В этом летнем обзоре книжных новинок и переизданий знаковых произведений мировой литературы обсуждаем «Жизнь на продажу» Юкио Мисимы и «Шоу уродов господина Араси» Суэхиро Маруо. А еще поем дифирамбы бестселлерам «Смерти.net» Татьяны Замировской, «Темным искусствам» Оскара Де Мюриэла и «Укромному уголку» Анны Даунз
Татьяна Замировская после трех сборников короткой прозы представила свой первый большой роман — «Смерти.net». Издателем выступила редакция Елены Шубиной, в которую не так-то просто попасть (отбор довольно жесткий и скрупулезный, что делает каждую книгу событием), любезно поместившая в начале книги QR-код. По нему вряд ли можно попасть в ресторан, но дополнительную информацию о романе и его вселенной получите сполна.
Мир, в котором существует главная героиня, давно научился создавать цифровые копии сознания людей и загружать их после смерти в «интернет для мертвых». Загружается именно последняя копия, которая была сделана при жизни, и какая версия придет в себя после кончины, уже зависит от регулярности обновлений бэкапа каждого индивидуума. Итак, главная героиня, обращаясь к своей бабушке (подразумевается поколение, которое пугает цифровая реальность и приводит в ступор упоминание про обновление софта), рассказывает историю своего послесмертья. Вся суть истории в том, что в смерти протагонистки виновен ее муж, цифровую копию, которого активируют во время Великого восстания. Копия мужа была сделана за два месяца до убийства, и он, естественно, не догадывается о причинах и мотивах «будущего» преступления.
Цифровой мир Замировской был бы не полон без нейро-зомби (люди, умершие до цифровой эпохи и не успевшие скопироваться, но благодаря коллективному сознанию воссозданные в послесмертье по общим воспоминаниям) и реальных предметов, которые каким-то чудным образом оказываются на серверах и вызывают у нейро-зомби наркотическую ломку. Реальные предметы стабильны, они не меняют формы и внешних качеств вне зависимости от того, кто будет ими владеть. Поэтому они имеют безграничную ценность, и приобрести их можно только на аукционах, где в роли экспертов на подлинность выступают как раз нейро-зомби.
Представьте себе серию «Робоцыпа», где главный герой попадает в один из эпизодов «Черного зеркала», а там его встречают голограммы Жозе Сарамаго и Филиппа Дика. У него получается завести разговор о жизни после смерти у уютного кибер-камина, и тут в комнату врывается цифровая копия Кафки, переворачивает все вверх дном, и уже отлаженный ход беседы идет коту под хвост (в книге котикам уделено особое внимание). Примерно так можно обозначить тот симбиоз, который получился у Замировской в «Смерти.net». Но ее уникальные идеи и канва сюжета доминируют над отсылками к классикам.
Издательство «Иностранка», как котик из мема с часами, решило, что пришло время выпустить один из крайних романов Юкио Мисимы «Жизнь на продажу», который был написан прямо перед тетралогией «Море изобилия» и его харакири. Но обо всем по порядку. Юкио Мисима после первого крупного произведения сразу же снискал любовь критиков и начал купаться в лучах славы. За свою писательскую карьеру был трижды номинирован на Нобелевскую премию и на данный момент является самым читаемым во всем мире японским писателем. Эта краткая выжимка из биографии была бы неполной без упоминания бодибилдинга, которому он посвящал свободное от писательства и создания военизированной группировки время. Все политические хитросплетения послевоенной Японии находили отражение в его романах. Но в какой-то момент жизни он так увлекся мыслями о государственном перевороте, что после неудавшейся попытки совершил харакири.
