Расскажите, пожалуйста, про клубную индустрию в Латвии! Мне кажется, что даже люди, далекие от клаббинга, понимают, что какие-нибудь Ибица или Берлин — мировые столицы ночной жизни, а вот что происходит в этой сфере в Латвии — тайна, покрытая мраком.
Максим: Мы, наверное, лучше расскажем, что было раньше, потому что год уже как ничего не происходит…
Из-за пандемии все стоит у вас?
Максим: Да, но летний сезон дал возможность делать хоть какие-то небольшие мероприятия, да и то вход исключительно с QR-паспортами. Честно говоря, ночная жизнь в Риге не такая бурная, как в других больших городах, потому что это в общем-то как большая деревня… (Смеется.)
Богдан: И если в 2000-е Рига гремела, то сейчас… До глобального кризиса 2008 года у нас в городе было по меньшей мере два крупных клуба: Nautilus и Essential. Nautilus, кстати, делали местные ребята с москвичами. И каждые выходные тут была практически Ибица: приезжали всякие хедлайнеры с мировыми именами — от Пита Тонга до Армина ван Бюрена и так далее. Ну и андеграундные диджеи тоже выступали. Потом грянул 2008-й, и, к сожалению, население нашего города сократилось тысяч на 250-300. Eсли мы когда-то были близки к городу-миллионнику, то сейчас у нас в лучшем случае 600 тысяч человек живет. И, к сожалению, большая часть уехавших — это молодежь, основная целевая аудитория ночных клубов, электронной музыки.
Богдан: Если посмотреть на сцену, сейчас есть всего несколько основных команд, в том числе мы, Amber Muse. C 2004 года мероприятия делаем.
Максим: Ну и несколько minimal-команд тоже…
Богдан: Да, у нас в последние пару лет активизировались ребята, которые и продюсируют музыку сами, и активно продвигают minimal — у них есть лейбл Micronica. Они также в разных клубах, которые остались, делают свои вечеринки.
Максим: Этим летом ковид хоть как-то притих, поэтому что-то можно делать. Мы со страхом ждем, что будет дальше.
Богдан: В этом году у нас прошел десятый сезон летних вечеринок на речном корабле — Das Boot. Они спасают что в прошлом сезоне, что в этом.
А лейбл Amber Muse вырос из промокоманды или наоборот?
Богдан: Смотри, в 2004-м Amber Muse открылся как лейбл звукозаписи. Мы выпустили четыре пластинки (тогда это еще были хаус и соулфул), сейчас двинулись больше в сторону техновых и ломаных битов. Когда только открыли лейбл, первые мероприятия, которые мы делали, были по сути презентацией наших релизов. После этих первых четырех пластинок подумали, что надо делать свои вечеринки.
Максим: И за это время мы, наверное, около двухсот мероприятий провели.
Богдан: Ну да, может, и больше. Причем разного масштаба: от маленьких интимных вечеринок до многотысячных рейвов.
Максим: И это стало основной нашей деятельностью.
Богдан: В целом мы вообще все делаем вокруг музыки: выпускаем релизы на лейбле, организуем вечеринки, сами продюсируем/пишем музыку, еще ведем на русском языке онлайн-журнал про электронную музыку TestPress.news, что в нашем двуязычном обществе довольно сложная задача, потому что мы пишем на русском, а здесь все же больше 70 процентов людей говорят по-латышски.
Максим: И поскольку нет никакого дополнительного финансирования, мы все это делаем за свой счет, своими силами. Все держится на энтузиазме.
Кстати, Богдан мне написал как-то, что в Латвии нет (или практически нет) журналистов, которые пишут про электронную музыку и разбираются в ней. Это же тоже достаточно красноречивый показатель того, в каком состоянии находится эта сфера и какой уровень интереса к ней.
Максим: Вообще, сейчас ситуация стала немного лучше: новостные порталы хоть как-то начинают поддерживать локальных артистов, но в целом — да, такое ощущение, будто электронной музыки в Латвии не существует.
Богдан: Знаешь, представители государственных учреждений и каких-то фондов, как и редакторы крупных новостных порталов, не воспринимают электронную музыку как часть мировой культуры — скорее это просто развлекуха для них. Я вот недавно общался с Ильей Ворониным — бывшим редактором русского Mixmag…
Да-да, он же закрылся недавно…
Богдан: Да. Я рассказывал ему, что мы обратились в местный государственный фонд, который поддерживает культуру — подали проект о финансировании нашего журнала TestPress.news. К сожалению, получили отказ — как и ожидалось. Они написали, что электронная музыка — это слишком узкий жанр в контексте высокой культуры. Ну и, в общем, Илья сказал, что в России тоже не очень много журналистов, которые пишут про электронную музыку. Спрос небольшой, поддержки нет.
