Колонка, Музыка — 2 июля 2021, 22:40

Mumford & Sons на острие атаки. Борис Барабанов о скандале в самой популярной фолк-группе мира

Один из самых громких сюжетов последних недель в музыкальной индустрии — уход из британской группы Mumford & Sons ее сооснователя Уинстона Маршалла, игравшего в коллективе на гитаре и банджо. Mumford & Sons — двукратные лауреаты Brit Awards и «Грэмми», а их альбом Babel (2012) дебютировал одновременно на первом месте чарта Billboard и британского альбомного чарта. Группа существует с 2007 года, и ее состав никогда не менялся. Если конфликты были, они всегда решались внутри коллектива. До той поры, пока в дело не вмешалась cancel culture.

В марте нынешнего года Уинстон Маршалл имел неосторожность похвалить в твиттере книгу «Разоблаченные: Внутри радикального плана антифа по уничтожению демократии» («Unmasked: Inside Antifa’s Radical Plan to Destroy Democracy»).

Ее автор Энди Нго — писатель и блогер правого толка, который прославился своими комментариями относительно радикального характера группировок, относящих себя к антифа и Black Lives Matter. Нго — один из немногих публицистов, кто позволяет себе сомневаться в законности бунтов и грабежей во имя расовой справедливости. Согласно нынешней мейнстримовой повестке, этих самых «бунтов и грабежей» в 2020 году в США вовсе не было, а было нечто вроде «лета любви». Марши протеста, прошедшие более чем в 200 городах, вошли в историю, благодаря усилиям главных СМИ, как «в целом мирные». Даже безоценочное упоминание эпизодов насилия и мародерства влечет за собой мгновенную атаку на автора в соцсетях. Энди Нго не понаслышке знаком не только с буллингом в медиа, но и с физическим насилием. В 2019 году, по словам Нго, он получил черепно-мозговую травму во время видеосъемки левых протестов в Портленде.


Энди Нго — противоречивая фигура, комментаторы на каждом шагу уличают его в передергиваниях, а угрозу со стороны антифа (на этом движении Нго не на шутку зациклен), газета Los Angeles Times, отреагировав на книгу, назвала «воображаемой». Однако «Разоблаченные…» все же были замечены многими, это факт. Отмахнуться от книги сложно. Ее автор — не фрик-маргинал, он пишет тексты в Wall Street Journal и New York Post, а его труд попал в топы бестселлеров нон-фикшн New York Times и Amazon. Расследования Нго, которые касаются происхождения, структуры и действий групп левых боевиков, изложенные на страницах книги, представляют собой как минимум захватывающее повествование.

«Поздравляю, наконец-то нашлось время прочитать столь важную книгу. Ты храбрый человек», — такой комментарий оставил в твиттере 6 марта Уинстон Маршалл (сейчас твит уже удален. — Прим. SRSLY). С этого все и началось.

Его коммент ретвитнули десятки тысяч раз. В комментариях его обвинили во всех смертных грехах, включая симпатии к Гитлеру. Уинстон Маршалл не писал, что он разделяет воззрения Нго или верит его расследованиям. Он просто отметил, что выпустить такую книгу в наше время — это поступок. И этого оказалось достаточно.

Общественная реакция срикошетила на всю группу Mumford & Sons. Интернет-ястребы обещали перестать их слушать. Просто сотрясали воздух, не более. Однако всем памятен недавний случай с кантри-певцом Морганом Уолленом — самым успешным исполнителем кантри последних лет. Его феноменальная карьера оказалась на грани краха, когда в дружеской перепалке с друзьями он произнес слово «нигер». Факт был задокументирован добрыми соседями с включенными телефонами и передан сайту TMZ. Через несколько дней Уоллену пришлось извиняться, да не перед приятелями, а перед всей нацией. И тем не менее Apple Music и Spotify немедленно изъяли его песни из кантри-плейлистов, а 1400 радиостанций убрали их из эфира.

Уинстон Маршалл тоже оперативно извинился и пообещал более тщательно изучить темы, поднятые Нго. А также объявил, что понимает: своим необдуманным комментарием нанес вред группе и поэтому временно отходит от ее дел. Однако пожар не утих, и хейтеры продолжали критиковать и Маршалла, и всю группу, обвиняя гитариста в лицемерии, а его соратников — в отсутствии реакции на выходку коллеги.

Прожив несколько месяцев в аду, Маршалл свои извинения отозвал. И вот это уже поступок настоящего храбреца. В конце концов, Энди Нго писал книгу, отдавая себе отчет, каких демонов будит и какой может быть реакция аудитории. Это его работа. А музыкант Уинстон Маршалл высказал свое мнение. Ведь для этого и существуют социальные сети.


24 июня Маршалл объявил об окончательном уходе из группы, несмотря на то что другие члены Mumford & Sons просили его этого не делать. Вот, что он пишет в своем эссе «Почему я ушел из Mumford & Sons»: «На протяжении всей пандемии я что-то публиковал про книги и посчитал этот твит таким же безобидным, как и другие. Как я оказался неправ! В течение 24 часов он был в тренде с десятками тысяч гневных ретвитов и комментариев. Я не мог предвидеть, что мои комментарии к книге с критикой крайне левых могут быть истолкованы как одобрение столь же отвратительных крайне правых. 

Нет ничего более далекого от правды. 13 членов моей семьи были убиты в концентрационных лагерях во время холокоста. Моя бабушка, в отличие от своих двоюродных братьев, теток и дядей, выжила. Мы с ней были близки. Моя семья очень хорошо знает, что за зло — фашизм. Называть меня "фашистом" было невероятно нелепо. И моим друзьям, моим товарищам по группе тоже досталось. Мы — четыре самостоятельных личности, которые в глазах общественности были единым целым. Кроме того, в названии группы есть имя нашего вокалиста. В результате моего твита в его адрес выдвигались довольно уродливые обвинения. Я непреднамеренно втянул в спорную и резонансную проблему своих коллег и их семьи. И несмотря на все давление, которое на меня оказывалось, они предложили мне остаться в группе. Для этого требовалось мужество, особенно в эпоху так называемой «культуры отмены». Я извинился и согласился на время отступить. Как и ожидалось, последовала еще одна волна хейта, на этот раз за грех извинения. Последовали клеветнические статьи, в которых меня называли "правым" и так далее. Хотя в том, чтобы быть консервативным, нет ничего плохого. Когда меня заставляют навешивать на себя политический ярлык, я колеблюсь между "центристом", "либералом" или более честным "немного тот, немного этот". Нынешние оценки показывают, насколько черно-белым стал политический дискурс. Я критиковал "левых", значит, я должен быть "правым". По крайней мере, такова их логика». 

Далее в своем тексте Уинстон Маршалл цитирует «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына: «Протрите глаза, омойте сердце и выше всего оцените тех, кто любит вас и кто к вам расположен».  

«В безумии момента я отчаянно пытался защитить своих товарищей по группе, — пишет Маршалл. — Осиное гнездо, в которое я случайно угодил, обрушило на них и их семьи целый рой. Я не хотел, чтобы вся группа страдала из-за моих действий».

Объясняя свое решение покинуть группу, Маршалл снова приводит слова Солженицына, на этот раз из эссе «Жить не по лжи!» которое музыкант, по его собственным словам, не раз перечитывал после мартовских событий: «И тот, у кого недостанет смелости даже на защиту своей души, — пусть не гордится своими передовыми взглядами, не кичится, что он академик или народный артист, заслуженный деятель или генерал, — так пусть и скажет себе: я — быдло и трус, мне лишь бы сытно и тепло».

«Я мог бы остаться и жить в режиме самоцензуры, — пишет в финале своего эссе Маршалл, — но это подорвет мое чувство целостности. Я уже почувствовал себя не в ладах со своей совестью. Надеюсь, что, дистанцируясь от группы, смогу высказывать свое мнение, а они не будут страдать от последствий. Я ухожу с любовью в сердце и желаю этим трем парням только самого лучшего. Не сомневаюсь, их звезды будут сиять еще долго».

Музыкант — хитмейкер, миллионер, лауреат «Грэмми» — решил уйти из группы, которая была смыслом всей его жизни, потому что его нормальное желание быть честным с самим собой могло нанести ей урон. И теперь вопрос: может ли такая группа существовать дальше? Смогут ли любимые по всему миру «мамфорды», когда-то совершившие революцию в поп-музыке, обойдя со своим фолк-роком вездесущий R’n’B, смириться с уходом товарища, брата по оружию, и работать дальше?

Пока их реакция ограничивается постом в фейсбуке: «Желаем успеха. Любим тебя, парень».


Фото: Getty Images
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова