рубину. На Netflix давно выходит видеоверсия подкаста Ришикеша Хирвея Song Exploder. Там же, на Netflix, недавно выложили канадский сериал This Is Pop (русское название — «Нерассказанная история поп-музыки»). Меломаны наверняка вспомнят серию роликов под общим заголовком Earworm на ресурсах компании Voх Media. В этих видео буквально на пальцах объясняется, из чего сделана современная поп-культура.


У «Искусства звука» много пересечений с перечисленными фильмами. В числе главных героев — Пол Маккартни, он даже рассказывает ту же историю, что и в «Маккартни 3,2,1»: историю песни Maxwell’s Silver Hammer, записанной с использованием синтезатора Moog. С This Is Pop «Искусство звука» роднит тема целой серии — «Автотюн». Ришикеш Хирвей — один из комментаторов, с которыми общается в кадре «модератор» «Искусства звука» Марк Ронсон.

Фигура Марка Ронсона — то, что выделяет «Искусство звука» на фоне похожих лент. Если Рик Рубин остается в тени своего собеседника, а в This Is Pop сквозного ведущего вообще нет, то Марк Ронсон блистает на протяжении всего фильма. Он предстает на экране не только за звукорежиссерским и диджейским пультом, но и за клавишными, за барабанами, с гитарой и даже у микрофона, хотя признается, что петь не умеет. 

Ронсон выглядит как настоящий стиляга и приковывает к себе внимание, несмотря на то, что актерскими способностями не блещет и говорит мало.

Все потому, что Марк Ронсон — действительно один из выдающихся продюсеров наших дней, да еще и автор Uptown Funk из репертуара Бруно Марса, Shallow из фильма «Звезда родилась» и Back To Black с одноименного альбома Эми Уайнхаус. Ему несложно было получить в кадр таких людей, как Пол Маккартни, Queens Of The Stone Age и Duran Duran, просто потому, что он работал над их песнями. А все остальные суперзвезды, появляющиеся в фильме (DJ Premier, Charli XCX, Дензел Карри, Beastie Boys, Кевин Паркер из Tame Impala, Шон Оно Леннон, Квестлав из The Roots, Дейв Грол из Foo Fighters) соглашаются на разговор, потому что знают, что он пойдет прежде всего о музыке, об их профессии. Кэтлин Ханна из группы Bikini Kill так и говорит Марку: «Я никому не даю интервью, потому что все спрашивают меня о феминизме и движении Riot grrrl. Спасибо, что пригласил поговорить о дисторшне».

В первом сезоне «Искусства звука» шесть серий: «Автотюн», «Сэмплинг», «Реверберация», «Синтезаторы», «Драм-машины» и «Дисторшн». Марк Ронсон повествует о спецэффектах и технических решениях, которые стоят за всей современной поп-музыкой. В сериале есть и истории конкретных песен, но рассказывая о них, Марк Ронсон отталкивается от саунда, а не от мелодии или текста. Каждая из этих историй впечатляет, но есть настоящие жемчужины. Например, рассказ Дейва Грола о том, как в Nirvana строилось взаимодействие ударных и педали «фуза».

Эми Уайнхаус и Марк Ронсон/Фото: Getty Images

Но самые впечатляющие эпизоды фильма связаны не с песнями и не с их исполнителями или авторами, а с моментами поиска и открытия. Когда Марк Ронсон попадает в «самую тихую комнату», где ученые добиваются нулевого отражения звука, или в тоннель с «самой длинной реверберацией», сериал перемещается на территорию науки. Тогда выясняется, что Марка Ронсона больше всего интересует, где заканчивается человек-творец и начинаются технологии. Грань зыбкая. И это в фильме еще не коснулись темы сочинения музыки искусственным интеллектом, о котором говорят все больше и больше. Возможно, речь об этом пойдет в новом сезоне «Искусства звука», если его будут снимать.

Фото: Getty Images
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова