Интервью, Интервью — 8 июля 2021, 00:36

Интервью с Иркой Быркой — той самой российской художницей, сделавшей принты для Jacquemus

Новость о том, что российская художница-самоучка Ирка Бырка (настоящее имя — Ира Бырка) из города Радужный Владимирской области сделала принты для новой коллекции Jacquemus, облетела весь интернет. Коллаборация случилась благодаря инстаграму: менеджер Jacquemus по разработке тканей вышла на Бырку по хештегам и написала ей в директ, предложив обсудить сотрудничество. Мы поговорили с Ирой и узнали, как изменилась после коллаборации ее жизнь, слышала ли она что-то о Jacquemus раньше и встретилась ли с Симоном Жакмюсом.

Вам прислали уже те самые футболки? 

Пока нет, еще рано. 

Обещали?

Должны одну прислать, надеюсь. (Улыбается.)  


Обычно в ситуациях, подобных вашей, говорят, что проснулся другим человеком. Все так? 

Думаю, все же нет. Да, многим на ум приходит фраза: «Ты проснулась знаменитой». Мне так сразу и пишут. Но в моей жизни ничего не изменилось, все по-прежнему. Знаете, ничего не перевернулось. 

А планы на жизнь не поменялись? Вы еще не собираете чемоданы, чтобы переехать из Радужного прямиком в Париж?  

Дело в том, что я в любом случае собиралась уехать отсюда, и с коллаборацией это никак не связано. В Радужном я живу временно, потому что собираюсь переезжать в Нидерланды, но не из-за работы или учебы, а по личным делам. Зарабатывать деньги уже буду там, но к Jacquemus это не имеет отношения. 

А чем вы занимаетесь? Чем зарабатываете? 

Вообще, я предпочитаю себя называть моушн-дизайнером и иллюстратором. Если говорить в общем, то можно обозначить меня художником. Менять профессию пока не собираюсь… 

Уходить в фэшн?

Нет, абсолютно! Все скучно, все по-старому…

При этом вас везде называют художником-самоучкой. То есть совсем нет никакой базы?

Да, художник-самоучка, именно так. У меня нет профильного образования, я училась на специалиста по электронной коммерции. Но тяга к творчеству была всегда, я интересовалась анимацией... Поэтому, когда случился переломный момент в профессиональном плане, я резко поняла: вот оно — то, что мне нравится. Дальше все делала сама, училась на каких-то курсах, чтобы получить навыки по конкретным направлениям. По вечерам и ночам работала, занималась 3D-моделированием. Так и пришла в профессию. 

А про Jacquemus вообще слышали до этого?

Да, но очень поверхностно. Например, знала, что это бренд, который сделал классные показы в полях. Видела знаменитые маленькие сумки Jacquemus. Все эти новости сложно было пропустить. Ну и, конечно, знала про существование Симона Порта, который к тому же еще и очень красивый. На этом мои знания заканчивались. Поэтому, когда мне написали от Jacquemus с предложением о работе, я сначала задумалась: «А что это? Что-то знакомое же!» Потом зашла в их профиль, первым делом увидела те самые фотки с полей и обомлела. 

А вы смогли все-таки поговорить с красавчиком Симоном?

Нет, с ним лично я не разговаривала, только с его командой. Думаю, он слишком занят, чтобы общаться с фрилансерами. 

Долго вы согласовали итоговый рисунок? И тюльпаны — целиком ваша идея?

Они увидели картинки с тюльпанами у меня в инстаграме. Это был мой эксперимент. Я вдруг обнаружила, что мне нравится рисовать цветочки, и решила попробовать сделать их в 3D, в таком наивном виде. Они заметили именно эту иллюстрацию, но сначала запрос был просто на цветы в таком стиле. В итоге я сделала для них шесть вариантов, где были и другие наименования. Однако выбор они остановили все-таки на двух тюльпанах. Что-то их там зацепило. 

Представители бренда все-таки сказали, почему выбрали именно вас?

Мы это особо не обсуждали, у нас не было душевных посиделок за чаем. Кроме того, все произошло достаточно быстро, сроки были сжатыми, примерно две недели, им надо было уже тестировать ткани. Возможно, я была одной из последних, кого они подключили. Помню, мне сказали: «О! Это именно то, что мы искали». То есть мои работы совпали с их изначальным представлением. Думаю, мне просто удалось попасть в их запрос. Такое стечение обстоятельств, ничего больше.  

А как друзья отреагировали?

Мои друзья знали почти сразу. «Прикольно!» — вот так они отреагировали. Когда мне прислали письмо, я была с подружкой, мы обе прочитали его, долго смотрели друг на друга, думали, что это прикол или розыгрыш. Ведь такого просто не может быть! Но когда все осознали, подруга начала бегать по комнате и кричать от радости. Потом она нашла в интернете Симона и начала орать: «О боже! Это он, это он!» Все друзья были очень рады, им было интересно узнать какие-то подробности от близкого человека.

А в Jacquemus отрефлексировали, что вы из России? Было ли это важно для них? 

Я как раз первым делом спросила их об этом, еще до брифа. Меня волновало, не будет ли проблем с документами. Они ответили, что все в порядке, главное — показать статус фрилансера. Поэтому преград не было. 

Учитывая, что все это произошло через соцсети, будете ли вы их дальше развивать?

Мне как раз не очень близка эта тема, осторожно отношусь к соцсетям. От тиктока вообще до сих пор пытаюсь отнекиваться. Стараюсь не открывать его специально, только иногда, по ссылкам. С инстаграмом другая ситуация: его я уже рассматриваю как портфолио, это работает, стало неотъемлемой частью профессии. Если ты занимаешься творчеством, то инстаграм — почти единственный способ себя представлять и продавать. Тут не отвертишься. 

Вы сейчас переместитесь в Нидерланды. Может быть, попытаетесь встретиться с дизайнером или хотя бы с командой? Есть ли вообще планы на продолжение сотрудничества?   

Пока таких планов у меня нет. А зачем? Смотрите, они же всегда делают какие-то разовые интересные штуки, поэтому им нет смысла регулярно сотрудничать с одним и тем же художником. Я бы на их месте искала новых. Поэтому классно, что и наша история была всего раз. 


Новости — 17:50, 3 декабря
«Злая» стала самой кассовой экранизацией бродвейского мюзикла
Новости — 15:51, 3 декабря
ИИ вырастил первую в мире съедобную брокколи
Новости — 13:46, 3 декабря
Александр Хант работает над детективом в духе Агаты Кристи
Новости — 11:39, 3 декабря
Принцесса из королевства страха и боли: внимаем дебютному альбому Маши Мацель Gráta
Новости — 18:17, 2 декабря
«Ундервуд» и Константин Хабенский выпустил вторую часть сборника на стихи Окуджавы