«Время» (Old)
Семейная пара (Гаэль Гарсиа Берналь и Вики Крипс) с детьми приезжает на курорт погреть пузо, но супруги немного не в ладах, общаются исключительно на повышенных тонах и поглядывают друг на друга исподлобья. Водитель автобуса (М. Найт Шьямалан) отвозит их и еще некоторых счастливчиков в райскую гавань, окруженную скалами. Неожиданно оказывается, что время там течет по-другому, а если точнее, за день проходит пятьдесят лет.
Отойдя в сторону от создания мультивселенной с героями из «Неуязвимого» и «Сплита» после «Стекла», разруганного критиками и зрителями, но довольно незаурядного и уж точно неглупого, М. Найт Шьямалан возвращается с новым оригинальным концептом, который не так уж оригинален, как может показаться на первый взгляд. Избегая спойлеров (если их знать, то фильм можно не смотреть: вряд ли вы проведете так же мучительно два часа на любом другом триллере Шьямалана), важно отметить, что «Время» — абсолютно вторичный аттракцион эмоциональных спекуляций и физических метаморфоз.
В фильме «Время» «Клаустрофобы» встречают «Лекарство от здоровья», но это отнюдь не комплимент. «Клаустрофобы» были умело выстроенным кубиком Рубика — жестоким, стильным и неожиданным. «Лекарство от здоровья» Гора Вербински, кажется, так и осталось довольно непонятым и сильным авторским высказыванием о германской мифологии и западноевропейской же литературной традиции. В финале, конечно, Вербински разошелся «Пиратами Карибского моря», но это же Гор Вербински, а человек так пострадал от нападок, что до сих пор ничего не снимает. Впрочем, возможно, сказался шлейф «Одинокого рейнджера».
Вернемся к «Времени». Ничто так сильно не утомляет в современных триллерах (и поразительно, что этот факт коснулся Шьямалана), как натужное выстраивание семейной драмы на обломках саспенса. Очевидно, у героев есть миллион и один способ свалить с пляжа, где все вокруг стареют, бьются в конвульсиях и умирают. Но никакая из возможных мотивационно-логических структур не в силах побороться с желанием большого автора собственноручно (а Шьямалан в фильме играет еще и важную роль) поиграть в Линделофа и сериал «Остаться в живых». Впрочем, скажем спасибо, что попытка обосноваться в философском размышлении о бытии обернулась понятным научным дидактическим объяснением и не обзавелась шестью сезонами. Если бы герои уехали с острова, а потом в порыве травматического влечения еще бы туда и вернулись, весь зал бы в момент поседел.
[STAT_ART_1]
«Тайна Сен-Тропе» (Mystère à Saint-Tropez)
Начальник (Жерар Депардье) вызывает сыщика-недотепу Жана Булена (Кристиан Клавье) на виллу в Сен-Тропе расследовать подстроенное убийство. Там Булен должен работать у барона Клода (Бенуа Пульворд) дворецким и втереться в доверие к жильцам дома. Подслушивая разговоры эксцентричного греческого режиссера (Венсан Дезанья), своенравной актрисы (Элиза Башир Бей) и других не вполне вменяемых гостей, Жан должен выявить настоящего убийцу и не потерять рассудок в суматошной жизни на Ривьере среди светских склок, званых ужинов и экстремальных заездов по извилистым горным дорогам.
«Тайна Сен-Тропе» — упоительно уморительное летнее развлечение в лучших французских традициях комедий с Луи де Фюнесом. Кристиан Клавье дает комиссара Жюва, постоянно вляпывается в неприятности, собирает все возможные гэги, бьется коленками о мебель, проваливается в люки, роняет коктейли с подноса — попросту упивается кретинизмом своего героя. Не уступают в очаровательном идиотизме ему и Пульворд с Депардье, всячески провоцирующие Булена на необдуманные поступки. За классическую детективную линию отвечает неизвестный в латексном костюме, снующий по вилле и устраивающий разные подлости.
В целом, конечно, «Тайну Сен-Тропе» не хочется ни за что упрекать, поскольку комедия Николя Бенаму ни на что и не претендует, кроме саркастического взгляда на нравы утомившейся от отдыха богемы. Однако лиризма, к примеру, Николя Бедоса ей недостает, что в общем-то не порок: вряд ли этим летом вы найдете другую морскую комедию, где двое заслуженных французских звезд накуриваются гашишем и отчаянно валяют дурака.
[STAT_ART_2]