Какие сейчас есть классные клубы в Латвии, сконцентрированные на электронной музыке? Если после пандемии такие остались.
Богдан: Летом тусовки проходят в творческом квартале улицы Таллинас, которым занимается независимое бюро городского развития — оно находит какие-то заброшенные здания, бывшие производственные помещения, территории и облагораживает их. На улице Таллинас среди поп-заведений было небольшое местечко, абсолютно темное, человек на 100-150, наверное. Называется Service, но и оно собирается закрываться.
Есть еще клуб One One. Он по вместимости, наверное, чуть больше и сейчас снова взялся за привозы диджеев. Ну и бывшая портовая зона Андрейсала, которую тоже уже некоторое время пытаются превратить в культурно-развлекательный хаб, и сейчас там большая концентрация коммерческих заведений.
Максим: Промоутеры, кстати, часто выбирают какие-то независимые площадки, не клубные.
Богдан: Вообще, с местами сложность, потому что вокруг одни сплошные жилые дома, а люди у нас нервные — не хотят, чтобы им по ночам шумели.
Максим: Но тем не менее в позапрошлом году мы в центре Риги, на бывшем пивоваренном заводе, вместе с Ксенией Камиказой из Platz für Tanz организовали фестиваль UNDER на пару тысяч человек. И, к нашему удивлению, все прошло даже без особых инцидентов с полицией — именно относительно жалоб на шум. Но то пространство, к сожалению, закрылось. Сейчас квартал облагораживают — джентрификация.
Думаю, все пока в режиме ожидания. Не знаю, каким нужно быть оптимистом, чтобы сейчас запускать новую площадку: совершенно не понятно, что будет происходить дальше.
Богдан: Пишут, что, скорее всего, осенью нас ждет очередная волна, поэтому летом мы всю энергию вкладывали в мероприятия…
Максим: А помимо мероприятий зимой планируем издать первый альбом.
Он тоже будет выпущен на лейбле Ovum, на котором вы сейчас выпустили New Path?
Богдан: У нас есть собственный лейбл — Amber Muse, который, по сути, служит площадкой для издания нашей музыки. На нем и думаем выпустить первый лонгплей Taran & Lomov. С иностранными лейблами иногда сложно сконтачиться, но очень круто, что мы были услышаны, и вот уже второй релиз вышел на Ovum. Первый был в августе прошлого года.
А как вообще происходит этот контакт? Вы с ними связались сами или они вас нашли и захотели подписать на лейбл?
Максим: Обычно, конечно же, артисты находятся в поисках больших платформ и рекорд-лейблов. Мы тоже были теми, кто предлагал издаться у них. (Смеется.)
Богдан: Ну да, так обычно и происходит: ты пишешь музыку, ищешь какие-то лейблы, которые подходят тебе по звучанию, присылаешь демо. Мы пытаемся находить какие-то персональные контакты, но и просто на общие имейлы тоже посылаем. Таким образом завязывается общение, появляются контакты и определенный результат.
Максим: Параллельно у нас есть музыкальный проект Queer On Acid. К моему великому удивлению, нам даже удалось, несмотря на пандемию, в самый пик этого ужаса издать виниловую пластинку. И в рамках этого проекта предстоят еще два новых релиза.
Богдан: То есть этот новый EP, который вышел в июле на Ovum, совмещает два наших проекта: Taran & Lomov и Queer On Acid. Они различаются по звучанию и по энергии, и поэтому мы решили, что четыре трека из EP надо разделить по этим проектам.
Вы предугадали мой вопрос о том, почему было сделано такое разделение и зачем вообще второй проект Queer On Acid, когда уже есть Taran & Lomov.
Максим: Как Богдан уже сказал, проекты отличаются по звучанию. Музыкально нас кидает от инди-дэнса до техно (Смеется.), и мы не из тех диджеев и продюсеров, которые…
Богдан: … выбрали одну линию и гнут ее.
