Обзоры, Образ жизни — 7 марта 2021, 12:34

Как осознанное потребление поможет развитию локального бизнеса. Мнение экспертов и самих производителей

Все мы хотим прийти в сырную лавку, как, например, во Франции, и сказать продавцу: «Мне как обычно», поболтать с ним по душам и уйти со свежими и вкусными продуктами под мышкой. Мы решили разобраться, почему у нас так не работает и что делать, чтобы исправить ситуацию. Вопрос обсудили с экспертами сервиса Flowwow, объединяющего местные магазины по всей стране — от цветочных до продуктовых, и самими локальными производителями, которые к нему подключены.

Главная покупательская привычка в России, которая, кажется, уже стала неотъемлемой частью образа жизни: поехать в выходные в гипермаркет едва ли не всей семьей и закупить много всего и впрок. Якобы так выгоднее. То, что на это уходит грандиозное количество времени, сил и нервов, просто остается за скобками. Равно как и то, что на деле часть продуктов может испортиться, и их придется выбросить. Это и невыгодно, и не то чтобы экологично.

К счастью, в больших городах появляется все больше адептов осознанного потребления. Менять привычки, оказывается, не так уж сложно — например, покупать у локальных производителей ровно столько, сколько нужно на ближайшие пару дней, а не впрок. А еще необязательно тратить целый выходной на поездку в супермаркет — можно гораздо интереснее провести время, а продукты заказать онлайн. Или убить сразу двух зайцев — сделать заказ у локальных магазинов. Так, сервис Flowwow доставляет товары именно из местных лавок, а не со складов. Вы даже можете пообщаться напрямую с продавцом в чате приложения и, например, спросить, свежие ли продукты. 

Мы поговорили с представителями локального бизнеса из разных городов о том, как создать более комфортные условия для местных производителей и какие потребительские привычки нам стоит поменять.

Ксения Тихонова, владелица магазина Kremstore в Москве

У всех локальных производителей одинаковые проблемы: отсутствие узнаваемости бренда и доверия к нему. Натуральная косметика, продажей которой занимается наш магазин, — растущий, но пока еще узкий сегмент рынка в России. Если в Европе общество в большинстве своем уже осознает ценность натуральных составов, потому что там широко публикуются исследования, то в нашей стране по части просветительской работы еще поле непаханое. 


Поэтому для нас недостаточно использовать классические инструменты продвижения. Огромное внимание мы уделяем просветительской деятельности, рассказываем нашей аудитории, зачем вообще смотреть на этикетку с составом и почему стоит выбирать натуральную косметику, знакомим с различными ингредиентами и объясняем, как работает косметика и какое воздействие она оказывает на организм.

Если продолжать тему потребительских привычек, меня очень волнует отношение к доставке. Гонка за бесплатную доставку заказа в течение пятнадцати минут доходит до абсурда, когда эта покупка становится убыточной для бизнеса. Особенно сложно работать с маркетплейсами, которые стремятся конкурировать за счет демпинга и загоняют продавцов в жесткие рамки. Хорошо, что есть платформы, позволяющие нам как магазину самостоятельно определять сроки и стоимость доставки, — к таким, в частности, относится Flowwow.

Светлана Лосева, директор Eclair cafe в Новосибирске

Для нас главная проблема — найти квалифицированный персонал. Никто не рассматривает должность официанта как дело всей жизни. В основном на эту работу соглашаются студенты, но они чаще всего берут смены вечерами или на выходных. Непросто найти тех, кто будет работать в будни с 7 утра. 


Другая сложность, с которой столкнулся весь ресторанный бизнес в прошлом году, — запуск доставки. Мы привыкли к живому общению с клиентами и сначала не представляли, как перенести эти отношения в онлайн. Однако все оказалось не так страшно: отправляя заказы через Flowwow, я могу оперативно получить обратную связь — как человек оценил продукцию, соотношение цены и качества, доставку. Кроме того, мы отправляем фото заказа, прежде чем передать посылку курьеру, чтобы покупатель видел, как продукция была изготовлена и собрана. Есть ощущение, что мы все так же заботимся о наших клиентах, будто сервируем для них столик в кафе. 

Виктория Куцевалова, владелица магазина свечей и подарков @ognidecor в Екатеринбурге

Для нас отсутствие узнаваемости и доверия — это главные трудности, которые нужно преодолевать. Людям гораздо проще купить продукт известного и существующего годами бренда, прогуливаясь по ТЦ, чем выискивать что-то новое и необычное в интернете, заказывать и ждать. Поэтому процесс завоевания репутации для маленького бизнеса сложный, но это даже интересно.


Я считаю, что привычки нужно воспитывать, а тренды создавать. Для этого локальным брендам стоит искать новые каналы общения с клиентами, а также объединяться для предоставления наилучшего сервиса. Один из вариантов — размещение на маркетплейсе, где вы одновременно и конкурируете, и делите аудиторию с другими продавцами. Flowwow — уникальный сервис, предоставивший простым мастерам хендмейда удобную и доступную площадку для продаж, которая может заменить собственный сайт. Для меня подключение к платформе — это доступ к огромному числу пользователей и большая ответственность.

Альбина Aрндт, руководитель отдела аккаунтинга Flowwow

Я каждый день общаюсь с локальными брендами и могу сказать, что среди них есть очень успешные, причем это могут быть как проекты с командой из двадцати человек, так и самозанятые мастера. Я убеждена, что на любой товар есть своя аудитория, главное — найти (или вырастить) ее, это и есть наша задача как маркетплейса. Мы помогаем партнерам находить клиентов из других городов и даже стран: находясь в любой точке мира, пользователь Flowwow может порадовать близкого человека авторским украшением или пирожным, сделанными по соседству с получателем.


Приятно понимать, что наша работа формирует привычки осознанного потребления — мы не только даем возможность роста местным брендам, но и меняем взгляд на шопинг наших клиентов. Я буду очень рада, если по прочтении материала вы попробуете дойти до ближайшего рынка, а, выбирая подарок, вспомните о десятках мастеров, живущих неподалеку и готовых создать для вас нечто уникальное.

На правах рекламы 

12+

ООО «ФЛАУВАУ», ОГРН/ИНН 1207700263198/9702020445
Адрес:129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 3, строение 3, этаж Мансарда, пом. 1

Фото: Люся Дурасова
Кино — 19:50, 5 июня
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «История звука», «Вдохновитель», «Частная жизнь», «На посошок»
Новости — 19:05, 5 июня
Slava Marlow запускает музыкальное телеграм-медиа «Гараж»
Новости — 14:34, 5 июня
Идрис Эльба и Джон Сина в трейлере фильма «Главы государств» 
Новости — 11:45, 5 июня
Афиша фестивалей и подборки треков: «Яндекс Музыка» запустила проект «Леточелла»
Новости — 19:10, 4 июня
Роман Каграманов, Маха Все Круто, Карина Мурашкина, Саша Стоун и другие блогеры в новом шоу «Культура для всех»