«Жизнь на продажу» имеет схожую со многими произведениями японских авторов сюжетную основу: после неудачной попытки наложить на себя руки жизнь главного героя переворачивается с ног на голову, и он попадает в самые непредсказуемые ситуации, которые меняют его до неузнаваемости. Протагонист Ханио Ямада решает открыть необычное предприятие по продаже собственной жизни. Заказы начинаю сыпаться один за другим, как и деньги, которыми покупатели осыпают Ханио. А так как в последний момент у него всегда получается ускользнуть от Смерти перед самым ее носом, спрос на его услуги растет как на дрожжах. Заказы поступают и от отвергнутого пожилого старичка, который хочет поквитаться с предавшей его молодой любовницей, и от сумасшедшей библиотекарши, решившей сорвать неплохую сумму на продаже редкого издания энциклопедии, и даже от сына аристократичной вампирши (магический реализм во всей красе). И вот так желание свести счеты с жизнью окунает Ханио в глобальный заговор, от которого у него развиваются мания преследования и боязнь смерти.
«Жизнь на продажу» по атмосфере и стилистике очень хочется сравнить с «Научи меня умирать» Мацуо Монро (переиздайте, пожалуйста, данное произведение, уважаемые издатели, оно же шедеврально). Вот только у истинного японца Юкио Мисимы есть свой богатый жизненный опыт в послевоенной Стране восходящего солнца и его язык достоверней передает тонкости быта, менталитета и одиночества в обществе, нежели Мацуо Монро (псевдоним русского писателя Кирилла Алексеева, пишущего про Японию как про родную страну).
Аниме по манге «Шоу уродов господина Араси», вышедшей из-под пера Суэхиро Маруо (причем и комикс и мультфильм), входит в топ-10 самых запрещенных во всем мире, что вызывает бурный интерес к произведению уже 37 лет. Совсем недавно было выпущено переиздание манги в твердой обложке: расширенная версия с дополнительными материалами. Сразу предупреждаем, если вам меньше восемнадцати лет, то лучше даже не гуглить про этот комикс, а если достигли совершеннолетия, то советуем погуглить перед прочтением (не каждая окрепшая психика справится с увиденным). А предупрежден, значит вооружен, что к искусству тоже применимо (один Сатурн, пожирающий своего сына, чего стоит).
Двенадцатилетняя Мидори, оставшаяся без родителей, соглашается на уговоры господина Араси и примыкает к его цирковой труппе. Ее единственная мечта — повидать мир, но осуществлению оной не суждено сбыться. Практически она попадает в рабство ко всем артистам балагана, которые эксплуатируют девочку и издеваются над ней, не ведая жалости. Но как по мановению волшебной палочки к труппе присоединяется карлик-фокусник Уандер Масамицу, который проявляет сострадание к бедной Мидори и становится для нее долгожданным билетом на свободу, только с ним возможен побег из этого затянувшегося ада. Вот только расставаться с безропотной сиротой никто из циркового семейства просто так не собирается. Тут-то Масамицу и проявляет свои истинные сверхъестественные способности, погружая всех в сущий кошмар наяву.
Все известные сказки, если в них вчитаться, имеют жестокую и безжалостную сердцевину, только притворяясь добренькими и милыми. Суэхиро Маруо решил не припорашивать свою историю детской присыпкой, а показал выкрученную до максимума и гипертрофированную реальность послевоенной Японии (с уклоном в треш, как умеют только японцы). Отрисовано все настолько реалистично и живо, что некоторые фреймы хочется развидеть, а первую главу, например, возможно забыть только после стирания памяти нейрализатором Людей в черном.
Если никогда не брали в руки мангу, то можем успокоить — с чтением справа налево освоиться так же легко, как и с вождением праворуких машин, важно лишь погружение в процесс. А там и целый мир японской специфической поп-культуры откроет свои врата, пока запреты не коснулись и бумажных версий знаковых произведений.
Дебютный роман Анны Даунз «Укромный уголок» совсем недавно появился на русском языке благодаря издательству Inspiria — издательскому бренду группы «Эксмо-АСТ», появившемуся в прошлом году. И этот роман — один из главных фаворитов летнего сезона (одна только обложка продаст половину тиража).
Анна Даунз с самых первых страниц усердно вставляет палки в колеса своей главной героине Эмили, которая по итогу пролога практически касается дна.