Максим: Да, то есть мы очень эклектичные в плане музыки, и лично мне скучно все время работать в одном жанре, поэтому все получается довольно по-разному. И когда мы поняли, что свою музыку надо разделить на два проекта, стало проще продюсировать: если раньше все время вставал вопрос, сочетается ли все написанное стилистически, по жанру, то сейчас об этом не приходится задумываться.
Богдан: И опять же, если смотреть на это с точки зрения слушателя или диджея, который, например, следит за лейблом или за каким-то артистом, то он, скорее всего, предполагает, какое звучание будет у следующего релиза: будь то R&S или Ilian Tape. Точно так же с продюсерами. Поэтому мы решили разделить эти направления, в том числе и для того, чтобы люди, которые ждут (или случайно увидят) релизы Taran & Lomov или Queer On Acid, примерно понимали, чего ожидать.
Как правильно расшифровать Queer On Acid? Дословно — «Квир на кислоте»? Или какие-то скрытые смыслы есть?
Богдан: «Под кислотой», да. Но это шутка, конечно. (Смеется.)
Максим: Вообще, этот проект начался просто с прикола: как я говорил, у нас осталась музыка, спродюсированная года четыре назад и уже не очень подходившая под Taran & Lomov, и, вместо того чтобы «сжечь» это все, я предложил ради шутки издать ее под каким-то другим проектом. И оказалось, что у аудитории и артистов к этому появился большой интерес — мы получили много хороших отзывов, ну и решили продолжать проект, просто немного его подкорректировать в более андеграундную сторону.
Богдан: Ну, первый релиз тоже был достаточно андеграундный.
Максим: Но так, как сейчас, мне больше нравится! (Смеется.)
Богдан: Мне кажется, название, которое мы придумали, довольно цепкое получилось.
А не было к вам никаких претензий по поводу пропаганды веществ?
Максим: Acid же не обязательно воспринимать буквально. Это больше отсылка к музыкальному жанру — acid house.
Точно, я как-то не подумала об этом. То есть у вас получается такая игра слов в названии.
Богдан: Именно!
Максим: И в Queer On Acid мы очень часто используем синтезатор Roland TB-303, который дает классический acid-звук. В принципе — да, конечно, игра слов есть, но название скорее надо воспринимать больше в музыкальном контексте.
Расскажите теперь, пожалуйста, про ипишку New Path.
Богдан: Если сравнить с первым нашим EP, то по биту, ритмическим паттернам он был более разреженный. Новый EP больше ориентирован на 4/4 (тактовый размер «четыре четверти», содержащий четыре доли. — Прим. SRSLY), на прямой бит, по энергии очень танцпольный. Мне показалось, нам удалось сделать эти треки такими, что их можно сыграть в любое время дня и ночи: это не бескомпромиссное техно, которое ты предполагаешь услышать только в клубе или на каком-то большом рейве. То есть, по-моему, получился баланс между мелодичностью, аналоговой теплотой и танцпольной энергией.
И кислотностью.
Богдан: Ну и кислотностью, да, несомненно! (Смеется.)
Кстати, мне вот очень понравился трек Back Door. Вот это прямо «кисленько» было.
Богдан: Вообще, мы после рассылки промо получили очень много клевых отзывов от таких классиков жанра, как Кен Иши (Ken Ishii — известный японский техно-диджей. — Прим. SRSLY) и DJ Rolando (техно-диджей из Детройта. — Прим. SRSLY). И это, конечно, тоже очень вдохновляет на дальнейшую работу. Они же все начинали в конце 80-х, в 90-х, и это, опять же, говорит о том, что наше звучание находит отклик в их восприятии музыки и что нам в каком-то смысле удалось из сегодняшнего дня прикоснуться к классике электронной музыки — хауса, техно, эйсида — и гармонично все смешать.
Не планировала задавать этот вопрос, но почему-то сейчас пришло в голову: почему все засирают тек-хаус?!
Богдан и Максим: (Смеются.)
Богдан: Я попробую объяснить с музыкальной точки зрения. Как мне кажется, этот жанр стал настолько типичным и он делается по настолько предсказуемым паттернам и лекалам, что ты просто от него начинаешь уставать. Эта музыка дико скучная.
Максим: И если ты пишешь или слушаешь музыку какого-то другого жанра, то тек-хаус уже кажется настолько примитивным и неинтересным.
В общем, вы тоже засираете тек-хаус.
Богдан: Он, знаешь, наверное, сегодня сменил EDM в каких-то суперклубах на Ибице и тому подобных и ассоциируется с этакой posh-тусовкой — в том смысле, что на такую тусовку люди приходят не за музыкой, а за развлечением и из желания показать себя.
