«Ледяной драйв» (The Ice Road)
Пассивно-агрессивный водила Майк (Лиам Нисон) соглашается на сомнительную авантюру по спасению рабочих из-под завалов алмазной шахты. Соглашается, потому что его братец Гурти (Маркус Томас) — герой войны с психоневрологическим недугом — грезит покупкой грузовика, на который с помощью авантюры как раз можно заработать. В дело впрягаются не менее опытные водилы: владелец транспортной компании Голденрут (Лоренс Фишберн) и его подопечная Танту (Эмбер Мидфандер). Поездка сразу оборачивается проблемой: апрельский лед начинает подло поттаивать, трасса превращается в череду испытаний.
Фильм заслуженного мастера экшен-жанра Джонатана Хенсли («Армагеддон», «Крепкий орешек 3: Возмездие») — штука старомодная и в первые 20 минут увлекательная. Суровые дядьки на фурах возрождают почивший жанр трансплотейшна, с которого в 1972-м с «Дуэлью» начинал и Стивен Спилберг. Вопрос лишь в том, что в подходе Хенсли решительно не достает ревизионистского взгляда, и по большому счету «Ледяной драйв» ничем качественно не отличается от другого десятка фильмов с Лиамом Нисоном — все те же на арене, просто в других локациях. Снег, лед, северное сияние. Вполне себе эскапистское июльское развлечение — посмотреть это кино в зале кинотеатра с кондиционером, послушать, как Нисон говорит: «Дело не в деньгах, это уже личное», после чего устремляется в погоню за негодяями, подставившими его на сложном рейсе. Но, честно говоря, смотреть такие фильмы в век Тейлора Шеридана — примерно как есть чизбургеры на заправке после похода в «Макдоналдс». Жирно, но как же скучно и безвкусно.
[STAT_ART_1.5]
«Звук металла» (Sound of Metal)
Рубен (Риз Ахмед) — барабанщик в группе Blackgammon — внезапно и безвозвратно теряет слух, что ставит под угрозу его карьеру и жизнь. Как и любой музыкант, Рубен воспринимает мир ушами, а если уши не слышат, живым назвать себя сложно. На помощь приходит ветеран с алкогольной зависимостью Джо (Пол Рэйси), группа поддержки, центр реабилитации, импланты, но ничто, кажется, не вернет то прекрасное время, когда звук барабанных палочек был способом коммуникации с миром.
Название «Звук металла» точно и многогранно отражает замысел режиссера-дебютанта Дариуса Мардера. Металл и в музыке, и в жестокости мира, у которой всегда на тебя свои планы, и в искаженности аудиального восприятия реальности через импланты. Скрежет, который теперь навсегда в твоих ушах. Это крепкий первый фильм, неслучайно отмеченный шестью номинациями на «Оскар», в которых картина одержала две победы: за монтаж и лучший звук. Чересчур дидактический, затянутый, но стильный и важный, выводящий, во-первых, на сцену редкого персонажа больших голливудских драм — рок-музыканта, во-вторых, освещающий редкие, слепые, как оказывается, зоны в мировом кино. Попробуйте вспомнить хотя бы один фильм про утратившего слух музыканта за 20 с лишним лет. Разве что «Глухой пролет».
Сила «Звука металла» заключена в социально-смысловой прямолинейности. Ну и нельзя, конечно, не отметить Риза Ахмеда, выбравшегося наконец из гетто второплановых ролей и сыгравшего роль, достойную его таланта.
[STAT_ART_3]
«Человек, который продал свою кожу» (The Man Who Sold His Skin)
Сэм (Яхья Махайни) оказывается под политическим преследованием и бежит в Ливан, где в поисках еды случайно забредает на выставку современного искусства. Там его встречает маститый художник Джеффри Годфруа (Коэн Де Боу) и делает предложение, от которого невозможно отказаться. На спине Сэма появляется тату шенгенской визы, а сам он начинает колесить по миру с художником и сидеть в просторных выставочных залах. Теперь он живой экспонат.
Тунисская режиссерка Каутер бен Ханья заявила о себе на Каннском кинофестивале в 2017 году бездарной и популистской картиной «Красавица и псы» о жестоком произволе властей. В «Человеке, который продал свою кожу» гиперссылок еще больше. Человек без прав становится рабом у лощеного и богатого европейца Годфруа — очевиднейший кивок в сторону Вима Дельвуа, на реальной истории которого и основан фильм. Современное искусство — следующая гиперссылка. Абстрактное нечто, мир люкса и лицемерия. Вопросов телесности картина не касается, не хватает художественных и драматургических средств, зато достаточно неона, выпендрежных пролетов камеры и модных луков язвительного арт-дилера (ненужная роль Моники Беллуччи).
Лента получила номинацию на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и приз за лучшую мужскую роль в секции «Горизонты» на Венецианском кинофестивале. Все честно. Актер отличный, его сцены общения с матерью — лучшее, что есть в картине. Ну а не получить оскаровскую номинацию при столь притягательной теме европейской вины было бы настоящим упущением. Ради такого мощного экспорта можно продать и кожу.
[STAT_ART_2]