Сначала Эмили увольняют из крупной инвестиционной компании (временная подработка секретарем), на следующий день ее киноагент решает прекратить сотрудничество и расторгнуть контракт. Эмили остается подсчитывать оставшиеся дни до выселения из квартиры за неуплату аренды. Но тут, барабанная дробь, появляется спаситель Скотт (он же зачинщик всех увольнений и бедствий Эмили) — директор той самой инвестиционной компании, который преподносит ей на золотом блюдечке работу мечты. Нужно в кратчайшие сроки отправиться во французское загородное поместье и начать помогать по хозяйству его жене Нине и дочери Аврелии. Жизнь на побережье в роскошном особняке с бассейном (обложка книги манит к себе магнитными импульсами), не слишком сложные поручения работодателей и отдых от цифровой среды маячат в воображении Эмили как оазис. Но по прибытии каждый новый день открывает сокрытые тайны семейной «идиллии» Скотта и Нины (повествование ведется от лица всех троих персонажей, и параллельное раскрытие сюжета с полярными точками зрения на происходящее заставляет читателя стыдливо подглядывать за героями).
Сервис Hulu очень любит превращать такие произведения в вялотекущие сериалы с большим количеством диалогов и минимальным бюджетом (главные герои медленно идут прорубленными в джунглях тропами, безостановочно разговаривают, а в конце пути по всем законам драматургии превращаются в прокачанные версии себя же). Из «Рассказа служанки», например, получилось выжать четыре сезона, «Укромный уголок», надеюсь, обойдется одним, если до этого, конечно, дойдет. А там и второй роман Анны Даунз выйдет весной следующего года. В общем, режим ожидания включен.
Английский писатель Оскар Де Мюриэл в повседневной жизни химик, переводчик и виолончелист. И именно с расследования об убийстве виолончелиста он начинает серию романов о напарниках-детективах. Но речь пойдет не о ранних делах и притирке двух кардинально противоположных личностей, а сразу о пятой по очередности и единственной на данный момент локализованной книге цикла — «Темные искусства» («Доктора Хауса» мы же можем начать смотреть с любой серии, тут, видимо, принцип такой же).
Инспекторы шотландской полиции Иэн Фрей и Адольфус «Девятипалый» Макгрей (история возникновения никнейма рассказывается в кратком предисловии) — давние знакомые, которых судьба свела четыре книги назад. В романе «Темные искусства» главные герои берутся за расследование загадочного убийства. Во время спиритического сеанса погибает шесть членов одной семьи, в живых остается только гадалка Мадам Катерина, которую пригласили быть проводником между миром живых и мертвых. Все подозрения падают на выжившую, и Высокий суд потирает потные ладошки в ожидании заседания. Злобные зрители и сторона обвинения в предвкушении очевидного безжалостного приговора.
Для Девятипалого это дело чести: в свое время гадалка помогла ему справиться с сильнейшим потрясением в жизни (инфа в предисловии). Его вера в сверхъестественные силы благодаря ей превратилась в одержимость, и только рациональный педант Фрей может контролировать ход расследования, уводя его от версии о происках дьявола к более приземленным мотивам.
Можно до бесконечности перечислять романы, герои которых живут и существуют в викторианскую эпоху. Это один из самых популярных и любимых писателями всего мира исторический сегмент, где цивилизация стремительными шагами движется к индустриализации, паровая тяга качает меха истории и местные гастарбайтеры за копейки мостят мостовые. Промышленная революция набирает обороты, люди стекаются в столицы и города растут как на дрожжах. Атмосфера пропитана мистикой и тайнами оккультных наук. Скрип половиц под ногами, шелест штор на сквозняке и вой собаки в полнолуние — идеальный антураж, куда надо лишь поместить замысловатое убийство и двух следователей. А в жанре исторического детектива — это кладезь атрибутов для построения добротного сюжета, дальнейшего успеха автора и аванса за несколько книг вперед.