Максим: Тек-хаус — по сути, хороший энергичный фон. Я вообще отношусь лояльно к любому жанру. Просто если у меня будет выбор, что слушать, то вряд ли я остановлюсь на тек-хаусе. А так — народ пляшет — на здоровье. Но это немножко расстраивает, потому что означает, что люди не хотят вдумываться в музыку. Для многих это просто как белый шум.
Спасибо за мнения! Давайте, пожалуйста, подытожим ваши творческие планы: какие релизы намечаются, какие альбомы пишете и так далее.
Максим: Следующий релиз у нас будет от Queer On Acid на Takeout (это лейбл Shadow Child — тоже хорошая площадка). В конце года мы планируем на своем лейбле Amber Muse издать альбом — это будет дебютный лонгплей Taran & Lomov. Я вообще как-то скептически всегда относился к электронным альбомам, потому что редко попадается что-то интересное и концептуальное, поэтому даже не думал, что мы когда-нибудь сами созреем на подобный большой формат. Но тут как-то собрался материал, который, по нашему мнению, сложился в одну историю. При этом в нем будет довольно разная электронная музыка. Потом у нас в январе выходит вторая ипишка Queer On Acid на лейбле Dense & Pika Kneaded Pains. А сейчас будем продолжать пробовать делать мероприятия и передачу, которая идет на Megapolis FM каждую неделю.
Много всего происходит. Полтора года пандемии позволили нам сконцентрироваться на музыке, написать очень много треков, даже собрать альбом, сделать несколько ипишек Queer On Acid — такими продуктивными мы не были никогда. Еще я нашел время написать несколько треков под своим отдельным проектом East Cho (он больше ориентирован на инди-дэнс, дарк-диско — осенью будет релиз на Nein Records). То есть музыкальным продюсерам, как бы ужасно это ни звучало, локдаун пошел на пользу, потому что раньше сложновато было совмещать написание музыки с активной промоутерской деятельностью.
Ну и финально: поделитесь, пожалуйста, какими-то недавними своими открытиями в электронной музыке. Что из последних релизов вам понравилось?
Максим: Ой, это так сложно, потому что столько музыки вокруг. Одно из недавних открытий для меня — это Феликс Лейфур (Felix Leifur — исландский музыкальный продюсер. — Прим. SRSLY). Мне нравится практически все, что издается от его имени, это такая нетривиальная музыка — от drum’n’bass и ломаных ритмов до дип-тек звучания. Наверное, это один из самых интересных артистов, за которым я сейчас очень слежу.
Богдан: А мне очень понравились Zenker Brothers и их лейбл Ilian Tape. Они под конец прошлого года выпустили альбом, который я переслушиваю от начала до конца. Хочется, чтобы все альбомы электронной музыки были такими: чтобы их было не скучно играть и приятно слушать. Был еще альбом Skee Mask Pool, тоже вышел на Ilian Tape. Он такой… не с прямым битом, очень много ломаного — интересно слушать.
Богдан: Если еще говорить про артистов, то мы в последнее время довольно много играли и следили за релизами Адама Антайна под именем Dawn Razor (российский техно-диджей и продюсер. — Прим. SRSLY).
Спасибо! Интересно было узнать ваше мнение. Все-таки вы занимаетесь селекцией для сетов и для передачи, и через вас много этого проходит.
Богдан: Ну да, поскольку у нас передача выходит каждую неделю, мы прослушиваем довольно большое количество музыки.
Максим: Передача, кстати, позволила нам в целом не выпасть из музыкальной обоймы.
Богдан: И все время слушать, быть в курсе того, что нового происходит вокруг. Но в передаче мы играем не обязательно прямо суперсвежую музыку. Иногда что-то вытаскиваем из 90-х или из 2010-х — в общем, что-то для себя открываем, что не слышали до этого, и делимся в эфире.
Максим: Я уверен, слушатели тоже не особенно прокачаны…
Богдан: Ну, тек-хаус мы там не играем. (Смеется.)
Максим: Нет, я не про это! Я про то, что иногда слышишь какие-то старые треки и удивляешься, что этой вещи 15-20 лет. Но для меня она новая, и я с удовольствием ее играю в сетах и по радио. Мне сейчас даже больше нравится копаться в старой музыке, чем в новой. Очень много нового открываешь для себя.