«Ночной дозор» — одна из самых знаменитых картин Рембрандта, однако мало кому известно, что изначально она выглядела несколько иначе: размер без того масштабного полотна был немного больше. Три столетия назад шедевр голландского мастера обрезали по бокам, и удаленные фрагменты не дошли до наших дней. Но теперь его можно увидеть таким, каким он был прежде, так как команда амстердамского Rijksmuseum смогла воссоздать утраченные части с помощью искусственного интеллекта.
Рембрандт написал картину в 1642 году. Она должна была украсить новое здание Стрелкового общества, но во второй половине XVII века строение утратило статус штаб-квартиры гражданского ополчения, и в 1682-м бургомистр решил переместить ее в только что построенную амстердамскую ратушу. О том, что произошло с «Ночным дозором» после, стало известно благодаря художнику, знатоку искусства и реставратору Яну ван Дейку, который в период между 1746 и 1766 годами был хранителем картин в ратуше. В 1756 году он опубликовал работу «Художественное и историческое описание и комментарии ко всем картинам в амстердамской ратуше», в которой сокрушался, что «Ночной дозор» обрезали, дабы картина уместилась между двумя дверными проемами в одной из небольших комнат. Из-за этого с левой стороны полотна исчезли две человеческие фигуры, а с правой — часть барабанщика. Говоря об этом акте вандализма, ван Дейк ссылался на копию картины, которая приписывается Герриту Люнденсу — нидерландскому живописцу, который также делал копии работ многих голландских мастеров. Его версия «Ночного дозора» была больше и содержала те фрагменты, которые отсутствовали на оригинале, но стилистически немного отличалась от подлинника.
Теперь же благодаря труду ван Дейка, копии Люнденса и возможностям современных технологий исходный вид полотна удалось восстановить. Для этого собранной Rijksmuseum команде специалистов пришлось обучить нейросеть рисовать так, как это делал Рембрандт. Оказывается, что если искусственному интеллекту «показать» ряд проблемных ситуаций, сопроводив их решениями, то он сможет справляться с аналогичными задачами. Происходило все в несколько этапов, на каждом из которых перед компьютером стояла конкретная задача: он должен был понять, как воспроизвести стиль, цвет и пропорции картины.
Так, на этапе работы со стилем цифровые версии оригинала и копии Люнденса «разрезали» на множество мелких фрагментов. В качестве «проблемы» нейросети предлагали рассмотреть части копии, а в качестве «решения» — аналогичные кусочки произведения Рембрандта. Когда обучение было завершено, искусственному интеллекту поручили воссоздать утерянные фрагменты, и он справился с задачей, показав утраченные части картины такими, какими бы их написал Рембрандт — убедиться в этом можно с помощью видеороликов и других материалов на официальном сайте Rijksmuseum.